Статья на тему РАЗВИТИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


РАЗВИТИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.
Использование компьютера в обучении младших школьников с умственной отсталостью становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в Казахстане. Приоритетная задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике и психологии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания; создании новых научно обоснованных средств развития активной, творческой деятельности. В специальном (коррекционном) образовании компьютерные технологии все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям детей средство обучения.
Развитие геометрических представлений умственно отсталого школьника в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников [1].
Ни один вид деятельности, характерный для младшего школьного возраста, у умственно отсталых детей не развивается полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие на такого ребенка состоит, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный результативный — оказываются, несформированными у данной категории детей.
Анализ существующих программных продуктов и методических пособий в области использования компьютерных технологий для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью показал, что дефектологическая наука располагает очень незначительными исследованиями в области применения компьютерных технологий для формирования геометрических представлений у умственно отсталых детей младшего школьного возраста [2].
В этой связи, нам представляется принципиально важным осмыслить уникальные возможности компьютера и использовать компьютерные технологии в качестве средства формирования геометрических понятий младших школьников с умственной отсталости.
Таким образом, возникает потребность практического решения повышения эффективности формирования геометрических представлений у умственно отсталых младших школьников средствами ИКТ.
В рамках первой главы дипломной работы проанализированы теоретические аспекты развития геометрических представлений у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, о том, что если при развитии геометрических представлений у умственно отсталых детей младшего школьного возраста использовать компьютерные технологии, то уровень развития геометрических понятий повысится, нами проведена опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе КГУ «Костанайская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области.
В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста с диагнозом F-70 (легкая умственная отсталость) по заключению ПМПК.
Вся работа продолжалась с сентября 2016 года по апрель 2017 года и включала в себя 3 этапа:
1 этап – проводился с сентября по декабрь 2016 года. На данном этапе осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования. Были определены основные направления исследования по обозначенной теме, выявлены индивидуальные и типологические особенности умственно отсталых детей младшего школьного возраста; разработка программы экспериментального исследования; подбор эмпирических методик; проведение констатирующего эксперимента.
2 этап – был проведен в период с января по март 2017 года. На данном этапе разрабатывалась методика формирования геометрических представлений у умственно отсталых детей младшего школьного возраста, с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории; подготовка материалов для предварительной защиты дипломной работы.
3 этап – проводился в период с апреля по май 2017 года. На данном этапе были сформулированы общие выводы и оформление дипломной работы.
На первом этапе эксперимента с целью выявления уровня сформированности геометрических представлений у умственно отсталых детей младшего школьного возраста использовались следующие методики:
Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности (адаптированная методика Белошистой А.В.
Диагностика Г.А. Репиной на основе математических материалов и развивающих игр, позволяющих выявить уровень логико-математического развития детей
Диагностическая ситуация на анализ и синтез (методика Белошистой А.В.)
При выполнении заданий методик на констатирующем этапе эксперимента учащиеся показали следующие результаты: средний результат высокого уровня в 1 «А» классе составляет 7.5% учеников, в 1 «Б» классе 10%, среднего уровня – в 1 «А» классе – 30% детей, в 1 «Б» классе – 35% учащихся, и, наконец, средний результат низкого уровня в 1 «А» классе составляет 62.5% и в параллельном классе 55% учеников от общего числа учеников класса.
Из анализа результатов выполнения заданий видно, что 1 «Б» класс справился с заданиями методик на констатирующем этапе эксперимента немного лучше, чем 1 «А» класс, соответственно, коррекционно-педагогическая работа по формированию и развитию геометрических представлений младших школьников с умственной отсталостью будет проходить в 1 «А» классе, следовательно, 1 «А» класс выбран в качестве экспериментальной группы, а 1 «Б» класс в качестве контрольной группы.
В связи с достаточно низкими показателями уровня сформированности геометрических представлений у умственно отсталых детей младшего школьного возраста был проведен формирующий эксперимент в период с января по март 2017 года.
В рамках формирующего эксперимента была задействована только экспериментальная группа.
Целью формирующего эксперимента было осуществление коррекционно-педагогической работы по формированию и развитию геометрических представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста с использованием компьютерных технологий на уроках счета.
Всего было проведено 11 уроков математики, на которых мы использовали компьютерные технологии.
При определении содержания коррекционно-педагогической работы по формированию и развитию геометрических представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста посредством компьютерных технологий мы опирались на следующие принципы:
Систематичности и последовательности (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе).
Доступности (объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с умственной отсталостью).
Наглядности (большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, рассматривание иллюстраций).
Комплексности работы (включены информационно-компьютерные технологии в общую систему образовательного процесса).
Так, как работа проходила с использованием компьютерных технологий, мы при работе на компьютерах, планшетах, придерживались следующих рекомендаций:
Время работы за компьютером не более 15 минут в течении всего урока.
Рекомендуемое расстояние от глаз до экрана дисплея 60 - 70 см.
Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты.
Экран, тетрадь, текст должны располагаться в одной плоскости.
Гимнастика для глаз после работы с компьютером.
Рекомендуется в процессе работы на компьютере моргать, зевать и потягиваться для снятия общего утомления.
Поза ребенка во время работы за компьютером: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова слегка наклонена вперед (5-7 градусов). Для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук, предплечья должны опираться на поверхность стола перед клавиатурой. Исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90 градусов.
На уроках математики компьютерные технологии использовались в индивидуальной, групповой и в фронтальной работе, способствующие формированию и развитию геометрических представлений у детей данной категории.
С целью проверки эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы по формированию геометрических представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста нами проведен контрольный эксперимент.
Методика контрольного эксперимента была идентична методике констатирующей части опытной работы. Для сбора и анализа данных контрольного эксперимента были использованы те же критерии и уровни сформированности геометрических понятий у детей данной категории.
Как показывает анализ результатов учащихся, высокий уровень повысился на 15% и составил 22.5% учеников. Дети, находящиеся на данном уровне стали самостоятельно узнавать, называть и показывать геометрические фигуры. Дети научились находить предметы различной формы в окружающей обстановке.
Количество детей на среднем уровне увеличилось с 30% до 42.5% учеников. Дети хоть и допускали ошибки в работах и ответах, но при помощи наводящих вопросов учителя или опоры, находили свои ошибки и все же старались их исправить.
Низкий уровень уменьшился на 27% и составил 35% детей. Это говорит о том, что дети, изначально находившиеся на данном уровне, стали не только получать помощь учителя, но и смогли ее использовать, тем самым подняли себя на средний уровень.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют  о том, что проделанная коррекционно-педагогическая работа была проведена успешно. Предложенная система уроков математики с использованием информационно-компьютерных технологий являются эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
В ходе проведенного нами экспериментального исследования были реализованы заявленные задачи, достигнуты поставленные цели и доказана гипотеза исследования.
Список литературы:
Перова М.Н. Методика преподавания математике в коррекционной школе: учебник для вузов. – М.:ВЛАДОС, 2001.-408с.
Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной ( коррекционной ) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)