Доклад на заседании МО языковедов на тему: Гражданско-правовое и патриотическое воспитание


Слайд 1
Тема выступления:
«Гражданско-правовое и патриотическое воспитание»
Слайд 2
Исследователь древнерусской литературы и общественный деятель 2 половины 20 века Дмитрий Сергеевич Лихачев писал:
“Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать» 
Слайд 3
Патриотизм является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Нет патриотизма – нет государства.
Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны. 
Многие проблемы в стране и обществе мешают обучению и воспитанию подрастающего поколения в настоящий период. Например, мощный духовный кризис, переоценка ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, приземленность интересов, зачастую ограниченных потребительско-бытовой сферой – диктуют необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания.   Последнее время мы видим, что общественность все чаще и чаще начинает осознавать, что мы многое упустили за эти годы, и многое выпустили на суд людей недозволенного. Свобода свободой, но не все может способствовать воспитанию нравственной личности. К сожалению, есть в современном мире много безнравственного, и оно уже породило свои плоды.
Слайд 4
Нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве – воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества.
Слайд 5
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.

Слайд 6
Задача современной школы -  создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства – все то, что было хорошо поставлено в советском образовании.Слайд 7
 Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. На это указывают следующие государственные документы:
•        Закон «Об образовании»;
•        Концепция модернизации российского образования;
•        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
Слайд 8
Гражданское воспитание -  понятие широкое. Оно включает в себя много направлений, важное место среди которых занимает патриотическое воспитание.  
Ключевая идея воспитательной системы направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства  за основу патриотического  воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к творчеству, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений;  уважение к истории и традициям своего народа,  государства, любовь к  Родине  и готовность ее защищать. Слайд 9
Ступенями развития гражданственности  можно считать:
•воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;
•воспитание гражданского отношения к семье через  осознание себя частью своей семьи;
•воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью классного коллектива;
•воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;
•воспитание  гражданского отношения к Отечеству  через осознание себя его частью.
Слайд 10
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы школы каждый год включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День толерантности, вахта памяти, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
Слайд 11
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Слайд 12
 2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ.
Важнейшей составной частью  воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных  отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии  личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
Слайд 13
Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так  нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его  дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Слайд 14
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм  и культура  межнациональных  отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.
Слайд 15
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
проявление гражданских чувств;
гордость за своё Отечество, за символы государства;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Слайд 16
Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Слайд 17
Патриотизм формируется  в процессе обучения и воспитания школьников.
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие.
Все это необходимо учитывать нам, педагогам, в процессе воспитания учащихся.
Слайд18
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
Слайд19
Духовно – нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Слайд 20
Гражданско – патриотическое. Воздействует через  систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
Слайд 21
Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
Слайд 22
Героико – патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
Слайд 23
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Слайд 24
Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
Слайд 25
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию  духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Слайд 26
УРОВНИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Патриотическое воспитание юных граждан России – это воспитание юных  россиян, идентифицирующих себя со своим народом и страной. Оно берет начало с приобщения ребенка к историко – культурным традициям родного края. На этом этапе формируется своеобразная «корневая система» личности, ориентирующая ее на такие ценности как: СЕМЬЯ, НАРОД, РОДНОЙ КРАЙ, ОТЧИЗНА и не позволяющая  противоречить принципу: «Где хорошо, там и Родина».
Слайд 27
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО  ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА.
Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по – настоящему счастлив. Здесь созревает личность.
Но многим из нас сегодня неведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций. Вот почему на помощь семье призвана прийти школа.
Несмотря на изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для нее характерно ориентирование на национальные ценности, воплощаемые прежде всего в человеческой духовности, всесторонне развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни.
Слайд 28
Взаимодействия малого отечества и большого, своей региональной, этнической родины и другой, огромной, называемой Россией, определяют процесс патриотического воспитания. В работе по патриотическому воспитанию  главным  направлением  является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы  добра и зла, истории развития конкретной семьи.
Одним из направлений  можно считать краеведение, где ребятам предлагается  изучить историю своей семьи, своего района, города. Интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная», где ребятам предлагается вместе с родителями составить родовое древо своей семьи, собрать старые фотографии, изучить семейный архив. Мы, в стенах нашей школы это делаем.
Слайд 29
Система работы педагогов Зелено-Рощинской основной школы по патриотическому воспитанию учащихся
Слайд 30
Патриотическое воспитание учащихся через работу библиотеки
Многие годы работа школьной библиотеки строится совместно с работой сельской библиотеки. По-моему, так и должно быть, что дети, участвующие в мероприятиях у нас одни и те же.
Слайд 31
Так была организована встреча с поэтессой Верой Петровной Хамидуллиной.
Слайд 32
В 2014 году сельская библиотека стала победителем во Всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сел» Благотворительного фонда Геннадия и Елены Тимченко, благодаря финансовой помощи которого на базе библиотеки был создан театр книги, назвали его «Душа». В сентябре было торжественное открытие. Поставили уже три спектакля: по книги немецкого писателя Джеймса Крюса «Тим Талер. Или Проданный смех», по повести Леонида Габышева «Одлян, или Воздух свободы» и по вашему, Владимир Николаевич, рассказу «Доставка пиццы». Наши учащиеся буквально две недели назад ездили на гастроли и выступали перед школьниками города.
Слайд 33
Проводятся в стенах библиотеки мероприятия, посвященные знаменательным датам, например, музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы.
Слайд 34
Колесо истории «Город древний – город славный»
Оформляются постоянные выставки книг, посвященные знаменательным датам.
Слайд 35
Патриотическое воспитание учащихся через работу музея
Наш музей – это наша гордость. Организованный нашей ученицей, потом завучем школы Каримовой Кларой Кавыевной, он остается очень важным местом, соединяющим прошлое и настоящее. Сюда приходят, приезжают выпускники школы, учащиеся школ города и района. Здесь есть на что посмотреть. Вот перед вами те стенды, которые расположены в музее.
Слайд 36
Давно прощли годы Аркадия Петровича Гайдара, осталась в памяти книга «Тимур и его команда», но тимуровское движение, только под другим названием, операция «Забота», должна жить.
Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества. Каждый год ребята нашей школы оказывают безвозмездную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, вдовам, наводя порядок в доме, очищая снег с крыш и во дворе, помогая в посадке и уборке выращенного урожая, поздравляя с праздниками открытками.

Слайд 37
Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность
В школе воспитание Гражданина, на наш взгляд, должно включать в себя не только историю, литературу, русский, но и отдельно выстраиваемую определенную систему патриотического воспитания с первой минуты пребывания ребёнка в образовательном учреждении. Мы должны научить детей не только гордиться страной, но и сопереживать и не оставаться равнодушным ко всему, что происходит.
Так 2014-2015 учебный год мы все начали с урока о родном крае, об Отечестве.
На уроках истории, литературы, русского языка, обществознания, географии постоянно возникают воспитывающие моменты, которые направлены на воспитание нравственной личности.
Перед вами урок литературы «До боли в сердце жалко мне детей страдающих недугом» по рассказу В.Н.Крупина «Женя Касаткин», который был показан в прошлом учебном году на семинаре руководителей образовательных учреждений и получил высокую оценку из уст начальника управления образованием. Или урок литературы «Берегите, люди, Матерей!» по рассказу В.В.Вересаева «Порыв».
Слайд 38
В рамках патриотического воспитания, начиная с начальной школы, классные руководители проводят тематические классные часы, игры и беседы со школьниками, конкурсы, различные фольклорные праздники.
Слайды 39,40, 41,42,43,44, 45, 46
(смотреть и читать названия мероприятий)
Слайд 47
Важное место здесь занимают встречи с ветеранами войны и труда, с участниками локальных войн и “горячих” точек, ведь ничто не может заменить живого общения с теми, кто прошел через войну, кто сделал все, чтобы победить врага, кто не на словах понимает ценность жизни человека на земле.
Так стало традицией проводить митинг, посвященный воинам интернационалистам
Слайд 48
Перед вами мероприятие «Вечной памятью живы»
Слайд 49
Педагоги нашей школы прилагают все усилия, чтобы воспитать в своих учениках понимание и милосердие, умение делиться сердечным теплом. Одним из направлений такой работы является подготовка детей к участию в научно-практической конференции, где ученики представляют работы по литературе, рассказывающие об историческом прошлом нашей Родины. Это позволяет ребятам лучше узнать прошлое нашей страны, ощутить цену настоящего и проникнуться ответственностью за будущее.
Слайд 50
Несколько лет живет в нашей школе патриотическая акция
«Письмо солдату»;
Слайд 51
Участвуем в муниципальной военно – спортивной игре «Зарница», где занимаем призовые места.
Слайд 52
Ежегодно участвуем в городском конкурсе чтецов
Год - 1 место Вечкилева Евгения со стихотворением, посвященным воинам-афганцам;
Год – 1 место Вечкилева Евгения со стихотворением, посвященным родному краю;
Год – 1 место Вавилов Владимир со стихотворением, посвященным России;
2014 год – Позднякова Мария стала лауреатом конкурса со стихотворением «Так цвети и здравствуй, край родной!»
Слайд 53
Патриотическое воспитание учащихся через организацию экскурсий:
Поезда в Свияжск
Слайд 54
Поездка в Раифский монастырь
Слайд 55
Поездка в Елабугу
Слайд 56
Поездка в Казань
Слайд 57
Патриотическое воспитание учащихся через систему классных часов:
-изучение государственной символики России;
-уроки мужества;
-беседы, посвященные  чествованию памятных дат, дней воинской славы;
-классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери и другие мероприятия.
Слайд 58
Мероприятие, посвященное Дню Победы «Вечной памятью живы»
Слайд 59
Парламентский урок
Слайд 60
Мероприятие «Мой дом – моя крепость»
Слайд 61
День защитника Отечества
Слайд 62
Педагоги нашей школы каждый год проводят классные часы патриотической направленности (зачитать какие)
Слайд 63
Патриотическое воспитание учащихся через переписку
Слайд 64
Первое письмо было написано учащимися нашей школы в Ясную Поляну, на родину Льва Николаевича Толстого.
Слайд 65
Писали в Елабугу в музей Марины Ивановны Цветаевой
Сайд 66
Писали на Родину Сергея Есенина, в село Константиново Рязанской области
Слайд 67
Ведем переписку с православным писателем Владимиром Николаевичем Крупным
Слайд 68
Сначала он нам писал, прислал книгу с дарственной надписью.
Слайд 69
Его письма – это всегда мудрые советы для подрастающего поколения (зачитать)
Слайд 70
Последнее время мы ведем с ним интернет переписку, поздравляем его со всеми праздниками, а он всегда отвечает нам (зачитать).
Слайд 71
Влияние на воспитание в школьнике Гражданина оказывает и социальная среда, в которой он постоянно находится. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры) должно “работать” на воспитание в ребятах гражданственности. И нам очень помогает сельский Дом культуры и сельская библиотека.
Слайд 72
В настоящее время все чаще и чаще обращаемся мы к духовной культуре, к нашим истокам. Так летом 2014 года в Сосновке, была организована встреча с отцом Родионом.
Эта встреча никого не оставила равнодушным.
Слайд 73
Заканчивая выступление, хочется сказать, что эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется  в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Слайд 74
Актер Евгений Леонов говорил: « Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни».
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Слайд 75Спасибо за внимание.
Всем педагогам счастья, здоровья, удачи