Классный час «Доброта наших сердец»


Классный час «Доброта наших сердец»
Цель: формирование нравственных качеств личности школьника.
Задачи:
1. Развивать представления у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
2. Формировать суждения относительно норм поведения.
3. Воспитывать стремления совершать добрые дела и красивые поступки.
Ход занятия
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
- И откуда, - спросишь ты,-
В доме столько доброты?
Классный руководитель. Прослушав это стихотворение, вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о доброте, и это неслучайно.
В нашем обществе наблюдается дефицит милосердия, доброжелательности: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны.
Я предлагаю вам послушать индийскую сказку “Награда”
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.
Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай спросим кого-нибудь, награда это или нет.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь я тебя точно съем!
– Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее.
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям
Классный руководитель. Чему учит нас эта сказка? (Ответы детей)
Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки.
Зло – Добро. Это слова с противоположным значением.
-Как они называются в русском языке?
(Антонимы – слова с противоположным значением.)
В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Добро – положительное, хорошее, полезное. Противоположное – зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.
Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”
Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.
«НАЙДИ ДОБРО»
Задание – вспомнить слова, в которых «спряталось добро» (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, доброе утро, добропорядочный, дружелюбие, добродушие...) «ПОСЛОВИЦЫ О ДОБРЕ»
Задание – у вас на столе пословицы , но они перепутались. Помогите найти «половинку» каждой пословицы.
(Работа по группам. Дети собирают пословицы, напечатанные на карточках )Делать добро красят человека.
Добрые дела спеши.
Без добрых дел людей.
Свет не без добрых нет доброго имени.Сделав добро- никому.
Худо тому, кто добра не делает не хвались.
«ДОБРЫЕ СКАЗКИ»
Ребята, какие сказки о добре и зле вы знаете?
(Ответы детей: «Красная шапочка»,«Спящая красавица»,«Золушка» - Шарль Перро. «Снежная королева»,«Дюймовочка» - Андерсен.)
Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле.
1.Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?
ОТВЕТ: Дюймовочка2. Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
ОТВЕТ: "Сказка о рыбаке и рыбке" - А.С.Пушкин
3.Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это…( репка)
4.Кто я?
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу!
ОТВЕТ: Доктор Айболит
5.Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу ... (Золушка)
6.Xолодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. (Снежная королева)
Классный руководитель: Что побеждает в этих сказках?
(Ответы детей: Дружба, доброта, помощь, любовь.)Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из» Цветика-семицветика» В. Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.( Кот в сапогах)
- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
(Учитель обращает внимание на выставку книг и призывает к чтению книг на данную тему)
Рефлексия.
- О каких важных качествах человека мы говорили?
- С чем уйдёте после нашего занятия?
Ребята давайте с вами вместе составим правила доброты.
Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
Помогать людям.
Прощать ошибки других.
Прощать ошибки другим.
Не жадничать.
Жалеть других.
Не завидовать.
Делиться последним с другом.
Защищать слабого.
Закончить наш классный час поможет
Песенка «Доброта» из м/ф «Приключения поросёнка Фунтика»
Домашнее задание: Придумайте и нарисуйте медаль самому доброму человеку.