Занятие по логопедии на тему Звуки Л, Ль, буква Л. Старшая группа ДОУ




Звуки [Л],[Л,] и буква «Л»
Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОНР 3ур.)

Учитель – логопед: Дергачева В.А.
МБДОУ « Детский сад « Колосок».
Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР (1 год обучения), МБДОУ «Детский сад «Колосок».
Тема: Звуки Л – ЛЬ, буква Л.
Цели:
Коррекционно-образовательная:
1.Научить детей правильно произносить звуки Л – ЛЬ, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить детей со звонкими согласными звуками.
Коррекционно-развивающие:
2.Учить анализировать и сравнивать слова Луна, Лес.
3.Продолжать учить детей определять место звука в слове.
Коррекционно-воспитательная:
5.Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные), зеркала, пособие «Домики для звуков» (авторское), символы звуков (Агранович З.Е.).
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2.Самомассаж лица.
А) Движения вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам
(дети выполняют движения за логопедом)
Озорной мохнатый пёс
Потирает лапой нос:
После утренней прогулки
Пёсий нос совсем замёрз.
Трёт по кругу пятачок,
А затем потрёт бочок.
Отогрелся пёсий нос,
Несмотря на злой мороз.
Б) Движения для мышц ЛБА
Умываясь, кот лохматый
Гладит лоб пушистой лапой
От серединки к ушкам,
Растущим на макушке.
А теперь мохнатой лапкой
Он стучит в другом порядке:
От ушек к середине лба
Туда-сюда, сюда-туда.
Вновь упрятав коготки,
Гладит лобик и виски.
В) Движения по мышцам ЩЁК от крыльев носа к вискам
Жук усатый усики разглаживает,
Ровно и старательно их приглаживает.
С середины губ он ведёт игриво,
Чтоб лежали усики ровно и красиво.
Г) Движения от середины ПОДБОРОДКА к ушам
Козлик бородатый, с бородой играя,
Подбородок весело растирая,
По бородке ласково проводил,
К концу уха бороду выводил.
3.Артикуляционная гимнастика
(дети выполняют движения перед зеркалами )Погулять язык собрался открыть рот
Он умылся кончиком языка быстро провести по верхним зубам
Причесался несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть его вперед и спрятать обратно
На прохожих оглянулся провести языком по губам - облизнуть
Вправо, влево повернулся повернуть язык в указанную сторону
Вниз упал, наверх полез опустить язык вниз и поднять вверх
Раз - и в ротике исчез спрятать язык во рту
2. Определение темы.
- В детский сад пришло письмо, очень важное оно. Хотите узнать, откуда ?- Отгадайте загадку:
Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня ...( ЛУНОЙ)
- Письмо прилетело с Луны, а написал его самый известный её житель- Лунтик. (Логопед достает картинку с изображением Лунтика, читает письмо)
« Здравствуйте, ребята старшей группы д/с « Колосок»
Приглашаю вас в гости.
Путь нелегкий предстоит пройти: много неизвестного впереди.
На Луне вас ждут испытания, интересные задания.
Будьте дружными и смелыми, ловкими, умелыми.
И тогда в конце пути желаю вам сюрприз найти»
- Итак, Лунтик предлагает нам совершить путешествие на Луну, для начала нам предстоит выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путь.
( КАРТИНКИ : самолет, катер, трамвай, машина )
-Объясните, почему вы выбрали самолет. ( воздушный транспорт)
- Во время путешествия мы будем повторять звук, как вы думаете, какой? ( луна, Лунтик, самолет летит и гудит: ЛЛЛЛЛ)-Расскажите, что вы знаете про звук «Л» ( согл.,тв-мягк, звонк.) Молодцы, но помните, вы-команда, друг другу помогайте, про правила поведения не забывайте!
- а теперь …
Отправляемся в полет
И садимся в самолет.
Мы летим над облаками ( руки в стороны)
Машем папе, машем маме,
Видим, как течет река ( «волной» кисти рук)
Видим в лодке рыбака( «козырек» рукой)
Осторожнее: гора!! («гора» над головой)
Приземляться нам пора!
3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
-Вот мы и прилетели! Нас приветствует житель Луны – Лунтик , давайте будем вежливыми, поздороваемся на его родном языке (повторение слоговых рядов:
ЛА-ЛО-ЛА ЛЫ-ЛИ-ЛЫ АЛ-ОЛ-АЛ
ЛО-ЛО-ЛУ ОЛ-УЛ-ОЛ ЛИ-ЛИ-ЛЫ
СЛА-СЛО-СЛА КЛУ-КЛО-КЛУ БЛО-БЛУ-БЛО
ФЛИ-ФЛИ-ФЛЫ ДАЛ-ДУЛ-ДОЛ МАЛ-МЯЛ-МАЛ
-Молодцы, справились с 1-м заданием.
4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л-ЛЬ-Давайте в знак благодарности подарим Лунтику наши картинки. Сначала нужно решить, какие картинки мы оставим на Земле, а какие - на Луне. ( определение твердости –мягкости звука «Л» , на Земле- картинки с «ЛЬ», на Луне- картинки с «Л»). Молодцы, справились со 2-м заданием.
5. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
- Лунтик знает, какие вы прекрасные артисты. Посмотрите, что он приготовил для вас. ( шляпы зел, крас, син. цветов). Вам нужно выяснить, какие звуки «спрятались» в слове и надеть нужную шляпу.
ЛУ ЛИ Л АК ЛИПА ЛУНА
-Вот и 3-е задание вы выполнили.
6. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТНЫМ КАРТИНКАМ
- Следующее испытание ждет вас. По картинкам составьте красивые предложения.
( лодка-весло- дедушка; ландыши-ваза-Лена);
- Последнее задание от Лунтика «ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА» ( отгадать ребусы: БУ+ ЛАВКА= БУЛАВКА , КУ+ЛАК= КУЛАК )
7. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ.
-В завершении нашего путешествия Лунтик хочет познакомить вас с буквой, которая обозначает звуки «Л-ЛЬ».
*буква из Веселой азбуки, стихотворение
*буква из школьной азбуки
*конструирование буквы на доске.
Путешествие заканчивается, пора отправляться на родную планету Земля.
Отправляемся в полет, мы садимся в самолет…
Под ногами лес, поля….
Здравствуй, милая Земля!
Рефлексия:- Чем вам запомнилось наше путешествие?
-С какими звуками и буквой мы познакомились?
- Вы очень старались, показали не только свои знания, но и умение вести себя правильно и достойно. А вот и обещанный сюрприз от Лунтика.
( наклейки )