Социокультурное и медиакультурное воспитание. В семье единой(пректная деятельность обучающихся

Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат № 4»



Внеклассное мероприятие
по социакультурному и медиакультурному воспитанию
«В семье единой»
(проектная деятельность обучающихся).







Воспитатель: Пожидаева Татьяна Владимировна













г. Оренбург
2015 год
Тема: «В семье единой» (слайд 1).
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
1. развитие толерантности, патриотизма и гражданской солидарности.
2.формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества;
3. формировать навыки проектно-исследовательской деятельности деятельности по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Аудитория: обучающиеся 6-7 классов.
Оборудование: аудио и видеоаппаратура, стенды «В семье единой» (картинки быта, культуры, истории украинцев, белорусов, казахов, татар), выставка декоративно-прикладного искусства разных народов Оренбургской области, набор рушников, хлеб-соль, чак-чак.
Ход мероприятия:
Звучит гимн Оренбурга. На экране презентация «Мой Оренбург» (слайд 2).
Гимн города Оренбурга "Живи, Оренбург!" (сл. Ю.Энтина, муз. Д.Тухманова)


1.
Над Оренбургскими степями
Парят державные орлы.
Колокола звенят во храме,
Чисты их звуки и светлы.
Мы славим город - дом желанный
Для тех, кто в этот дом влюблен,
Кто помнит, что царицей Анной
Он Оренбургом наречен.
Припев:
Наши предки здесь давным-давно
Прорубили смело в Азию окно.
Оренбург - степная столица,
Нам с тобою есть чем гордиться!
Живи, Оренбург!
Живи, Оренбург!
Вечно живи, Оренбург!
2.
На прочность город проверяли
В лихие смутные года.
Но Оренбург не отдавали
На поруганье никогда!
Когда страна на бой суровый
Своих послала сыновей,
То согревал платок пуховый
Их жен, сестер и матерей.
Припев:
Наши предки здесь давным-давно...
3.
У нас особенные люди.
Они - пример для многих стран.
Здесь воздают Христу и Будде,
Здесь дружат Тора и Коран.
Первопроходцам благодарен
Гостеприимный наш народ.
Здесь были Пушкин и Гагарин!
И с нами Песня и Полет!
Припев:
Наши предки здесь давным-давно
Прорубили смело в Азию окно.
Оренбург - степная столица,
Нам с тобою есть чем гордиться!
Живи, Оренбург!
Живи, Оренбург!
Вечно живи, Оренбург!

Живи, Оренбург!
Живи, Оренбург!
Вечно живи, Оренбург!

Ведущая на рушнике выносит хлеб, соль.
Вед: Край обильный – частица России,
Мы традиции чтим вековые.
Хлебом с солью гостей мы встречаем
И радушно вас всех угощаем!
(Угощает гостей хлебом - солью)
Ученица:
Край мой Оренбургский,
Край полынный!
Мир осин дрожащих и берёз.
Над степной дорогою суглинной
Высверк соли,
Отцвет белых рос.
В давний год едва ли не былинный
От приволжской сумрачной земли
По дороге этой длинной-длинной
Мой отец и дед сюда пришли.
Ученик:
Я по ней и хаживал и бегал,
Падал ниц на дальнюю межу.
К их теперь последнему ночлегу
Постоять в молчанье прихожу.
Я душою землю обнимаю
Дорогую до скончанья дней.
Облака, что вишни в белом мае,
Проплывают медленно над ней.

Воспитатель: Наш край многонациональный, здесь живут и дружат разные народы: русские и казахи, татары и башкиры, украинцы и белорусы, мордва и чуваши. Каждый народ имеет свою культуру, свои игры, песни, пляски. И каждый народ вносит свой вклад в славу нашего Оренбургского края.
Ученик:
Народ отзывчивый и добрый,
С открытой щедрою душой.
И пусть различных мы религий
Живём одной большой семьёй.

Украинский блок.
Звучит украинская мелодия (слайд 3).
Воспитатель: Приглашаются ученики, представляющие украинский народ.
Выходят мальчик и девочка в украинских костюмах.

Мальчик: В долинах бродят теплой жизни соки
Привет Украины беленым хатам!
Она мне шепчет – «Ростом будь высоким!»
Над входом - радуга узорным платом.
Спешу под нею самым древним братьям,
Вхожу с поклоном, вижу, примеряют
Акации серебряные платья,
Фонарики каштаны зажигают.

Девочка вместе с воспитателем исполняют украинскую песню «Пiсня про рушник»:

Во время исполнения песни на экране презентация о быте украинского народа (слайд 4).

Рідна мати моя, ти ночей недоспала,
І водила мене у поля край села,
І в дорогу далеку, ти мене на зорі проводжала,
І рушник вишиваний на щастя дала.
І в дорогу далеку, ти мене на зорі проводжала,
І рушник вишиваний на щастя, на долю дала...
Я візьму той рушник, розстелю наче долю,
В тихім шелесті трав, в щебетанні дібров,
І на тім рушничкові, оживе все знайоме до болю,
І дитинство й розлука й нiжна любов.
І на тім рушничкові, оживе все знайоме до болю,
І дитинство й розлука й твоя материнська любов.
Хай на ньому цвіте росяниста доріжка,
І зелені луги й солв'iні гаi,
І твоя незрадлива, материнська, ласкава усмішка,
І засмучені очі, хороші твої.
І твоя незрадлива, материнська, ласкава усмішка,
І засмучені очі, хороші, блакiтны твоi.

Воспитатель кратко переводит песню.
Мальчик демонстрирует свой проект-презентацию об украинских рушниках (слайды 5,6,7,8,9,10).

Рушник изделие глубоко символичное, многозначное. Он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Узоры вышитых рушников это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях.


Они крайне редко использовались по прямому назначению – в качестве полотенец. Служили они обереговыми знаками в украинской обрядовости, были важнейшим компонентом интерьера хаты (ими украшали углы, окна, двери), одежды и обрядов. Нередко рушник служил праздничным или обрядовым поясом.
В украинской одежде пояс считался не просто одним из его компонентов, он был показателем устойчивых этических норм. Считалось крайне предосудительным появиться на людях без пояса: это мог позволить себе лишь человек, полностью утративший человеческое достоинство, так появилось слово «распоясаться». Такие пояса особенно охотно использовали в обрядовой одежде, когда возникала насущная необходимость в обеспечении счастливой судьбы. Как обрядовый атрибут украинские рушники присутствовали во всех семейных обрядах и ритуалах (родинах, обручениях, свадьбах, похоронах).
Обряд родин (чествование матери с новорожденным) особо насыщен обереговыми атрибутами, поскольку они должны были обеспечить жизнь и здоровье незащищенным перед вражьими силами – младенцу и матери. Разнообразие рушников и обрядового хлеба составляло также этническую особенность украинской свадьбы. На всех ее этапах рушник выступал как один из главных этнических атрибутов: в обряде сватовства, обручения, коровайных обрядах, благословении молодых, одарении.
О важности рушника в свадебной обрядовости свидетельствуют отдельные названия. Например, сватовство в некоторых регионах Украины называлось взятием рушников или отдачей рушников. Атрибутами сватовства и знаком согласия дивчины на замужество были рушники, повязанные сватам или хлеб, поднесенный сватам на рушниках. Принимая дар, они говорили: «Спасибо отцу и матери, что дитя свое рано будили и доброму делу учили».
В похоронном ритуале использовались чистые белые рушники или платки, которые вывешивались на окнах.










Что же обозначают орнаменты на рушниках?

Вода и Солнце


Вся украинская вышивка обозначена знаками Воды и Солнца. Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как влажную материнскую и солнечную отцовскую энергии.

Материнский символ


Главным символом на рушнике является символ Матери, в основе которого 8-конечная звезда, как говорилось ранее. Обрамляет этот символ стилизованная гирлянда из цветов, что символизируем величие матери, ее особую роль в продолжении жизни.

Вазон и Берегиня


Этническим обереговым знаком украинцев служила и вышивка, орнамент которой составляли вазон (большие ветки с цветами и птицами) и Берегиня (стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок). Они, как правило, вышивались нитками красного цвета, который символизировал очистительный огонь и солнце и был связан с охранной магией, оберегом, очищением и лечением.

Виноград




Символика винограда раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Сад-виноград - это жизненная нива, на которой муж – сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом.

Роза


Старое название розы, ружа, созвучно древнему названию Солнца – Ра. Кроме того, есть и староукраинское название крови – руда. Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением.


Казахский блок (11).

Воспитатель приглашает на сцену 2-х девочек в казахских национальных костюмах.

Девочка-казашка читает стихотворение о дружбе на казахском языке.

Жаманаттын алдымен доска тиер.
Сен куйинсен, биригип доста куиер.
Казакстан оздери екенсиндер,
Кысылганда киналып арка суйер.

Жаны емен алып куштин, арпылыстын,
Айырылмас серигимин ар-намыстын.
Достардын ортасын да ,отка куймес,
Ок етпес, откир кылыш кетпес...

Две девочки исполняют песню на казахском языке «Алия».
Эта песня посвящается герою Советского Союза Алие Молдагуловой.

Jобда, Нева суларын с_йіп ™скен
€сем г_лін KaшаKKа жиып ™скен, жиып ™скен, жиып ™скен.
АKKу KaстыS бейнебір баласындай
Сaлу сазды, жастыKтыS к_йін кешкен, к_йін кешкен, к_йін кешкен.

€лия - батыр Kызы сен халKымныS
€лия - ару Kызы сен халKымныS
Ерке Kaсы кеS даламныS!

Шолпан жaлдыз - ™зіSсіS шоKтай жарыK
К™з алмаймыз к™ркіSнен тоKтай Kалып, тоKтай Kалып, тоKтай Kалып.
ТуCан жердіS т™сінде м‰Sгілікке

Тaр Cой сеніS ж_регіS оттай жанып, оттай жанып, оттай жанып.

€лия - батыр Kызы сен халKымныS
€лия - ару Kызы сен халKымныS
Ерке Kaсы кеS даламныS!

€лия - ару Kызы сен халKымныS
€лия - батыр Kызы сен халKымныS
Ерке Kaсы кеS даламныS!
€ЛИЯ!!!

Краткий перевод песни.
Текст песни Алия
Перевод песни "Алия"
Слова Б. Тажибаева
Музыка С. Байтерекова
ОбработкаТ.Окапова




Перевод А. Годова

1.Ты любила берега Хобды родной,
Там лебёдушкой росла в тиши степной,
В тиши степной, в тиши степной.
Ты на невских берегах поздней жила,
С песней юности своей была дружна, была дружна,
была дружна.
Припев:
Алия, ты была нежна и мила,
Алия ты была храбра и смела.
О тебе мы помним всегда.

2.Подняла страну война,
В поход звала-
Подвиг легендарный твой
Помнит земля. Помнт земля, помнит земля.
Поднят на холме гранит под облака,
Память светлую хранит он на века, он на века, он на века.
Припев.
3.Ты - сильнее майских дней, ты- на века.
И в сердцах твоих друзей
Ты навсегда, ты навсегда, ты навсегда
Не померкнет на заре звезда твоя,
Помнит Родина тебя,
Знай, Алия, знай Алия, знай Алия.
Припев.



Девочка-казашка демонстрирует собственный проект об Алие Молдагуловой (слайд 12).

Алия Нурмухамбетовна Молдагулова родилась 25 октября 1925 года в ауле Булак Актюбинской области. Когда девочке исполнилось 8 лет в ее семье произошла трагедия – умирает мама и отец остается с двумя детьми на руках.
По семейным обстоятельствам осенью 1939г. дядя устроил Алию в детский дом № 46 города Ленинграда. Лия была... исключительно серьезная, вдумчивая, любознательная девочка. Она проявляла большую заботу о классе, была первой помощницей и не терпела лодырей. В 6-7-х классах была старостой.
С сентября 1941-го Ленинград оказался в блокаде. Страшные времена настали для горожан. Вот что вспоминает бывшая пионервожатая детского дома:
«Однажды Лия, отправившись с санками за водой, долго не возвращалась. Ее нашли лежащей без памяти на середине улицы. Когда врач осмотрел Лию, оказалось, что она была истощена до предела. Едва выходили. Как выяснилось позже, Лия отдавала половину своего скудного хлебного пайка маленькой, слабой здоровьем девочке Кате. Как только встала на ноги, поднялась на крышу и вместе с другими стала тушить бомбы-зажигалки».
В марте 1942 года детский дом удалось вывезти из осажденного Ленинграда в Ярославскую область. Врага уже далеко отогнали во время зимнего наступления и детям тут был гарантирован покой. Девушка принимает решение не отсиживаться в тылу, а уехать на фронт. Алие всего 17 и на фронт ее не берут не смотря ни на какие уговоры. Вместо фронта она получает направление в город Рыбинск в авиационный техникум на мастера, но и эта гражданская специальность ее не устраивает. Наконец настойчивость дает свои результаты и в военкомате ее определяют в тогда еще Подмосковье, в село Вешняки. В это время там располагалась Центральная школа снайперской подготовки.
Сослуживцы отзывались о девушке очень положительно, она была душой компании.Вспоминали про нее только доброе.

«В школе была организована своя художественная самодеятельность. Нашлись и певцы, и чтецы, и танцоры, и музыканты, и гимнасты. Алия Молдагулова хорошо читала стихи. Особенно вдохновенно рассказывала Алия стихотворение Джамбула «Ленинградцы, дети мои!» Словно она сама обращалась к ленинградцам. Вообще Алия была довольно впечатлительной девушкой. Нередко Алия проводила в роте политинформацию. Говорила она горячо и убежденно. Слушали курсанты ее всегда с интересом».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Алия Нурмухамбетовна училась военному делу очень старательно, настолько, что ее наградили именным оружием – винтовкой с надписью "От ЦК ВЛКСМ за отличную стрельбу".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Одна из сослуживиц, второй стрелок в паре, оставила такие воспоминания: «В августе 1943г. к нам в бригаду прибыла снайпер Алия Молдагулова. Хрупкая и очень симпатичная девочка из Казахстана. Ей было всего 18 лет, но к октябрю месяцу на счету снайпера было 32 убитых фашиста».
 
Но, наверное, самые ценные воспоминания о последних часах жизни отважной девушки оставил после себя политрук батальона, где служила Алия Молдагулова Г.В.Варшавский:
  
«В начале января мы маршем двинулись вдоль фронта к Новосокольникам. Прорвав оборону противника, наша бригада рванулась вперед севернее города Новосокольники. Вышли к железнодорожному полотну у станции Насва. Враг встретил нас шквальным огнем. Ночью мы заняли исходные рубежи для атаки. На рассвете началось наступление. Батальон, вместе с которым шли снайперы, должен был перерезать железную дорогу Новосокольники - Дно в районе станции Насва и захватить деревню Казачиха.
 
Первая линия обороны была успешно прорвана. Но вскоре противник обрушил ответный яростный огонь, и наши пехотинцы залегли. Атака захлебнулась. Вот в эту критическую минуту Алия Молдагулова встала во весь рост и крикнула: «Братья солдаты, за мной!» И по призыву девушки бойцы поднялись...
Молдагулова еще три раза в этот день участвовала в отражении контратак противника. Наступление наших войск продолжалось. За ней пошла вся рота и ворвалась в траншеи врага. Взрыв мины, и Лия ранена в руку. Потом я узнал со слов бойцов, которые шли позади нас, что, несмотря на ранение, Лия не бросила автомат и подстрелила одного вражеского офицера. Но и он все-таки успел выстрелить в ответ и вторично ранил Лию. Последний выстрел остался все же за ней. С поля боя вынесли ее командир отделения разведчиков Поляков и еще трое солдат, фамилии которых я не помню».

Белорусский блок.

Звучит песня «Алеся в исполнении ансамбля «Сябры» (1 куплет) (слайд 13).

Воспитатель приглашает на сцену девочку-белорусску.

Девочка в белорусском костюме читает стихотворение на белорусском языке.

МАЯ СТАРОНКА
Для сіх людзей, па сёй старонцы
Апошні кліч з нябёс гучыць,
Ён заклікае сіх пад сонцам
Да прады ісці, па прадзе жыць.
О, Беларусь, мая старонка,
Уставай і ты на кліч Хрыста,
Цябе Ён кліча песняй звонкай,
Цябе чакае кожны час.
Табе Ён сонцам свеціць з неба
І пасылае дождж у начы,
Тваіх дзяцей Ён корміць хлебам,
А ты  адказ Яму мачыш.
Тваіх грахо Ён бачы многа,
Ня раз цябе за іх кара,
Ты ж адвярнулася ад Бога,
Хоць Сына Ён на крыж адда.
Бог уратуе тваі землі,
Ад бед усялякіх і хвароб,
Калі ж да Бога прыйдзе з верай
Наш беларускі весь народ.
О, Беларусь, мая старонка,
Уставай хутчэй на кліч Хрыста,
Цябе Ён кліча песняй звонкай,
Цябе чакае кожны час.
Мария Болбас-Ковалевич

После прочтения стихотворения воспитатель дает краткий перевод стихотворения.
Девочка. Мы изучали историю и культуру белорусского народа, проживающего на территории Оренбургской области. Для этого мы посетили Национальную деревню, белорусское подворье и музей белорусской культуры. Результатом стал видеофильм. Предлагаем его вашему вниманию.

Демонстрируется видео о белорусском подворье в Оренбургской национальной деревне, выполненное ученицами (слайд 14).

Татарский блок (слайд 15).

Звучит татарский наигрыш.

Мальчик:
Татарский мой язык родной зовется
Аллахом мне и матерью он дан.
Я говорю на нем, и сердце гордо бьется - татарин я,
Я сын твой, Татарстан!
В нем песнь Тукая, Кол Гали раздумья,
Мусы Джалиля пламенный завет
Его забыть иль не любить смогу ль я?
Он - кладезь мудрости, он - правды нашей свет


Воспитатель: К нам пришли в гости наши татарские друзья.
Заходят бабушка и мама Семеновы (Маргарита Жумабетовна и Галина Ибятовна), здороваются по-татарски.
Выступление родителей (мама и бабушка Семенова Вадима).
Исполняют песню на татарском языке. Демонстрируют предметы татарского быта.
Бабушка рассказывает о татарском национальном блюде чак-чак. Угощает всех присутствующих лакомством.

Чак-чак
Рецепт чак-чака (сладкого десертного блюда) пришел к нам с востока. Татары и башкиры считают чак-чак своим национальным блюдом. Рецепт чак-чака примерно одинаковый у всех народов, единственное различие – форма изделий из теста, которые составляют основу блюда.
Из теста для чак-чака можно сформовать шарики, жгутики, порезать в виде лапши или вермишели и т.д. Сборка и оформление чак-чака по этому рецепту тоже может быть различной формы, например, в виде торта, как «Панчо», «Графские развалины», «Муравейник», или просто выложена на блюде в виде квадрата или прямоугольника.
яйца куриные – 1 шт (если крупное), а если мелкие – 2 шт;
мука пшеничная высшего сорта;
мед – 0,5 ст;
сахар-песок – 0,5 ст;
масло растительное или топленое;
ядра орехов (любых) или мелкие леденцы;
соль.
Рецепт чак-чака:
1. Для рецепта чак-чака яйца взбиваем со щепоткой соли.
2. Добавляем муки, столько, чтобы тесто при замешивании отлипало от рук.
3. Замешиваем тесто для чак-чака, как пельменное, не слишком крутое. Накрываем его салфеткой или перекладываем в целлофановый пакет на 20-30 минут.
4. Затем отрезаем или отщипываем от теста кусочек и скатываем его руками в тонкие жгутики.
5. Режем полученные колбаски на мелкие кусочки, произвольной формы (длинные, квадратные, как угодно).
6. Опускаем нарезанные кусочки теста в кипящее масло небольшими порциями и жарим до золотистого цвета.
7. Вынимаем обжаренные шарики на бумажную салфетку или складываем в сито, для стекания лишнего жира.
8. Соединяем в кастрюле мед с сахаром, перемешиваем и ставим на плиту.
9. На медленном огне, при постоянном помешивании варим смесь, до полного растворения сахара.
10. Выкладываем готовые кусочки теста в глубокую миску и сразу заливаем горячим сиропом, быстро и тщательно перемешиваем лопаткой или большой ложкой, пока медовый сироп не загустел.
11. После этого смачиваем руки в холодной воде и выкладываем чак-чак на блюдо, придавая ему форму горки и др.
12. Верх чак-чака украшаем измельченными орешками или леденцами, оставляем до полного застывания.
К столу чак-чак подается весь целиком или отдельными кусочками, с чаем или к кофе. По желанию, кроме леденцов и орехов, можно добавить в чак-чак любые нарезанные сухофрукты (перед заливкой медом).
Приятного аппетита!





Ведущая:

Венок в подарок для друзей плету я,
Что может быть земных цветов прекрасней?
Творит природа красоту простую -
Тепло земли и солнца облик ясный.

Ведущий:

Снег молока, горячий иней звездный
Огни костров низины изумрудной
Алмазов переливчатые грозди –
Сама гармония в соцветьях чудных.

Ведущая:

Дрожит роса на лепестке горячем,
В долинах бродят теплой жизни соки,
Настой цветов целебный не растрачен.
Струятся ароматные потоки
Венок земных цветов - ты символ жизни
Ты - праздничный убор моей Отчизны!

Ведущий: Много интересного мы узнали сегодня о быте, культуре, традициях тех национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории нашей малой родины бок о бок с нами. И я, наверное, не ошибусь, если скажу, что теперь, выбирая себе друзей, вы будете стараться и пытаться понять, чем живет твой друг, где его корни, какие традиции он чтит.

Ведущая: А еще говорят, что когда дружат дети – дружбе жить. Дружите, несмотря ни на что! Будьте толерантными к людям других национальностей! Дружите, побеждая межнациональную рознь и расовую нетерпимость. Ведь в дружбе бывают ситуации, когда кто-то должен первым сказать верное слово, сделать первый шаг.

Ведущий: И помните: не может быть дружбы между народами, между государствами, без дружбы конкретных людей. И лучше всего – когда дружат дети. Мы поколение, от которого зависит, как будут складываться отношения нашей державы с другими государствами. Нам выбирать друзей, надежных, верных, и для себя, и для своей страны.

Все дети выходят на сцену с флажками Российской Федерации.


Исполняется песня «Моя Россия» (слайд 16).
Слова и музыка Сергея Паради.

Я рисую белым мелом облака
Я мечтаю, будет день наверняка,
Это счастье улыбнется снова мне
И моей стране

Припев:

Моя Россия, моя страна
Ты так красива во все годы-времена
Моя Россия, мои друзья
Дай Бог нам силы
Мы вместе одна семья

Сколько можно вечно спорить ни о чем
Сколько можно воду черпать решетом
Где тот ветер, что расправит крылья мне
И моей стране

Припев:

Моя Россия, моя страна
Ты так красива во все годы-времена
Моя Россия, мои друзья
Дай Бог нам силы
Мы вместе одна семья

Ведущая: Мы желаем всем присутствующим в зале мира и счастья!
Ведущий: Пусть каждый помнит Оренбуржье – наш общий дом! (все вместе)

Воспитатель предлагает всем сфотографироваться на память.

Рисунок 1Рисунок 16Рисунок 1915