Статья на тему Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами краеведения в условиях введения ФГОС ДО


Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами краеведения в условиях введения ФГОС ДО
«Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом, и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка»  писал В.А.Сухомлинский. Хотя эти слова были написаны в ХХ веке, но и в настоящее время, они продолжают оставаться  особенно актуальными.  Сейчас, когда духовное возрождение России – одно из важных направлений в развитии страны, а с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение  такой задачи как объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В содержании каждой из образовательных областей есть положения, касающиеся духовно-нравственного развития дошкольников.
Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуется в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается  из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам;  адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников.
Педагоги нашего детского сада работают над этой проблемой в течение двух лет, то есть всего времени существования учреждения. Тем не менее, мы хотим поделиться своим небольшим опытом.
Систему работы по духовно-нравственному развитию ребенка в детском саду можно представить в виде радуги. Именно через все эти направления мы осуществляем нашу деятельность по духовно-нравственному развитию наших воспитанников.
Свою деятельность мы начинаем с работы с родителями и учитываем их пожелания, так как именно родители являются основными заказчиками образовательных услуг. В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Мы изучили интерес родителей к проблеме духовно-нравственного развития детей, проведя анкетирование. Из анкет родителей мы узнали, что
1. Все родители считают, что в современном обществе существует острая проблема духовно-нравственного воспитания.
2. Все родители согласны с утверждением, что формировать духовно-нравственные качества ребенка нужно именно в дошкольном возрасте
3. Все родители хотят, чтобы в детском саду проводилась специальная работа по духовно-нравственному развитию детей.
4. Выбирая приоритетное направление работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, 70% родителей выбрали знакомство с традициями родного края, 30% - приобщение к православной культуре.
5. Все родители готовы сотрудничать с детским садом в решении вопроса духовно-нравственного развития детей.
В ФГОС ДО большое внимание уделяется работе с родителями, сформулированы  требования по взаимодействию образовательной организации работы с родителями,  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество детского сада с семьёй. Но привлечение родителей к жизни детского сада все еще остается одной из проблем. Стараясь разрешить эту проблему, воспитатели детского сада, наряду с традиционными формами работы с родителями, такими как родительские собрания, анкетирования, личные беседы используем активные формы работы:
спортивные встречи («Папа, мама, я – здоровая семья», которые укрепляют не только физическое, но и в большей мере духовное здоровье семей, служат бесценным опытом для детей по формированию нравственных качеств),
тематические выставки,
участие в акциях, проектах, мастер-классы с народными мастерами, творческими людьми города, родительские собрания с активными формами работы родителей.
Всей своей работой воспитатели детского сада показывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
На сегодняшнем семинаре воспитатель Лицукова Н. Н. покажет мастер-класс по проведению такого родительского собрания.
Один из важных компонентов в духовно-нравственном развитии ребенка – это организованная образовательная деятельность. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, нравственному воспитанию, поддержку традиционных ценностей. Опираясь на особенности программы «От рождения до школы», учитывая потребности родителей в духовно-нравственном развитии детей и используя богатейший краеведческий материал воспитатели детского сада строят образовательный процесс.
Так, при проведении таких занятий как развитие речи и приобщение к художественной литературе знакомим воспитанников с детскими произведениями поэтов-земляков: Маршака С. Я., Чухлебовой Нины Тихоновны, Кассяновой Раисы Алексеевны, Ермаковой Надежды и знакомим детей с пословицами и поговорками, с пестушками нашего края.
На занятиях рисования, лепки, аппликации, знакомились с народными промыслами России, и, как бы в продолжение познакомились с куклами и игрушками Острогожского района и делали их своими руками вместе с народными мастерами Диной Михайловной Бычковой и Натальей Александровной Миньковой.
В детском саду силами воспитателей, работников детского сада, воспитанников и их родителей был создан мини-музей «Русская изба». На занятиях и в режимных моментах воспитанники знакомятся с бытом русского народа, утварью, предметами старины. В ходе режимных моментов знакомимся с различными играми, в которые играли наши земляки, разучиваем народные потешки, пестушки, колыбельные песни нашего края. Воспитатели детского сада в прошлом году собрали картотеку народных игр, а в этом году продолжаем эту работу.
Ведем тесное сотрудничество с детской центральной библиотекой. Посещаем тематические выставки, смотрим театральные постановки, подготовленные сотрудниками библиотеки, совместно с детьми.
Положительные эмоции играют значительную роль в духовно-нравственном развитии дошкольников. Поэтому в детском саду много внимания мы уделяем таким формам работы как праздники и развлечения. Важным условием эффективного осуществления духовно-нравственного воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников при проведении праздников. В нашем детском саду в течение двух лет прошли различные совместные праздники, которые сплачивают семьи воспитанников. Так, в осенью среди воспитанников и их родителей проходит спортивное состязание «Папа, мама, я – здоровая семья», которое укрепляет не только физическое, но и духовное здоровье семей.
В ноябре в детском саду проходит День матери, где воспитанники всех групп детского сада поздравляют своих мамочек с таким замечательным праздником. Ребята читают стихи, поют песни, танцуют, дарят подарки, сделанные своими руками для мамочек. А на лицах мам были не только улыбки, но и слезы радости и благодарности.
Ежегодно проходит народный праздник Масленицы. Это один из самых веселых и задорных праздников. К нему ребята активно готовятся вместе со своими воспитателями и родителями: готовят народные костюмы, разучивают русские песни и частушки, хороводы, русские народные игры и забавы. А прежде воспитатели познакомили детей с истоками и традициями этого праздника.
В мае проходит неделя славянской письменности и культуры, приуроченная ко дню памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В рамках недели оформляются тематические уголки, выставки детской книги. Ребята читают сказки и рисуют героев, играют в народные игры, водят хороводы, устраивают богатырские состязания, знакомятся с предметами народных промыслов.
Традиционно проходит мероприятие, посвященное обрядам и традициям празднования Святой Троицы на Руси. Воспитатели знакомят детей с историей и традициями этого праздника, водят хороводы, играют в народные игры, украшают шелковыми лентами березку.
Наш детский сад сотрудничает со средней общеобразовательной школой № 4. Учащиеся школы приходят в детский сад в рамках акции неделя добра, показывают инсценировки русский народных сказок.
Огромное значение в духовно-нравственном развитии, и в частности в формировании патриотических качеств личности ребенка играет работа с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки – это живые участники истории родного края. Мы встречались с ветераном Бахматовой Н. И., собирали материалы об участниках Великой Отечественной войны, родственниках воспитанников, и оформляли стенды в группах детского сада. Одним из значимых стала акция «Поздравь ветерана», которую подготовили и провели воспитанники детского сада, вместе с воспитателями и родителями. Ребята с большим интересом поздравляли ветеранов в городском парке, читали для них стихи, дарили открытки, сделанные своими руками.
Духовно-нравственное развитие ребенка невозможно без его непосредственного участия в творческих конкурсах, акциях, проектах. На протяжении двух лет наши воспитанники принимают активное участие в различных акциях. В рамках празднования 70-летия Победы приняли участие в общероссийской патриотической экспедиции «Дети России за мир»,в муниципальной викторине «Наследники Победы», во Всероссийском открытом творческом конкурсе «В лучах милосердия», в Епархиальном конкурсе творческих работ «Святые благоверные Петр и Феврония, Муромские чудотворцы», в епархиальном конкурсе духовной поэзии «В начале было слово…», в благотворительной акции «Покровская ярмарка». В прошлом году с воспитанниками и их родителями мы реализовали епархиальный проект «Православные традиции семьи», а в этом году работаем над проектом «К родным истокам. Народные традиции в играх и фольклоре».
Изучая мнение наших родителей по вопросу духовно-нравственного развития, 30 % из них пожелали приобщать детей к православной культуре. В нашем детском саду это желание родителей реализуется через дополнительное образование. В подготовительной группе у нас есть дополнительные занятия «Основы православной культуры» по программе Л. Л. Шевченко «Добрый мир». Это программа духовно-нравственного развития дошкольников, обеспечивающая преемственность с начальной школой. Работа по ней способствует формированию у детей нравственных начал, обогащает ребенка не только определенными знаниями, но и любовью к окружающему нас миру, воспитывает милосердие, делает добрее.
У нас в детском саду работают педагог-психолог и учитель-логопед. В своей коррекционной работе они используют литературное творчество авторов земляков, народные потешки, пестушки.
Результатом нашей работы стала активизация духовно-нравственного развития детей в тесном взаимодействии педагогов, воспитанников, их родителей и различных организаций. Вся проведенная нами работа, разнообразные мероприятия приобщали наших воспитанников к культурно-историческому наследию малой родины, страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника, способствовала повышению духовно-нравственного потенциала и повышению компетентности педагогов, повышению интереса родителей к духовно-нравственному развитию детей, активному сотрудничеству с детским садом.