Психологическое сопровождение родителей, имеющих детей-инвалидов


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ,
ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Лупиногова Яна Александровна,
педагог-психолог
ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат
для умственно отсталых детей «Теремок»
Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Одним из таких учреждений является дом–интернат «Теремок» на базе которого функционирует отделение дневного пребывания, где педагогам удается создать благоприятные условия для развития и формирования у детей определенных положительных качеств, необходимых для социализации.
С апреля 2015 года на базе отделения началась реализация мероприятий в рамках Грантового проекта «Мы вместе», целью которого было создание благоприятных условий для преодоления изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов со сложной структурой дефекта и детей с ОВЗ, их социально-педагогической и психологической адаптации и интеграции в общество. Психологическое сопровождение в рамках работы проекта было направлено на решение следующих задач:
-оптимизацию детско-родительских взаимоотношений;
-коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ОВЗ;
-обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
-формирование у родителей активной жизненной позиции;
-расширение у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей-инвалидов.
Одной из востребованных форм работы с родителями стала «Горячая линия», целью которой было консультирование родителей посредством средств связи по различным вопросам и нацелено на решение следующих задач:
-обеспечение доступности и своевременности психологической помощи родителям по телефону;
-обеспечение возможности доверительного диалога любой семье;
-мобилизация интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов родителей для выхода из кризисного состояния; положительным результатом считались те ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно решали возникшие проблемы.
Содержание психологического сопровождения реализовалось через основные направления, включающие диагностику, и коррекционно- развивающую работу, консультирование и просвещение родителей. Диагностика включала в себя предварительную беседу с родителями и анкетирование. Беседа позволяла оценить понимание родителями проблем развития ребенка, выявить личные переживания членов семьи, в той или иной мере затрудняющие жизнь семьи в целом. В ходе беседы определялось состояние родителей, жалобы, планирование дальнейшей жизни, поиск способов решения возникших проблем. Анкетирование помогало учесть высказывания, пожелания родителей, уточнить стиль воспитания и психологическую обстановку в семье.
Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей: они активно включаются в воспитательный процесс собственного ребенка, что оказывает положительное воздействие на формирование адекватных детских-родительских контактов.
Индивидуальные консультации проводились после каждого обследования ребенка, а также по запросу родителей. На основе результатов психодиагностики родители получали ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки уровня психического развития детей, возможности их обучения; давались рекомендации по построению благоприятных отношений в семье, организации дальнейших условий воспитания ребенка. Психологическое консультирование семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, базировалось на следующих принципах:
-соблюдение интересов консультируемого члена семьи и его ребенка: родителям разъяснялась возможность и важность воспитания и обучения ребенка.
-в беседе с родителями педагог-психолог стремился не только раскрыть психологическую структуру дефекта ребенка, но и указать его положительные качества. При этом всегда учитывались условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, для того чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми и у родителей не возникало чувство вины перед ребенком и собственной беспомощности.
-коллективное консультирование семьи, которому предшествовало индивидуальное консультирование ее членов с соблюдением тайны индивидуального консультирования. Нередки были случаи, когда родители расходятся в вопросах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жизни. Педагог-психолог анализировал семейную ситуацию, исходя из интересов ребенка, и давал объективную оценку его возможностей.
Информационно-просветительская работа была направлена на просвещение родителей, создание психологического комфорта, актуализацию проблемных тем в развитии детей с различными нарушениями и мотивирование родителей на решение возникающих вопросов. Наиболее актуальные темы касались особенностей заболевания, здоровья, трудностей обучения, развития и воспитания и социализации ребенка инвалида.
Таким образом, работа педагога-психолога с семьёй была направлена на формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителей позволяетим обрести новый жизненный смысл, гармонизировать взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями оптимальных моделей воспитания, что в перспективе способствует социальной адаптации ребенка-инвалида.
Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей с ограниченными возможностями здоровья актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях.
Наиболее эффективным местом реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка самостоятельно. Применяемые в настоящее время в России государственные меры в сфере социальной политики помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, носят пока разрозненный характер и остаются малоэффективными, так как в основном не учитывают специфические социальные и медицинские проблемы и потребности конкретной семьи с ее особыми психологическими, материальными и иными проблемами.
Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:
- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;
- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвежения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественныхтехнических средств;
- социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;
- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровьяв театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психологического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтоб выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться. нужны социальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка сограниченными возможностями здоровья, отмечают, что отсутствует дополнительная литература, достаточная информация. [5,154].
Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего, это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка с ограниченными возможностями здоровья пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог [7,92].
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель педагога-психолога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровия [6,304].
Задача педагога –психолога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот [2,198].
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением [3,22].
Мы часто встречаемся в жизни с трудными проблемами и вопросами. Семья имеющая ребенка – инвалида часто не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на жизненном пути, и нуждаются в помощи.
Основным способом взаимодействия педагога-психолога отделения дневного пребывания с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными здоровья, становится консультирование.
Консультирование семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может осуществляться в следующих направлениях:
психолого-педагогическое консультирование;
семейное консультирование;
профориентированное консультирование.
Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста [1,33].
Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.
Семейное консультирование как вид психологической помощи семье, воспитывающией ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. Консультирование можно определить следующим образом. Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность — личность». Цель консультирования — помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов [4,238].
Таким образом, в жизни детей с ограниченными возможностями и в их семьях возникает много трудностей. Это экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный педагог. Основной целью работысоциального педагога с такой семьей – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для этого социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей; помогает установить связь с другими родственниками, семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. Социальный педагог косвенным образом (то есть в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь) достигает эффекта психологической поддержки семьи, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.
Основным способом взаимодействия социального педагога общеобразовательной школы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными здоровья, становится консультирование.