Психологическое сопровождение формирования метапредметных результатов в образовательном учреждении


Психологическое сопровождение формирования метапредметных результатов в образовательном учреждении
Тащиан А.Е. – методист Макеевского МЦ
Психологическое сопровождение формирования метапредметных результатов в образовательном учреждении
Целью качественного образования не может быть приобретение «знаний для знания», потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня является бесспорным, завтра опровергается новой научной теорией.
Задача педагога – не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и овладение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни.
В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования к работе школ и детских садов. Введены новые Государственных стандарты образования, которые задают целевые ориентиры развития системы образования, среди которых определен метапредметный подход. Метапредметный подход в образовании разработан ещё в начале XX века для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин, которая возникла в XVII веке, когда началось бурное развитие научных отраслей, ориентированных на развитие отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания. Это тут же нашло своё отражение в сфере образования: раздробленность научного знания получила свое закрепление в раздробленности учебных дисциплин.
Научный прогресс привел к потере универсальных знаний, позволяющих ребёнку видеть целостную картину мира. Эта раздробленность сохраняется по сей день, благодаря использованию тех образовательных моделей и программ, которые достались нам в наследство от прошлых веков. И чем сильнее в профессиональном смысле учителя – предметники, тем глубже пропасть между разными учебными дисциплинами, потому что каждый из них старается продемонстрировать ребёнку значимость и важность изучения только своего предмета
С появлением Интернета окружающий мир превратился в мозаику мало связанных между собой фактов. Человек привык к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга. Бездумные клики по ссылкам в Сети Интернет, общение в чатах и соцсетях, переключение телевизионных каналов с разными сюжетами, рекламные ролики , которые прерывают просмотр передач и фильмов … Это приводит к тому, что человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой. Все это способствует формированию клипового мышления.
Клиповое мышление характеризуется фрагментарностью информационного потока, нелогичностью, полной разнородностью поступающих данных, высоким темпом переключения между частями, отрывками данных, отсутствием полной картины восприятия окружающего мира.
Это влияет на успешность учебы, у детей наблюдается отсутствие полной картины восприятия окружающей среды. Современным ученикам трудно выстраивать логическую цепочку мыслей, последовательность действий от существующего положения до поставленной цели, анализировать, объяснять причинно-следственные связи
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию и превращает его, по существу, в образование психолого-педагогическое, что означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГ
Психолог — «специалист по неодинаковости» Педагог — «специалист по выравниванию»
Помочь ребенку построить путь индивидуального развитияПомочь каждому ребенку усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а попутно еще и оказать на ребенка воспитательное воздействие«Мишенью» работы психолога чаще всего выступает эмоционально-мотивационная и личностная сферы ребенка, которые рассматриваются в качестве базовых, основополагающих для развитияВоздействует прежде всего (а иногда — и только) на когнитивную сферу
Позиция психолога в отношениях с детьми можно обозначить как «рядом» или «на стороне» Позицию педагога в отношениях с детьми можно обозначить как позицию «над» или «напротив»
Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов:
индивидуализация образования;
реализация компетентностного подхода;
учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся (воспитанников);
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями;
формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья;
создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов, специалистов-смежников;
интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями;
использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии
Основные виды деятельности практического психолога
Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников, учащихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллектаПсихологическая профилактика – своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, учащихся в образовательных организациях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение личности воспитанников и учащихся, групп и коллективов на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, проведение психолого-медико-педагогических мероприятий с целью устранения нарушений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении, склонности к зависимостям и правонарушениям, формирование социально значимой жизненной перспективы, осуществляемое на основе совместной деятельности практических психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистовКонсультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учрежденииОсновные функции психолога в образовательной организации – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка
Цель психолого – педагогического сопровождения:
индивидуальное развитие ребенка, повышение его творческого потенциала и социализация
внедрение личностно – ориентированных технологий организации педагогического процесса на основе изучения возможностей ребенка
внедрение эффективных психологических технологий в практику образования
Предложения:
мониторинг возможностей и способностей обучающихся,
выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
ЛИТЕРАТУРА
Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104-107.
Интеграция образовательного пространства ДОУ, как предпосылка метапредметного подхода. Методическое пособие – Макеевка, 2016 (3584575676973500Одобрено методическим советом методического центра (протокол № 1(34) от 16.01.2017г.).Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога 2012, № 4.