Конспект экскурсионного часа в группе продленного дня Жизнь царской семьи в Коломенском


Внеурочная деятельность
Подготовила маршрут воспитатель 1 категории ГБОУ СОШ № 1466 имени Надежды Рушевой Алешина Вера Сергеевна

Возрастная категория детей: 7 - 10 лет
Примерное время проведения: 30-35 мин (без учета дороги)
Форма проведения урока : познавательная прогулка
Место проведения прогулки : Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Коломенское.
Режим работы: экспозиции и выставки работают со вторника по пятницу и в воскресенье c 10.00 до 18.00; в субботу с 11.00 до 19.00. Выходной день — понедельник.
Кассы работают ежедневно с 9:45 до 17:30. Выходной — понедельник.
Адрес: г. Москва, проспект Андропова, д.39.
Картографические данные © 2016 Яндекс
Алексей Михайлович и его семья в Коломенском дворце
ЦЕЛИ:
- ознакомление детей с повседневной жизнью царской семьи;
- познакомить с историей Российского государства;
- воспитание чувства гордости за историческое прошлое и настоящее нашей страны;
- формирование логического мышления, умения анализировать, делать самостоятельные выводы.
Экскурсия состоит из двух составляющих: экскурсионная часть и художественная.
В ходе экскурсии можно всем гостям дворца посмотреть мужскую и женские половины дворца. В программе делается попытка взглянуть на дворцовую жизнь не с парадной, а с повседневной стороны, где во главу угла ставится жизнь царской семьи.
Программа будет интересна для взрослых и для детей.
Рекомендации по прохождению маршрута, безопасность: не рекомендуется: заходить за ограждения, шуметь.
Рекомендуемый материал при посещении маршрута: рабочие распечатанные листы, планшетная папка, карандаши цветные, простой карандаш.
Рекомендации по прохождению маршрута, безопасность: не рекомендуется: заходить за ограждения, шуметь.
Рекомендации для педагогов и родителей:
Предварительная работа: прочтение РНС «Теремок», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; рассматривание иллюстраций с изображением терема; просмотр мультфильмов.
Рекомендуем посетить экспозицию музея «Царские палаты»
Выполнение действий в рабочих листах:
 Рабочий лист № 1: Дорисуй терем.
 Рабочий лист № 2: Раскрась витраж
 Рабочий лист № 3: Кроссворд.
Информационно-познавательный блок
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
был построен в середине XVII века как загородная резиденция. Но прослужил он сравнительно недолго - уже через 100 лет деревянные постройки стали ветхими, стали разрушаться и по приказу Екатерины II были разобраны. Однако мудрая царица приказала сделать подробные чертежи и описания, благодаря которым в наше время удалось воссоздать сказоч Рекомендуемый материал при посещении маршрута: рабочие распечатанные листы, планшетная папка, карандаши цветные, простой карандаш.
231140554355Рекомендации по прохождению маршрута, безопасность: не рекомендуется: заходить за ограждения, шуметь.
ный по красоте дворец.
Коломенское – одна из самых древних резиденций российских царей. При посещении дворца возникает чувство, что ты попадаешь в русскую народную сказку, возможно, немного лубочную, но зато знакомую и любимую с детства.
Дворец, назван современниками восьмым чудом света.
Вновь построенный дворец, как и прежний, представляет собой сложную систему помещений (клетей), соединенных переходами, сенями, крытыми галереями и лестницами. Внешне дворец является точной копией разрушенного, однако установить его пришлось в другом месте, чтобы избежать вырубки вековых деревьев Коломенского. При строительстве применялись современные технологии, но это не помещало максимально приблизить облик дворца к его историческому виду. Стены дворца сложены из массивных бревен, а крыши покрыты деревянной черепицей (лемехом) зеленого цвета. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид
.
Внутреннее устройство дворца в основном сохранилось. Сегодня в хоромах воссозданы 24 интерьера. В покоях царя, царицы и хоромах царевича сюжетную основу росписей составляют растительные орнаменты и мифологические персонажи древности. Интерьеры здесь отличаются обилием позолоты, яркими насыщенными цветами. Царские покои выглядят, как расписные шкатулки, причем каждая со своим собственным орнаментом. Печи отделаны удивительной красоты изразцами. Солнечные лучи, проникая через цветные витражи окон и многократно отражаясь от золоченых поверхностей, заставляют их сверкать еще ослепительнее.
При посещении дворца возникает чувство, что ты попадаешь в русскую народную сказку, возможно, немного лубочную, но зато знакомую и любимую с детства.
Переднее крыльцо служило местом выхода государя к подданным. Здесь царь мог дать краткую аудиенцию, выслушать отчеты, принять челобитья и подношения.

Поднимаемся по ступенькам и проходим через расписные двери .На них изображены гербы русских губерний.

Экскурсия начинается с осмотра хором царя. Здесь необыкновенная роспись потолков и стен, красивые люстры и светильники. Только немногие вещи привезены из других музеев и представлены в Коломенском. Дворец состоит из нескольких частей - хоромы царя, царицы и царевичей.

Дорисуй.
Царь Алексей Михайлович (Тишайший) 1629-1676
был вторым из рода Романовых, первым был
его отец Михаил Федорович.
Скипетр и держава – символы власти.

Скипетр представляет собой укороченный посох, которым в древности пользовались пастухи. В переводе с греческого это слово и означает собственно посох. Позже он стал атрибутом полководцев и вождей, его изготавливали из золота, серебра, слоновой кости, украшали драгоценными камнями и резьбой. А держава — это изображение небесного шара, символ владычества над миром (от древнерусского «държа» — власть). Она тоже была известна у разных народов с древнейших времен, а в христианскую эпоху навершием шара сделали крест. В России оба символа с XVI века использовались при венчании на царство.

Алексей Михайлович был одним из образованнейших людей своего времени. Знаток церковной литературы, глубоко верующий, он заботился о своей душе, и это во многом определяло его поступки. Образцово соблюдал пост, молился, в гневе был отходчив и часто проводил время в кругу семьи. Он был рачительный хозяин и благодаря этому доходы дома Романовых при нем выросли втрое. Наряду с этим государь поражал современников пышной роскошью приемов, величавостью, спокойствием, неспешностью решений и получил прозвище Тишайший.
Известный историк С. Ф. Платонов писал об Алексее Михайловиче: «Он был прекрасно знаком с литературой того времени и до тонкости усвоил себе книжный язык. В серьезных письмах и сочинениях царь любил пускать в ход книжные обороты, употреблять цветистые афоризмы… каждый афоризм продуман, из каждой фразы глядит живая мысль».
Увлечение Алексея Михайловича сочинительством отмечается особо: “Поэт в душе, постоянно жаждавший высказаться и излить свои чувства, царь любил посвящать свои досуги сочинительствам, из которых самым занимательным является “Устав о соколиной охоте”.
Помимо уставных правил и разных наставлений царь дал волю в этой книге своим чувствам и с живым восторгом описал все впечатления соколиной охоты. Кроме устава, он составил немало церемониалов для больших и малых выходов, торжественных выездов и праздничных обрядов. Наконец, он с охотою писал длинные задушевные письма к своим любимым боярам и к патриарху Никону.
ЦАРСКИЕ ЗАБАВЫ.
Алексей Михайлович Тишайший в ряду венценосных охотников занимает совершенно особое, исключительное место и может быть смело назван царём – охотником: настолько сильна была в нём любовь к охоте.

Домашняя жизнь московских царей до Петра Великого проходила без шумного веселья. Даже царские пиры, по случаю праздника или какого-либо события, походили более на торжественную церемонию. Царь веселился и забавлялся в тесном кругу близких людей.
Убранство палат поражает роскошью. Во владении царя находилось множество разных палат. Зайдем в престольную палату царя Алексея Михайловича.
Престольная палата. Место для торжественных приёмов. Здесь царь принимал иноземных послов, одаривал своих приближённых. Это была парадная палата, что-то типа тронного зала. Соответственно и оформлена она роскошно: изразцы, роспись на окнах и потолке, иконы в золотых окладах, сюжеты с изображением царей Соломона и Давида. Ну, и, конечно же, царский трон, сделанный из сандалового дерева с облицовкой золотыми и серебряными пластинами и украшенный драгоценными камнями. Оригинал его находится в Оружейной палате Кремля. Возле трона Алексея Михайловича стоят механические львы с двигающимися головами и лапами, сверкающими глазами и издающие рык. Когда к трону приближались послы, львы раскрывали пасти и грозно рыкали, вращая глазами.

Перед нами печь для протапливания престольной палаты. На ней изображен двуглавый орел.

В России двуглавый византийский орел наложился на древнюю народную традицию охраны справа и слева, получив в государственном гербе совершенно новое геополитическое значение. Символика двуглавого орла, одна голова которого смотрит на Запад, другая на Восток, охраняя Россию с разных сторон, необыкновенно удачно подошла великому государству, раскинувшемуся на пространствах Европы и Азии и соединившем две части света. Если же говорить о рисунке орла в российском гербе, то он в течение веков изменялся. Изменялось также количество корон над головами -две, одна, три. Крылья были опущенными практически до царствования Алексея Михайловича (XVII в.) С того времени орел их расправил и поднял. Именно при Алексее Михайловиче окончательно сложился российский государственный герб со всеми его атрибутами. На персях (груди) орла утвердился московский герб – всадник, поражающий змия. Над головами – три короны (при Петре 1, принявшем титул императора, великокняжеские, царские короны были заменены императорскими). В правой лапе – скипетр, в левой – держава, которые должны были означать «милостивейшего государя, самодержца и обладателя». Кстати, по законам геральдики правой стороной считается левая от нас, зрителей, – это как бы часть щита, защищающего правое плечо война, который находится напротив нас.
Думная палата (или передняя комната)-выполняла в личных покоях царя роль приемной. В этой комнате выдавались награды.
Кабинет царя



Трапезная.


Грубы были нравы 17 века и однообразна жизнь того времени. Дела государственные сменялись молитвами, торжественными церковными службами и поездками в монастыри. Досуг был незатейлив.
Одним из любимых развлечений Алексея Михайловича следует отметить его любовь к СКАЗИТЕЛЯМ И СКАЗКАМ.
Сказкой в ту пору назывался не только фантастический вымысел, но и всякий правдивый рассказ. Случалось немало бывалых людей, которые посетили Турцию, и святые места, и немецкие земли. Были такие, что побывали в персидском плену, видели огнепоклонников или путешествовали в далёкий Китай. Эти люди нередко писали обо всём виденном “сказки”. Чтение таких сказок особенно любил слушать царь Алексей Михайлович.
*Всё смолкло в терему. Недвижно сидели по углам шуты и скоморохи; царь сидел, положив руки на подлокотники кресел. В тишине ровно звучал голос сказителя или чтеца.
Рассказывал он, как нехристиане огню поклоняются, как строят капища для золотых идолов, как поганые турки сторожат град Господень.
Рассказывал про птицу страфокомила, про страшного единорога и левиафана.
Царь слушал чудные рассказы и тихо шептал:
- Дивны дела твои, Господи!
Некоторые из таких сказок дошли до нас в рукописных свитках.
ШАХМАТЫ И ШАШКИ считались поистине царской игрой.
В шахматы играл ещё Иоанн Грозный. Из дома Романовых первым царственным шахматистом был Алексей Михайлович. Этой игре выучил его просвещённый Морозов, его дядька. В шахматы Алексей Михайлович играл осторожно и внимательно. По примеру восточных царей и западных королей играющий с ним стоял на коленях на подушке, царь же сидел в кресле, на малом столике лежала доска с шахматными фигурами хитрой резной работы из слоновой кости. Царь любил играть и в шашки, – в тавлеи, – причём был таким же хорошим игроком, как и в шахматы. Других игр Алексей Михайлович не знал.
Тавлеи (в народе велеи) — древнерусская настольная игра шашечного типа, позднее — название игры в шашки.
Шахматы занимали Алексея Михайловича сложностью и хитростью игры, которую царь понимал очень хорошо и в которой был большим искусником. При дворе состоял особый штат токарей и резчиков, которые занимались приготовлением шахматных фигур и досок.
Царь Алексей Михайлович был весьма религиозен и благочестив, но развлечения в его жизни имели бОльшее значение. Именно Алексей Михайлович придумал поговорку: делу время, потехе – час.
Любовь к соколиной охоте известна всем, как и увлечение ТЕАТРОМ

В театре в те времена между действием обязательно балет показывали. Во Франции — законодательнице мод — эти балетные представления между сценами назывались высодами (entree), в России они стали называться междусеньями.
Спальня царя.
Опочивальня. Маленькая комнатка. Кровать тоже маленькая , т.к. в то время было принято спать сидя. Считалось, что душа по ночам где-то путешествует, и если утром увидит, что её владелец находится в положении лёжа, то может к нему и не вернуться.

Все эти увлечения показывали разносторонность царской души и всегда радостное, мирное настроение Алексея Михайловича.
Мыльня.
Последняя палата– мыльня. То есть баня по-нашему.

В этой печи разогревали камни и опускали в кадушку с водой. Так вода становилась горячей.
Рабочий лист №5Кроссворд.

После мыльни сразу начинаются владения царицы.
Наталья Нарышкина, жена Алексея Михайловича, царица.
.
30 мая 1672 года родила сына которого назвали Петром, чуть позже и двух дочерей Софью Алексеевну и Наталью Алексеевну

Владения царицы
Женщины в то время вели затворническую жизнь. Весь день они занимались рукоделием, развлекая себя песнями и рассказами.
Мастерская царицы
Престольная палата царицы
Молельня царицы

Покои царевича (Петра I)

Кабинет Петра
Рабочий лист №6. Кроссворд.