Системно-деятельностный подход в образовании в условиях реализации ФГОС


Системно-деятельностный подход
в образовании в условиях реализации стандартов
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, правилами, определениями, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно выше своих сверстников из большинства стран. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Наши школьники испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез, планирования эксперимента.
Какие качества необходимы современному выпускнику? Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, кто-то о воспитании, о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, о формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. "Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись.
Сегодня социальный заказ на образование коренным образом отличается от предыдущего.
Современная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.Качество образования понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Таким образом, возникла необходимость изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Вызовы современности предопределили введение нового Федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ.
Второй год в нашей школе ведётся планомерная работа коллектива по обеспечению оптимальных организационных, нормативно – правовых, информационных, кадровых, научно-методических, материально-технических условий для перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
В соответствии с ФГОС ООО разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего образования, внесены изменения в Устав образовательного учреждения, локальные акты (положения, инструкции и т.д.) приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО, преподавание учебных предметов осуществляется по утвержденным рабочим программам, УМК, отвечающим требованиям стандарта. Разработаны и реализуются программы неаудиторной занятости по всем направлениям.
Одним из основных условий успешной реализации стандартов являются личностная позиция, профессиональная подготовка учителя,
его мобильность, готовность изменить самого себя, владение современными технологиями.
Администрация школы обеспечивает все необходимые условия по непрерывности профессионального развития педагогов при переходе на Стандарты через курсы повышения квалификации, посещение семинаров, конференций, мастер-классов, вебинаров и других мероприятий.
В своем выступлении руководитель группы разработчиков образовательного стандарта второго поколения А.Кондаков подчеркнул, что «… в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения велика роль учителя, поскольку он производит практические, реальные обновления, именно его работа претерпевает наибольшие изменения».
В соответствии с планом – графиком за счет средств проекта модернизации педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по проблеме реализации нового образовательного стандарта.
В школе создаются необходимые материально - технические условия реализации ООП. В соответствии с утвержденной заявкой в рамках Проекта модернизации региональных систем общего образования для введения федеральных государственных образовательных стандартов за 2 года реализации проекта в нашу школу поступило:
- оборудование по экологии и математике для начальных классов;
- полный комплект оборудования для учебных мастерских (столярной, слесарной, швейного дела, кулинарии);
- 3 интерактивных программно аппаратных комплекса, в состав которых вошли интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер (моноблок);
- 26 современных компьютеров (моноблоков) для двух компьютерных классов;
- 25 ноутбуков и 6 мультимедийных проекторов, которые установлены в учебных кабинетах;
- кабинет начальных классов в базовой комплектации: ноутбук учителя, 13 нетбуков для учащихся, цифровой микроскоп, документ-камера, интерактивная доска, мультимедийный проектор, система автоматизированного контроля качества знаний обучающихся, полный комплект электронных образовательных ресурсов, традиционные средства обучения по всем предметам учебного плана;
- комплект оборудования для ГИА лаборатории по физике;
- оборудование для кабинетов химии, физики.
Используются информационные ресурсы общеобразовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка, посвященная введению ФГОС ООО) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП. Информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС проходит на родительских собраниях, конференциях, заседаниях органа государственно-общественного управления. На сайте школы размещен Публичный доклад общеобразовательного учреждения.
Основными направлениями психологического сопровождения введения ФГОС ООО в школе являются:
- сохранение и укрепление психологического здоровья;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- развитие экологической культуры;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
- выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
- выявление и поддержка одаренных детей;
- психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержка детских объединений и ученического самоуправления
С целью выявления уровня развития навыков коммуникации, ценностных ориентаций и личностных стратегий поведения проводятся мониторинговые исследования на предмет развития УУД, школьной адаптации и мотивации.
Мотивация учащихся к обучению определяет всю траекторию современного образовательного процесса. Четкая мотивированность обучения: мне это нужно, потому что… при системно-деятельностном подходе формируется у детей при выполнении любого задания, при решении любой учебной задачи.
Именно поэтому системно-деятельностный подход лег в основу Стандарта нового поколения. В связи с официальным введением Федеральных государственных образовательных стандартов системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образования появилось множество вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов, и не потерять при этом интересы ученика? В чем сущность системно - деятельностного подхода? Какую пользу он может оказать учителю и ученику? Что, собственно, он собой представляет? На каких принципах основывается, что обеспечивает? Как вести занятия с точки зрения системно-деятельностного подхода?
В ФГОС ООО, пункте I, прописано: системно-деятельностный подход обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Для реализации системно-деятельностного подхода, в частности, предполагается:
изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели, контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности. Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается системой хорошо вам известных дидактических принципов, которые представлены на слайде.
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и другие, не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.
От учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
В условиях введения ФГОС наши педагоги, сохраняя лучшие традиции российского образования, ориентируют ученика на новые образовательные результаты, отражающие не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности), но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся). Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;  использование активных и интерактивных методик;  участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности;  вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Так, в практике работы учителей нашей школы, преподающих в 5-8-х классах, системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование, коммуникативное взаимодействие.
На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем, что характерно для уроков истории и обществознания
Основными методическими принципами работы на уроках музыки и изобразительного искусства являются принципы увлеченности, «тождества и контраста», сходства и различия, принцип диалога культур.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. В практике работы наши педагоги активно используют следующие технологии для  реализации системно-деятельного подхода: проектное обучение, проблемное обучение, коллективная система обучения, дифференцированное обучение, развитие критического мышления, игровая деятельность, применяют игровые технологии, ИКТ технологии что, несомненно, способствует формированию универсальных учебных действий.
Реализация системно-деятельностного подхода формирует такие ключевые компетентности  учащихся, как готовность к разрешению проблем,  самообразованию,  использованию информационных ресурсов, социальному взаимодействию, технологическая компетентность, коммуникативная компетентность.
 Посещая уроки учителей нашей школы, можно сделать вывод:
структура уроков в основном соответствует требованиям системно-деятельностного подхода: на уроках выделяются этапы актуализации, открытия нового знания, построения и реализация проекта выхода из затруднения, первичного закрепления, рефлексии;
педагоги планируют формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО;
выделяют познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия;
применяют типовые задания для формирования УУД;
используют ИКТ на разных этапах урока, что позволяет урокам быть более наглядными, запоминающимися, насыщенными;
На сегодняшний день можно  говорить лишь о промежуточных результатах работы по реализации системно – деятельностного подхода. Проводимые мониторинги, наблюдения на уроках, внеклассных мероприятиях показывают, что  у учащихся формируются навыки самостоятельной познавательной активности, они овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях, повышается их информационная культура, что проявляется в умении пользоваться различными источниками информации, самостоятельно искать, анализировать необходимую информацию, ребята демонстрируют навыки  работы  в  группе, повышается их коммуникативная культура.
Ключевой технологический элемент системно – деятельностного подхода - это ситуация актуального активизирующего затруднения. Имеющиеся на сегодняшний день затруднения, проблемы – это движущие силы развития и,  своего рода,  «указатели»  путей и перспектив нашей дальнейшей методической и педагогической работы.