Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Панеш Мариет Гиссовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» а. Понежукай МО «Теучежский район»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В педагогике в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий стимулирующую роль для развития самой педагогики, как науки, так и для совершенствования педагогической практики. Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы культура народов России, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса.
Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П.П. Блонского, В.И. Водовозова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. В период духовного обновления общества неоценимую роль в воспитании играет возрождение национальной культуры и приобщение дошкольников к народному искусству. Особая роль в формировании у подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста эталонов нравственного, эстетического отношения к окружающей жизни принадлежит народному искусству с его богатыми, многовековыми традициями, заложенными в народной музыке, сказках, прикладном искусстве, играх и т.д.
Из этого следует, что необходимо рассматривать вопросы приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям на основе комплексного эстетического воспитания детей, где народное искусство является аккумулирующим средством гуманизации педагогического процесса, создающего благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие.
Этнокультурная составляющая образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования, основывается на таких принципах, как:
- принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагающий расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;
- построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;
- принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.
Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов, проживающих на территории Республики Адыгея. В свою работу мы включаем материалы о старинных праздниках, традициях, фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении, стали следующие: народная игровая культура, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство разных народов, поликультурное пространство музея.
В группах также оформлены мини-музеи выставок народного декоративно-прикладного творчества, подобран необходимый иллюстративный материал по темам: «Русская одежда», «Адыгейская одежда», «Русская изба», «Адыгейский хачещ (гостиная)», фотографии аула.
Разработан НОД «По страничкам истории», «Как люди одежду украшали».
Разработаны и проведены мероприятия «Укладывание младенца в люльку» («Кушъэхапх»), «Детские посиделки» (на основе «Ночных посиделок» («Чэщдэс»)), где дети имели возможность познакомиться с обычаями и традициями адыгов, принимать участие в их реализации.
Также совместно с родителями разрабатывались мини-проекты «Моя семья», «Декоративно-прикладное искусство», «Мой дедушка – глава семьи».
Основные задачи работы музея: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских и адыгских национальных традиций, знакомство с устным народным творчеством, предметами материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.
Посещая музей детского сада, дети погружаются в «старину»: учат присказки и сказки, сидя возле печи; поют и водят хороводы, играют в народные игры; отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.
Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они обеспечивают процесс простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур.