Родительское собрание на тему: Трудный диалог с учёбой.



Родительское собрание на тему
«Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся.

Задачи:
Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей.
Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений.
Отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки учебной деятельности ребёнка.

Форма проведения: семинар – практикум.

Подготовка:
«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»
Легуве
«Великая трудность воспитания – это держать детей в повиновении, не портя их характера»
Левис
«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться»
Ж.Руссо
«Кто не может взять лаской, тот не может взять строгостью»
А.Чехов
Тексты заповеди( приложение)
Анкеты для учащихся и для родителей (приложение)

Ход собрания:
Учёба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чём вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда ещё малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учёбой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного учёного, профессора Махмутова, посвящённая проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребёнку в учебной деятельности.
Наша задача состоит сегодня в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приёмы оказания помощи им в этой деятельности.
Слово психологу школы.


А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности(участники разбиваются на группы). Перед вами на доске – «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос «Почему у наших детей снижается интерес к учению?». Значимые , на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах листьях, а по выполнении задания прикрепляете их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время на работу – 8 – 10 минут. (Возможные причины:
Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.
Недостаточное умение читать и понимать текст.
Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.
Несформированность настойчивости, целеустремлённости, терпения, аккуратности, организованности.
Неумение сравнивать, находить аналоги.
Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.
Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.
Низкая самооценка школьника)

Этот этап завершается комментариями каждой группы.

Ув.участники! в процессе подготовки к нашему разговору мы предложили вам и вашим детям ответить на вопросы «параллельной» анкеты, которая касалась вашей роли и степени вашего участия в учебной д-ти детей. Сопоставив результаты анкет, вы можете определить для себя, насколько вы осведомлены о тех учебных затруднениях, о которых заявил ребёнок, и какова степень вашего участия в учебной д-ти. Сравнение поможет вам выявить то, на что вы , возможно, не обращали внимание. Число совпадений ответов укажет вам, насколько точно вы осведомлены о трудностях ваших детей. (замечательно, если число совпадений ответов 10 или близко к 10. Следует очень серьёзно задуматься, если оно 5 или менее. В этом случае вероятнее всего, что вы недостаточно внимательны к учебнлй д-ти своего ребёнка и вам следует находить больше времени для его поддержки.

Сейчас, ув.участники, каждая группа получит вариант ситуаций, который вы обсудите в течение 5 минут и представите возможное решение данной проблемы. Вместо этого можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации. (ситуации – приложение)
Общий вывод: нет правильных и неправильных решений в какой-то сложной для ребёнка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых следует изучать своего ребёнка, быть рядом с ним, разделять проблемы и учиться их разрешать вместе.

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности – учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться – это значит получать одни «пятёрки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя прцесс. Если мы считаем, что уметь учиться – это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.
Для начала надо усвоить, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, решённой задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребёнка, чем хорошая оценка.
Если появились плохие оценки и ребёнок не может с ними справиться, вы ему можете помочь, соблюдая ряд простых правил:
*постарайтесь не особенно ругать ребёнка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.
*выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребёнка оценка, чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребёнок порой не в силах понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть что-то ещё.
*проанализируйте ошибки, не унижая ребёнка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребёнка как личности. На ошибки следует указывать сдержанно.
*хвалите ребёнка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребёнок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принёс вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребёнка.
*хвалите ребёнка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправит или избежать.
*ставьте перед ребёнком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Мы завершаем работу, благодарю участников и прошу каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребёнка.
Слово родителям. (предаём друг другу листок)

Подведение итогов собрания:
Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребёнка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.
У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького человека никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Может быть стоит присмотреться к себе и измениться. Я приготовила для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаю их вам, завершая наш сегодняшний разговор.























Приложение 1.
Заповеди воспитания:
*найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы.
У ребёнка, уверенного в себе, всё получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет ребёнка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.
*не ругайте, а учите!
Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребёнка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. и маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему в порыве гнева. Критиковать надо не ребёнка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоя объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит. Всегда давайте понять ребёнку, чего вы от него хотите, а не только чего вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.
*оцените сильные стороны своих детей.
Мы часто хотим сделать из ребёнка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребёнка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» его ответы могут открыть нам такие способности ребёнка, о которых мы раньше и не подозревали.
*развивайте в ребёнке уверенность в себе.
Если ребёнок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя ещё выше, что ведёт к достижению ещё больших успехов.
*научите своего ребёнка расслабляться.
Умение расслабиться важно для вашего успеха. Когда вы не напряжены, то думаете более чётко, и ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и нучите ребёнка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чём надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть ваш ребёнок думает об этом, пока не успокоится.
*напоминайте ребёнку о его успехах.
Можно также предложить ребёнку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать
*идите к цели постепенно.
Можно нарисовать лестницу с пятёрками на верхней ступеньке и повесить её на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что по программе и т.д.
! никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.







Приложение 2.
Анкета для учащихся.
поддерживают тебя родители в учёбе?
говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?
назови твой самый любимый и самый сложный для освоения предметы.
часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
какой предмет был самым любимым
а)у твоей мамы,
б)у твоего папы?
6. назови, что в течение последней недели читали твои
а)мама,
б)папа?
7. что в течение последней недели прочёл ты?
8. обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
9. наказывают ли тебя родители за промахи в учёбе? Как?
10. любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?

Анкета для родителей.
поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?
говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.
часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?
назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у мужа (жены)?
назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж(жена)?
назовите, что в течение последней недели прочёл (или читал) ваш ребёнок?
обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе? Как?
любит ли ваш ребёнок учиться? Если нет, то почему?























Приложение 3.
Ситуация 1.
«Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как».

Ситуация 2.
«У ребёнка конфликт на почве учёбы в школе».

Ситуация 3.
«Придя с работы, вы застаёте ребёнка в слезах. Поговорив с ребёнком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, кА выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребёнок абсолютно уверен в том, что у нег это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура – вратарь. КА помочь ребёнку, не сломав его?»

Ситуация 4. «Ребёнок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на ваши вопросы о её содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силён в математике?»

Ситуация 5.
«Накануне ребёнок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге – лишь «тройка». Ребёнок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?»

Ситуация 6.
«Ребёнок получил четвёртую «двойку» по одному из предметов».