Интегрированный урок по истории и литературе в 11 классе Трагедия царской семьи

Трагедия царской семьи
(интегрированный урок истории и литературы в 11 классе)
Цели урока: - на примере трагической судьбы семьи Николая II способствовать воспитанию гражданственности и развития мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся нравственных, социальных установок и идеологических доктрин;
- углубить знания учащихся в направлении проблематизации личной жизни Николая II;
- продолжить формирование у школьников навыков анализа событий и явлений при
изучении биографий исторических личностей;
- совершенствовать технологии сопоставления различных точек зрения;
- способствовать воспитанию интереса у учащихся к истории своего государства, к отдельным личностям.
Оборудование: документы; текстовые задания, учебник (С.192, рубрика «История в лицах») мультивидийное приложение «Правители России. Николай II», кинофильм «Конь белый»
Оформление кабинета: стенд с книгами и фильмами о Николае II
Тип урока: исследование
Эпиграф
Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь И пища многих будет смерть и кровь.
"Предсказание" М.Ю.Лермонтов
Актуализация темы:
Начальные кадры фильма «Николай II»
В 1917 г. в феврале не нашлось ни одного полка, ни одного генерала, ни одной сколько-нибудь значительной группы людей, которые встали бы на защиту Николая II, хотя до этого миллионы людей с воодушевлением пели "Боже, царя храни", а солдаты шли в бой за " веру, царя и отечество" Почему так произошло - царя смахнули с плеча "что пушинку" , а народу веками ему преклонявшемуся не оказалось до него никакого дела? Почему?
На протяжении ХХ века, как минимум дважды в нашей стране изменялось отношение общественного мнения к последнему российскому императору. Личность Николая II до сих пор вызывает ожесточенные споры не только среди ученых историков, но и широких слоев российского общества. Для одних он - мученик, невинная жертва большевистского террора. Ровно 30 лет назад -19 октября (1 ноября) 1981 г. Николай II и его семья были прославлены РПЗЦ (Русской Православной Зарубежной Церковью). 14 августа 2000 г. было принято решение Архиерейского собора РПЦ « прославить как страстотерпцев в сонме новомученников и исповедников российских».
Для других Николай II по-прежнему является олицетворением самодержавного произвола, безжалостным душителем всех прогрессивных веяний в России в начале ХХ в.
Слайд №3 презентации ( Портрет Николая II в сопровождении гимна «Боже царя храни»)
Слово истории:
Над родом Романовых как бы нависла тень проклятия. Начиная с Петра I , потомков которого проклял царевич Алексей, погибший в застенках Преображенского приказа все правители России по мужской линии, имели трагическую судьбу. Петр II умер в раннем возрасте. Иван VI всю жизнь провел в заточении и был убит при попытке освободить его, Пётр III был убит заговорщиками-фаворитами Екатерины II, Павел I – убит заговорщиками. Судьба прадеда Николая II – Александра I до сегодняшнего дня так и неизвестна, то ли он умер в Таганроге, то ли он ушёл странствовать по белу свету, дед Александр II был убит заговорщиками, отец Александр III царствовал совсем недолго. Самого Николая II только счастливая случайность спасла от меча японского самурая-фанатика, когда он посещал с визитом Японию.
Слово литературе (поэзии) (Константин Бальмонт «Зверь спущен»)
ЗВЕРЬ СПУЩЕН

Зверь спущен. Вот она, потеха
Разоблаченных палачей.
Звериный лик. Раскаты смеха.
Звериный голос: "Бей! Бей! Бей!"

И вдоль по всей России снова
Взметнулась, грязная всегда,
Самодержавия гнилого
Рассвирепевшая орда.

Удар могучий общей стачки
Их выбил вон из колеи.
Добычи нужно им, подачки
От их Романовской семьи.

Чужое нужно паразитам,
Свобода - гадам не под стать.
И вот они, своим синклитом,
Спустили Зверя погулять.

Но мы не спим, мы чётко видим,
Борцов восстания не счесть.
И тех, кого мы ненавидим,
В свой должный миг постигнет месть.

Гуляй же, Зверь самодержавья,
Являй всю мерзостность для глаз.
Навек окончилось бесправье.
Ты осужден. Твой пробил час,(Бальмонт)
Демонстрация кадров «Николай II» - коронация и события на Ходынке, далее стихи Константина Бальмонта
Слайд № 4 «Наш царь» Во время революции, в 1906 году, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пишет стихотворение «Наш царь», посвящённое Николаю II, оказавшееся пророческим:
Наш царь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], наш царь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Наш царь кровавое пятно, Зловонье пороха и дыма, В котором разуму темно... Наш царь убожество слепое, Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел, Царь-висельник, тем низкий вдвое, Что обещал, но дать не смел. Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, час расплаты ждёт. Кто начал царствовать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Тот кончит встав на эшафот.
Другое стихотворение из того же цикла «Николаю Последнему» заканчивалось словами: «Ты должен быть убит, ты стал для всех бедой»
Слово истории
Дальнейшее поведение царя, как и после Ходынки, вызывает по меньшей мере недоумение
Маркиз Монтебелло, посол Франции в России, хозяин бала: «Русский властелин пожелал сплясать мазурку на костях Что жИстория, как мы знаем, прощает кесарям немало ошибок, но подобных никогда».
Задание: Как вы думаете, Николай II
1.Понимал суть трагедии, но хотел продемонстрировать свою волю и стойкость.
2.Не понимал, что случилась катастрофа, угрожающая его царствованию.
3.Понимал ужас происходящего, но старался не признавать ошибок своего дяди-
московского генерал-губернатора.
Слайд № 5. Эпиграфом к нашему уроку служит «Предсказание» М.Ю. Лермонтова. История сохранила для нас ещё как минимум два предсказания.
Слайды презентации 6 - 8- Предсказания
Слайд 9 Слово литературе (поэзии) (Воспоминания флигель-адъютанта В.В. Свечина об Императоре Николае II. «Его я видел в лазаретах»)
Его я видел в лазаретах,  Когда склонялся над больным.  О, как был ласков и приветлив!  Был раненый ему родным.
 
И новой скорбной красотою  Блистали выраженья глаз!  Как часто полнились слезою  И Он скрывал её от нас.
 
...Один несчастный был контужен  И я медалью награждал.  Шептал: "Как Царь России нужен!"  Затем порывисто сказал:
 
"А у Царя глаза какие!..
Мне не забыть, покуда жив!  Взглянул, как солнце, как святые,  Как будто разом - исцелив!
 
Все брешут, что до нас нет дела, -  Теперь кто скажет - враз убью!  Нет вражьим подлостям предела!  Я низко кланяюсь Царю.
 
Глаза я видел - слезы были -  Смотрел на нас и плакал... Царь!  Так лишь родители любили, -  Знать, как отец нам Государь!"
- На чём заостряет автор наше внимание? Почему?
Слово истории:
Безусловно, все или почти все биографы Николая II отмечают его личные человеческие качества: прекрасный семьянин, любящий и любимый муж, заботливый отец. Но давайте прокомментируем с вами строки из его дневника:
Слово ученикам:
«Гулял долго. Погода холодная, ясная». «Гулял долго, убил две вороны», – зима 1905-1906 гг., когда революцию топили в крови
«Написал к Аликс и поехал к часовне, где погулял После чаю читал Вечером играл в домино», – в день февральской революции.
«Спал долго и крепко. Проснулся далеко за Двинском. День стоял солнечный и морозный Читал о Юлии Цезаре», – на другой день после отречения.
Какие выводы на основании этого можно сделать о царе как о человеке и правителе?
Слайд 12
Слово литературе (поэзии, стихотворение об императрице).
Благотворительность.
 Дух праздности, безделья был в столице -  О, как беспечно, праздно можно жить?!!  Не по сердцу тот дух Императрице, -  Всегда спешила бедным послужить!
 
Из личных денег - сколько помогала!  Бюджета не хватало на весь год!  Приюты, лазареты содержала,  И с нуждами к Ней шел и шел народ.
 
Устраивала бедным мастерские,  И строила больницы для детей,  И слезы отирала в скорбь людские,  И утешала вдов и матерей.
 
Всех красотой душевной поражала,  Чем силы зла невольно раздражала...

-Какой вы увидели императрицу Александру Фёдоровну? (Характеристика императрицы Александры Фёдоровны)
Слово истории:
Прокомментируем высказывания императрицы и сделаем вывод
Императрица Александра Федоровна – Николаю II: « В Думе все дураки; в Ставке сплошь идиоты; в Синоде одни только животные; министры – мерзавцы. Дипломатов наших надо перевешать. Разгони всех Прошу тебя, дружок, сделай это поскорее. Тебя должны бояться. Мы не конституционное государство, слава Богу. Будь Петром Великим, Иваном Грозным, сокруши всехЯ надеюсь, что Кедринского ( имеется ввиду Керенского)из Думы повесят за его ужасную речь, это необходимоСпокойно и с чистой совестью я сослала бы Львова в Сибирь; я отняла бы чин у Самарина, Милюкова, Гучкова – всех их надо в Сибирь».
Она же в другом письме; « Будь тверд, покажи властную руку, вот что надо русским. Это странно, но такова славянская натура».

Слайд № 11. Слово истории:
Один из биографов Николая II писал:
«Трагедия Николая II в том, что он оказался не на своём месте в истории. Обладая образованием для царствования в XIX веке и темпераментом для правления в Англии, он жил и царствовал в России XX века. Мир, который был понятен ему и привычен, рассыпался на глазах. В конечном счёте, он сделал для своей супруги в семье всё, что было в его силах; так ли это было для России? Попав в гибельную паутину, Николай оплатил свои ошибки, погибнув, как мученик вместе с женой и детьми»
(Р. Мэсси)
Проблемное задание: Прокомментируйте предложенную оценку личности последнего императора. В чём видит трагедию Николая II автор? Можно ли считать это трагедией России?

Слайды № 12.
Слово литературе (поэзии)
 Г.В. Иванов *** Эмалевый крестик в петлице И серой тужурки сукно.... Какие печальные лица  И как это было давно. Какие прекрасные лица, И как безнадежно бледны- Наследник, Императрица, Четыре великих княжны...
Слайды № 13.
Ольга
 
Ольга светозарная - красота Христова!  За народ свой падший умирать готова.  Жертвенный светильник, грех Руси вместив,  Вознеслась Ты к Богу, подданных простив.
 
"Кротость", "Милосердье" - имена Твои...  Вслед моей молитве вторят соловьи.
 
На подоле неба - белое перо,  С крыльев уронила... Все от слез серо  На планете скорби... Нет Святых Невест!  Вот и разгулялось горе, зло окрест...
 
Татьяна
 
Ангел белокрылый - нежная Татьяна.  Словно ландыш трепетна... Богом осияна.  Восхищает царственность. Ты - сосуд Любви...  Вдовы вслед шептали: "Нас благослови!"
Всех сирот согрела Горней теплотой,  Исцеляла чуткой, любящей рукой.  В белые одежды Солнца облеклась,  В небеса лебёдушкой чистой вознеслась.
 
Предстаёшь прекрасной, в золотом венце...  Русь осиротела... слезы на лице...

Мария
 
Очи бездонные - "блюдца Марии", -  В них - Небо плещется, вечность светится.  Ты, озаренная - жемчуг России!  В скорби слетаешь святой голубицей.
 
И расторгаются смерти оковы.  В помощь сестер призовешь для покрова:  Рядом - четыре райские Птицы, -  Как мне любовью Вашей напиться,
 
Что въявь живительный сладкий родник -  Путник усталый всей болью приник...  "Милость - Мария!" - Взывают уста, -  Имя Твоё - "Доброта", "Доброта!"
 
Анастасия
 
Солнышко красное - Анастасия!  В благовест смех Твой вплетается радостный.  Дух и душа - это сердце России!  В тайной молитве взывать к Тебе сладостно.
Трепет объемлет от умиленья -  Слезы пролью на ладони лучистые,  Их соберешь Ты и мне в утешенье  Небо подаришь в радуге чистое.
 
Колокол вторит: "А-на-ста-си-я!.."  Все имена перечислил любимые -  Самые милые, неповторимые -  Вы - лик и символ Великой России!
 
Как Вас вернуть?! В горле горький комок...  Стопочки в небе ищу райских ног...
Какое дивное дитя!  Твердят Его учителя.  В душе нет ни одной черты  Ни скверной, ни порочной, -  Но сколько царской доброты,  Ума и благородства!  Сердца захватит прочно,  С отцом какое сходство!  Вот почва для святых семян, -  Ликуй же, Русская Земля!  Грядет опять прекрасный Царь, -  Да будет Русь светла, как встарь!
 
Он всех прельщал открытым ясным взором,  Блестящим и решительным умом,  И ласковой внимательностью в горе, -  Когда здоров - светился Царский Дом!

 Заключительные слайды
Вывод урока:
трагедия семьи Николая II заключается в том, что её убийство, совершённое в годы гражданской войны большевиками, для которых царь всегда являлся олицетворением всего мрачного и несправедливого в существующем строе жизни, было преступлением в отношении невинно убиенных его детей.
Рефлексия:
1. Как вы считаете оправданна ли была казнь семьи?
2. Какие нравственные уроки из трагедии семьи последнего царя вы вынесли?
Подведение итогов урока.






15