Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку. ФГОС. (5 класс)


Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 5 вУчитель Щербакова Наталия Викторовна
Количество часов 140 часов
Всего 140 часов; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков 9, развитие речи 17, тестов 10 ч.;
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования «Русский язык 5 – 9 классы» – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения- ISBN 987-5-09-93526-3), откорректированной по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ на 2015-2016 учебный год. Рассчитана на 140 часов, в неделю 4 часа.

Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Примерная программа основного общего образования «Русский язык 5 – 9 классы» – М.: Просвещение, 2011.
2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М. : Просвещение, 2012
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования «Русский язык 5 – 9 классы» – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения- ISBN 987-5-09-93526-3), откорректированной по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ на 2015-2016 учебный год. Рассчитана на 140 часов, в неделю 4 часа.
При разработке данной рабочей программы использовались следующие нормативные документы:
Конституция РФ ( Конституция РФ.- М.: Юридическая литература, 2009.)Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 № 273- ФЗ)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Примерная программа основного общего образования «Русский язык 5 – 9 классы» – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения- ISBN 987-5-09-93526-3)
Цель изучения русского языка в 5 классе состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно- нравственных и эстетических качеств личности школьника.Задачи обучения русскому языку в 5 классе:
воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитать интерес и любовь к русскому языку;
совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; развивать готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность к речевому самосовершенствованию;
осваивать знания о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Ведущими идеями курса русского языка в 5 классе являются:
- синтез всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой;
- нацеленность образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической , культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;
- усиление коммуникативно- деятельностной направленности;
- реализация системно- деятельностного подхода, который предполагает усвоение системы лингвистических понятий; овладение умениями и навыками, обеспечивающими системность в усвоении родного языка; применение полученных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности; интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе учебной деятельности; формирование способности правильно, уместно и выразительно употреблять в речи языковые единицы;
- отработка на базе изученного в начальных классах ведущих навыков распознавания частей речи, типов и стилей речи, простых и сложных предложений; совершенствование навыков языкового анализа различных единиц языка; закрепление важнейших орфографических и пунктуационных навыков; введение нового материала на фоне уже известного как его развитие и обогащение, что обеспечивает системное восприятие знаний; учет внутрипредметных связей (например, материал по лексике и словообразованию дается во взаимосвязи), что облегчает процесс усвоения изучаемого, способствует прочности знаний и умений;
- направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса:
Учащийся должен знать:
- Основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально – смысловых типов ( повествование, описание, рассуждение);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка ( орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
Аудирование- понимать основное содержание небольшого по объему научно – учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
Фонетика и графика
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги;
- не смешивать звуки и буквы;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- делать фонетический разбор слов;
Орфоэпия
- правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
- опознавать звукопись как поэтическое средство;
- использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
- делать орфоэпический разбор слов;
- работать с орфоэпическим словарем;
Лексика
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- толковать лексическое значение известных слов и подбирать к ним синонимы и антонимы;
- опознавать эпитеты и метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
- пользоваться толковым словарем;
Словообразование
- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
- по типичным суффиксам и окончанию определять часть речи и их формы;
- разбирать слова по составу;
- пользоваться словарем морфемного строения слов;
Морфология
- квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
- правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
- образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
- делать морфологический разбор слова;
Синтаксис
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- делать синтаксический разбор простого предложения;
Орфография
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
- пользоваться орфографическим словарем;
Пунктуация
- находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
- обосновывать выбор знака препинания;
- расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
Связная речь и языковое оформление
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- составлять простой план текста;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты ( в том числе с элементами описания предметов, животных);
- писать сочинения повествовательного характера;
- совершенствовать содержание и языковое оформление ( в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознавания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
Результаты обучения
Личностными результатами являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.Метапредметными результатами являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Критерии и нормы оценки результатов обучения по русскому языку в 5 классе
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка Критерии
«5» Ученик
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,
и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
«2» Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
«1» Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
II. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам
Контрольный диктант
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.
Класс Объём текста
(количество слов) Количество орфограмм Количество пунктограммКоличество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями
5 90-100 12 2-3 не более 5 слов
6 100-110 16 3-4 не более 7 слов
7 110-120 20 4-5 не более 7 слов
8 120-150 24 10 не более 10 слов
9 150-170 24 15 не более 10 слов
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: К негрубым относятся ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
в передаче авторской пунктуации;
описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различия не и ни
(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.); в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более. Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка Контрольная работа (диктант)
орфографические / пунктуационные ошибки дополнительные задания
(фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое)
«5» 0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая) выполнены верно все задания
«4» 2/2; или 1/3; или 0/4;
3/0 (если среди них есть однотипные)правильно выполнено
не менее ¾ заданий
«3» 4/4; или 3/5; или 0/7;
в 5 кл. допускается: 5/4;
6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые) правильно выполнено
не менее половины заданий
«2» до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6 не выполнено
более половины заданий
«1» при большем количестве ошибок не выполнено ни одно задание
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются
для оценки «4» — 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфогр.ошибок),
для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Класс
Количество
слов Оценка Критерии оценивания
контрольного словарного диктанта
5 15-20 «5» нет ошибок
6 20-25 «4» 1-2 ошибки
7 25-30 «3» 3-4 ошибки
8 30-35 «2» 5-7 ошибок
9 35-40 «1» при большем количестве ошибок
III. Оценка сочинений и изложенийСочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
класс Примерный объём текста для подробного изложения
Примерный объём
сочинений
5 100 – 150 слов 0,5 – 1страница
6 150 – 200 слов 1 – 1,5 страницы
7 200 – 250 слов 1,5 – 2 страницы
8 250 – 350 слов 2 – 3 страницы
9 350 – 450 слов 3 – 4 страницы
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки творческой работы
(сочинение, изложение)
Оценка Содержание и речь
( 0 недочёт в содержании – 0 речевой недочёт) Грамотность
0 орф. ош.– 0 пунк. ош. – 0 гр.ош.
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается:
1 недочёт в содержании и — 1-2 речевых недочёта Допускается:
1 – 0 – 0
или 0 – 1 – 0
или 0 – 0 – 1
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается:
2 недочета в содержании — 3-4 речевых недочетов Допускается:
2 – 2 – 0
или 1 – 3 – 0
или 0 – 4 – 2
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается:
4 недочета в содержании — 5 речевых недочетов Допускается:
4 – 4 – 0
или 3 – 5 – 0
или 0 – 7 – 4
в 6 классе: 5 – 4 – 4
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено:
6 недочетов в содержании — до 7 речевых недочетов Допускаются:
7 – 7 – 0
или 6 – 8 – 0
или 5 – 9 – 0
или 8 – 6 – 0
а также 7 грамматических ошибок
«1» В работе допущено:
7 недочетов в содержании — 8 речевых недочетов имеется более
7 – 7 – 7
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну,
а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при
3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках
или при соотношениях: 2– 3– 2; 2– 2– 3;
«3» ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6.
При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
V. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5-9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.Учебно-тематический план
Содержание Кол-во часов Кол-во диктантов Кол-во сочинений Кол-во изложений
Введение. Общие сведения о языке. Язык – важнейшее средство общения. Язык и общение 1 Речь. Речевая деятельность. Речевое общение 3 Повторение изученного в начальных классах 18 1 1 1
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 28 2 1 2
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 16 1 1 1
Лексика. Культура речи. 9 1 1
Морфемика. Орфография. Культура речи. 17 1 2 1
Морфология. Орфография. Культура речи. 41 3 1 3
Повторение и систематизация пройденного. 10 1 1 ИТОГО 140 9 8 9
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Содержание тем учебного курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Читаем учебник. Слушаем на уроке.
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа.
Язык и речь. Язык и человек. Речь и речевое общение. Умение общаться – важная часть культуры человека. Общение устное и письменное. Речь книжная и разговорная. Речевой этикет.
Сферы речевого общения: бытовая и научная (учебно-научная).
Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
II Развитие речи. Стили речи. Речевой этикет.
Речевая деятельность
1. Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-быто-вые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, со-циально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования.
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Развитие речи. Составление грамматических рассказов.
Текст как продукт речевой деятельности
1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая и композиционная цельность, свзность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Способы развития темы в тексте. Структура текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Деление текста на смысловые части и составление плана. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование
языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Общие сведения о русском языке (1 ч)
1. Язык - важнейшее средство общения. Язык и общение.
Лингвистика как наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Вспоминаем. Повторяем. Изучаем
Повторение пройденного в начальных классах (21 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Развитие речи: Текст. Текст как речевое произведение. Тема текста. Основная мысль текста.
III. Входной контроль № 1 по теме: «Повторение изученного в начальных классах». Обучающее изложение «Случай на охоте»
Обучающее сочинение по картине А. Пластова «Летом»
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27 часов)
I. Синтаксис как раздел грамматики. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные предложения. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог и его виды. Тире в начале реплик диалога.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Развитие речи.. Письмо как одна из разновидностей текста.
Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Контрольный диктант № 2 , 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация», сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», сжатое изложение «Старый пень», сжатое изложение по упражнению 144
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч)
I. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Гласные ударные и безударные. Система согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Изменение звуков вречевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог, ударение.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске
информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Развити речи. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Сочинение- описание по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица», контрольный диктант № 4, Обучающее изложение с элементами описания я2яшкатулка»
Лексика. Культура речи (9 ч)
I. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как основная единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Переносное значение слов как основа тропов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Словари синонимов и антонимов, толковые словари русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством русского языка.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Развитие речи. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», изложение «Первый снег».
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч)
I. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая часть слов. Отличие морфемы от других языковых единиц.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Корневые и некорневые морфемы.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Орфография как раздел лингвистики. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Развитие речи. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Сочинение по личным впечатлениям в жанре письма, сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», диктант № 5
Морфология. Орфография. Культура речи (41 часов)
1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола. Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Имя существительное 18ч
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Развити речи. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Кульутра речи. Верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах, правильное ударение в сущеатвительных; терминов русского языка.
Изложение «Перо и чернильница», сжатое изложение «три березки», диктант по теме «Имя существительное» № 6.
Имя прилагательное 7ч
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных прилагательных; правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее). Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Употребление прилагательных в переносном значении.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Диктант № 7 по теме «Имя прилагательное»
Глагол 16ч
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Кульутра речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Глагольная синонимия в художественны текстах.Рассказ.
Объяснительный диктант по теме «Глагол» № 8, невыдуманный рассказ о себе, сжатое изложение «Шоколадный торт»
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (10 часов)
Сочинение – рассказ по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку», итоговая промежуточная аттестация в виде контрольного диктанта с грамматическим заданием.
График проведения проверочных и контрольных работ по русскому языку
№ Название проверочной , самостоятельной или контрольной работы № урока Планируемая дата проведения
план факт
1 Контрольный входной диктант № 1 с грамматическим заданием 10 2 Р/р Обучающее изложение «Случай на охоте». 16 3 Р/Р Обучающее сочинение по картине А. Пластова «Летом» 24 4 Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 и № 3по теме «Синтаксис и пунктуация». 39 и 51 5 Р/Р Сжатое изложение «Старый пень» по упр. 144 29 6 Р/Р Сочинение –описание по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» 47 7 Р/Р Обучающее изложение с элементами описания по упр. 283 «Шкатулка» 55 8 Р/Р Сочинение – описание по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица», упр. 323 61 9 Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 по теме «Фонетика». 63 10 Р/р Подготовка к сочинению по картине И. грабаря «Февральская лазурь» 69 11 Р/Р Изложение «Первый снег» по упр. 375 72 12 Р/Р Сочинение по личным впечатлениям в жанре письма 75 13 Р/Р Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине», по упр. 470 88 14 Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Морфемика» 89 15 Р/Р Сжатое изложение «Перо в чернильнице» по упр. 513. Элементы рассуждения. 98 16 Р/Р Сжатое изложение «Три березки», по упр. 547 102 17 Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное» 107 18 Р/Р Изложение –описание животного, по упр. 585 111 19 Контрольная работа № 7 по теме «Имя прилагательное» 115 20 Р/Р Сжатое изложение «Шоколадный торт» по упр. 688 127 21 Контрольная работа № 8 по теме «Глагол» 131 22 Р/Р Сочинение – рассказ по рисунку О. Поповича «Не взяли на рыбалку» по упр. 701 133 23 Промежуточная аттестация. Контрольный диктант .138 Литература для учителя:
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015г.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2015г.
Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2015г.
Литература для учащихся:
4. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс/Л. Г.Ларионова. -Просвещение, 2011.
5. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык: ; / А. Б. Малюшкин. - М., 2013.
3. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru
3. Я иду на урок русского языка (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Русский язык». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
5. Детские электронные презентации. – Режим доступа : http://www.viki.rdf.ru6.Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: http://fcior/tdu.ruСайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: http://katalog.iot.ruСайт «Сеть творческих учителей»: http://www.it-n.ruСайт «Министерства образования и науки РФ»:http://mon.gov.ru