Социально-психологическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков. За последние годы среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.
В практике работы соответствующего круга специалистов появились и широко используются такие термины как «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями» и др.
Это достаточно большая категория детей, страдающих соматическими и психическими заболеваниями, приводящими или не приводящими к инвалидности; это дети с ослабленным здоровьем, дети, имеющие разной степени отклонения в умственном, физическом или эмоциональном развитии.
1 сентября 2016 года общеобразовательные школы начали работать по ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь, по этому образовательному стандарту, каждый ребенок с особыми образовательными потребностями может обучаться в обычной общеобразовательной школе, со своими здоровыми сверстниками.
В категорию детей с ограниченными возможностями здоровья входят:
глухие и слабослышащие дети;
слепые и слабовидящие дети;
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с тяжелым нарушением речи;
дети с задержкой психического развития;
дети с умственной отсталостью;
дети со слабым аутистическим синдромом.
Статус « ребенок с ограниченными возможностями здоровья» ставит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а статус «ребенок-инвалид» ставит медико-социальная экспертиза (МСЭ).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие органического поражения коры головного мозга. Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной формы, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ 69-50) , умеренная (IQ 50-35), тяжелая (IQ 34-20), глубокая (IQ<20).
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается
недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной
активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов,
их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости
страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля,
поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее
нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению
и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница
советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о
том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических
особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы,
обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их
мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные
операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт,
проявляющихся в трудностях установления отношений между частями
предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от
несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства
и отличия и т. д.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении
эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом
сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены
переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной
деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется
воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных
намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники
предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие
непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются
такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.
Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой
сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их
деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии
мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.
Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности,
поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой
предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее
выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания
они часто уходят от правильно начатого выполнения действия,
«соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют
их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при
проведении длительной, систематической и специально организованной
работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию,
планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды
деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том
числе дидактическая, ручной тру д, а в старшем школьном возрасте и
некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и
самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических
процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование
некоторых специфических особенностей личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения
обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их
поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности,
вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей
показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы
упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического
развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное
Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и
нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных
условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное
«врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система
коррекционных мероприятий в процессе специально организованного
обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с
умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким
образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации
для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи
коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном
процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием
познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося.

Социально- психологическое сопровождение детей с ОВЗ

Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса – организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитателей, родителей, психологов, социальных педагогов, логопедов, врачей педиатра и психиатра направленная на развитие личности ребенка. Таковой является социально-психологическая служба нашего образовательного учреждения.
Составление индивидуального образовательного маршрута.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.
Коррекционно-развивающая работа напрямую связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферой ребенка, развитием мотивации обучения и произвольности, формированием учебных навыков и развитием сферы межличностных отношений, как со сверстниками, так и со взрослыми. Благодаря психокоррекционной работе у ребенка появляется шанс стать успешным, расширить или накопить позитивный опыт решения тех или иных ситуаций, он знакомится с собственными особенностями, развивается и учится чувствовать себя, соотносить свои чувства с реальной ситуацией и регулировать свое состояние в ней.
Как педагог-психолог, свою коррекционную работу с детьми с ОВЗ, я строю по следующим направлениям: психодиагностика, консультирование родителей и педагогов, коррекционно-развивающая работа.
Разработка коррекционной программы. Вся коррекционная работа строится с учетом результатов входящей диагностики и направлена на ликвидацию выявленных у ребенка проблем. Коррекционная программа содержит разделы по развитию познавательных процессов, по коррекции и развитию эмоциональной сферы ребенка и развитию межличностных отношений. Программа реализуется через проведение групповых и индивидуальных занятий.
Кроме всего перечисленного, большой вклад в результативность коррекционной работы с детьми с ОВЗ, вносит использование средств сенсорной комнаты. Учащиеся просто обожают посещать эту «волшебную комнату».  Сенсорная комната мощный инструмент для сенсорного и познавательного развития детей здоровых и с ограниченными возможностями здоровья.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие виды психологического и психотерапевтического воздействия:
·  релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
·  стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых: развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
·  фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
·  повышение психического тонуса за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
·  развитие воображения и творческих способностей детей;
·  коррекцию психоэмоциональных состояний.
Консультирование и просвещение родителей. Консультации для родителей проводятся в индивидуальном порядке. Просвещение родителей происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда.
Консультирование и просвещение педагогов. Другим немало важным направлением работы является консультирование педагогов школы по вопросам сопровождения детей с ОВЗ. Просвещение педагогов реализуется в форме выступлений на педсоветах, методобъединениях, собраниях, семинарах.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, наш педагогический коллектив стремится использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
















Заголовок 1 Заголовок 415