Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 24 — языковые средства выразительности)

Задание 1. Соотнесите понятия, помещенные в графах таблицы.


1. Оксюморон
1. Неразложимое словосочетание, своеобразный оборот речи, который не может быть переведен на другие языки без нарушения смысла, так как значение его не может быть раскрыто путем анализа составляющих слов. Придает речи ироническую окраску.

2.Олицетворение
2. Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком ее является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый смысл.

3. Метафора
3. Стилистическая фигура, состоящая в преднамеренном нарушении «естественного» порядка слов. Перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

4. Ассонанс
4. Литературный прием, в основе которого лежит иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Особенно широко этот прием используется в баснях, сатирических произведениях. Например, глупость, упрямство - в образе Осла.

5. Аллитерация
5. Такое построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены.

6. Сравнение
6. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного (донкихот, донжуан).

7. Риторический вопрос
7. Стилистическая фигура, в которой слова и выражения группируются в определенном порядке (нарастание или ослабление их эмоционально-смысловой значимости). Употребляется в стихах и в прозе (Пришел, увидел, победил).

8. Риторическое восклицание
8. Стилистический прием усиления выразительности речи путем повтора согласных звуков. Используется для интонационно-звуковой выразительности речи.

9. Аллегория
9. Стилистический прием, основанный на сознательном нарушении логических связей в произведении, близкий оксюморону («Если б был я маленький как великий океан»).

10. Эпифора
10. Стилистическая фигура (оборот), основанная на резком противопоставлении понятий, образов и т. п. Часто выражена словами-антонимами.

11. Анафора
11. Стилистическая фигура (оборот), основанная на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

12. Бессоюзие
12. Повторение гласных звуков, преимущественно ударных.

13. Перифраза
13. Единоначатие, стилистический прием, заключающийся в повторе слов, звуков, синтаксических конструкций в начале нескольких стихотворных строк.

14. Градация
14. Обратная гипербола, художественное преуменьшение. Преуменьшает размеры, силу, значение описываемого. (Мальчик с пальчик).

15.Многосоюзие
15. Один из основных тропов, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой, по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту, скрытое сравнение. Позволяет в краткой форме создать емкий образ (Горит восток зарею новой).

16. Литота
16. Такое построение речи, при котором увеличено число союзов между словами. Подчеркивает отдельные слова, усиливает выразительность речи.

17. Антитеза
17. Повтор слова или группы слов в конце нескольких предложений, стихов или строф.

18. Гипербола
18. Стилистическая фигура (оборот), сжатая, парадоксально звучащая антитеза, обычно сочетание контрастных по значению слов. Всегда содержит элемент неожиданности, «сочетание несочетаемого».

19. Параллелизм
19. Стилистическая фигура (оборот), особый вид метафоры, перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы или явления. (Спит земля в сиянье голубом ).

20. Инверсия
20. Стилистическая фигура, заключающаяся в однородном синтаксическом построении двух и более предложений:
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.

21. Эллипсис
21. Описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания. (город на Неве – Санкт-Петербург).

22.Антономасия
22. Повторение однородных слов и оборотов («Я плачу, слезы лью, рыдаю, слезами исхожу, стенаю»; «Горьким смехом моим посмеются»).

23. Алогизм
23. Стилистическая фигура, заключающаяся в том, что утверждение высказывается в форме восклицания. Звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением, приподнятостью.

24. Ирония
24. Стилистическая фигура, заключающаяся в том, что утверждение высказывается в форме вопроса, не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.

25. Плеоназм
25. Образное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, сравнивается с ним с целью выявить в объекте важные свойства.

26. Идиома
26. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске одного из членов предложения, который восстанавливается по смыслу. Один из видов умолчания.






















Задание 2. Найдите в тексте перечисленные средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, градацию, эпитеты, метафору, юмор, синтаксический параллелизм, анафору.

Жил кораблик веселый и стройный;
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.
Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.
Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Всё ль на месте, -
Всё записывал,
Всё проверял.
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда


Задание 3. Совместите наименования литературных приемов и предложения, содержащие эти языковые средства.


1. Эллипсис
1. Живого места не осталось. Гол как сокол. Делать из мухи слона.

2. Антитеза
2. Старый Новый год.

3. Гипербола
3. Мужичок с ноготок.

4. Каламбур
4. Приватизационный чек – каждому. Банки – не только для банкиров.

5. Оксюморон
5.Ученье – свет, а неученье – тьма.
Была без радости любовь – разлука будет без печали.

6. Синекдоха
6. Ну что ж, садись, светило!
Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ!

7. Метафора
7. А может, тебе ещё и ключ от квартиры, где деньги лежат?

8. Литота
8. Волчий аппетит. Слоновья нога.

9. Ирония
9.Ученье – свет, а неучёных – тьма.
Я – под синим пологом на холме пологом.

10. Идиома
10. Облако белых снежинок. Глубокие морщины коры.



15