Решение задач на нахождение числа в несколько раз больше или меньше данного.


Краткосрочный план по математике
Тема: Решение задач на нахождение числа в несколькоразбольшеилименьшеданного. Школа: КГУ «ОШ № 10»
Дата:13.10.16г Имя учителя:
Класс: 3« » Количество учащихся в классе: Количество присутствующих:
Цели обучения, которые помогают достичь данный урок
Раскрыть смысл слов «меньше в 2 (3, 4, …) раза». «больше в 2 (3, 4, …) раза».
Познакомить учащихся с решением простых задач на уменьшение числа в несколько раз.
Закрепить знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления с числами 2, 3, 4.
Закрепить умения решать простые и составные задачи.
Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Предполагаемый результат:
учащиеся научаться решать задачи нового вида; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно- следственные связи.  
План
Запланированная деятельность
Запланированная деятельность
Стадия вызова
10 – 15 МИН Организационный момент.
/Проверка готовности к уроку.
Актуализация изученного:
- «Математический диктант» /Задание от самого быстрого на свете зверя – гепарда, который хочет проверить, насколько правильно и быстро ребята умеют решать примеры из таблицы умножения и деления/.
Задания называет учитель:
Вычислите, сколько получится, если
-  4 умножить на 5;
- 3 умножить на 6;
- 9 умножить на 4;
- 8 умножить на 2;
- 5 умножить на 3;
- 4 умножить на 7;
- первый множитель  - 2,  второй множитель – 6, запишите, чему равно произведение;
- первый множитель – 4, второй множитель – 4, запишите, чему равно произведение.
Вычислите, сколько получится, если
- 24 разделить на 4;
- 27 разделить на 3;
- 12 разделить на 4;
- 14 разделить на 2;
- 32 разделить на 8;
- 18 разделить на 9;
-делимое -18, делитель – 6, запишите, чему равно частное;
- делимое – 8, делитель – 2, запишите, чему равно частное.
/Проверка правильности выполнения задания производится по доске: слайд №2. Учащиеся меняются тетрадями, берут простой карандаш и выделяют в кружочек правильный ответ. Затем подсчитывают количество неверных ответов и выставляют карандашом под ответами соответствующую оценку:
- нет ошибок – 5;
- 1-2 ошибки – 4;
- 3-5 ошибок – 3;
- более 5 ошибок – 2.
«Продолжи последовательность чисел» /задание от белого мишки/.
-  Откуда к нам пришёл белый мишка? (С холодного севера).
-  Давайте посмотрим, а что же он приготовил для нас.
(Слайд №3).
- Посмотрите внимательно на записанные числа, подумайте, чем они отличаются друг от друга и постарайтесь продолжить последовательность этих чисел:
4, 8, 12, …, …, ….
-Что можете ещё сказать о записанной последовательности чисел?
/Они все делятся на 4/.
/Дети могут рассуждать так: каждое последующее число больше предыдущего на 4, следовательно, следующим числом после 12 будет число 16, так как «12 + 4 = 16» и т.д./
2, 4, 6, ….
/Рассуждение аналогично/.
27, 24, 21, …, …,  ….
/В этом случае дети рассуждают так: каждое последующее число меньше предыдущего  на 3, следовательно, следующим числом после 21 будет  число 18, так как «18 – 3 = 15» и т.д./
- Догадайтесь, а какое число «лишнее» в следующей последовательности чисел и объясните, почему?
20, 12, 32, 30, 24, 16, 8.
/Дети могут рассуждать так: «лишним» будет число 8, так как 8 – однозначное число, а все другие числа – двузначные;
«лишним» может быть и число 30, так как 30 – не делится на 4, а все другие числа на 4 делятся./
Стадия Осмысления
20 – 25 мин
Подготовка к введению задач нового вида.
- Положите в верхний ряд 3 кружочка, а в нижний ряд столько треугольников, чтобы их было в 4 раза больше, чем кружочков.
/Дети выполняют задание, затем осуществляется проверка с помощью слайда №5/.   
- Что значит «в 4 раза больше, чем 3»? /это значит «по «3» четыре раза/.
Итак, мы должны положить 12 треугольников.
- Каких фигур больше? /Треугольников/. Следовательно, кругов будет…. /меньше, чем треугольников/.
- Во сколько раз треугольников больше, чем кругов? /В 4 раза/. Следовательно, кругов… / меньше, чем треугольников тоже               в  4 раза/.
Объяснение нового материала.
- Положите в верхний ряд 8 кругов, а в нижний ряд треугольники. Их должно быть в 2 раза меньше, чем кругов.
Одни дети смогут справиться с заданием, другие – выполнят задание с ошибкой, третьи – не смогут приступить к его выполнению. После обсуждения делается вывод, что таких  заданий «на уменьшение в несколько раз» мы ещё не делали, значит, нам предстоит на уроке этому научиться.
- Итак, чему же мы будем учиться сегодня на уроке? /Уменьшать число в несколько раз/.
Появляется слайд №6, и дети проговаривают название темы урока: «Задачи на уменьшение числа в несколько раз».
Закрепление изученного ранее материала.
Работа по учебнику.
Один набор ручек стоит 3 рубля. Сколько стоят три таких набора ручек?
На столе лежало 6 персиков, а абрикосов в 3 раза больше, чем персиков. Сколько всего абрикосов и персиков лежало на столе?
Доярка надоила 50 литров 50 литров молока. 10 литров она отдала для кормления телят, а остальное молоко она разлила в 4 бидона, поровну в каждый. Сколько литров молока в каждом бидоне?
Учитель проверяет решённые задачи по ходу их выполнения учениками, оценивая каждое решение.
Затем предлагает ребёнку выполнять второе задание: «Найти значение выражений в несколько действий» (сколько успеют вычислить):
«Порядок выполнения действий».
Стадия рефлексии
5 – 7 мин V. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание учащихся
- - Какое из заданий вам понравилось больше всего?
- Какое вызвало затруднение?
Краткосрочный план по русскому языку
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Школа: КГУ «ОШ № 10»
Дата: 13.10.16г Имя учителя: Кудрявцева Нина Петровна
Класс: 3«А» Количество учащихся в классе: 25 Количество присутствующих:
Цели обучения, которые помогают достичь данный урок Выработать умения самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Предполагаемый результат:
Уметь подбирать однокоренные слова.
Развивать орфографическую зоркость.
Отрабатывать навыки разбора слова по составу (используя алгоритм).
План
Запланированная деятельность
Запланированная деятельность
Стадия вызова
10 – 15 МИН 1. Организационный момент.
- Я рада вас видеть. На улице холодно и  неприветливо. А в классе уютно и тепло, как летом. Давайте вспомним летние прогулки по  лесу.
Пальчиковая гимнастика.
С ветки ягодки снимаю.
Их в лукошко собираю.
Будет полное лукошко.
Я попробую немножко,
Я поем ещё чуть-чуть.
Лёгким будет к дому путь.
Вы согрели свои ладошки? Теперь  всё у нас получится замечательно!
2. Чистописание. Слайд № 2.
 - Посмотрите, какой узор сплёл паучок.  На какие буквы он похож? (В, д, л, т).
-Определите порядок букв в цепочке. (Вдлт  Влтд …)
- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)
- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки)
(Ребята работают в тетради. Подводятся итоги.)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся)
- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.
2. Актуализация опорных знаний. 
Стадия Осмысления
20 – 25 мин
3. Изучение нового материала. Слайд №4
- Море  успокоилось, и на горизонте показался остров.
- Поприветствуем остров. Каким  словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте)
- Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним … (солнце). Как … (радостно) бьётся у каждого из вас … (сердце)
- Посмотрите на слова, что необычного в них?
- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте  и последите за их написанием.
- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?
- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце»,  «радостно», «сердце»?
- Как бы вы назвали согласные, которые пишутся,  но не произносятся?
- Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».
- В какой  части основы слова пишутся непроизносимые согласные? (В корне слова).
- Какова тема нашего исследования?
4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:  
Слайд № 5
- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?
- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.
(Дети слушаю аудиозапись сказки о согласных звуках)
Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!
Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.
Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.
Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
- Что вы узнали из сказки?
- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?
- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?
- Обозначьте задание к выполнению. ( Подобрать проверочные слова)
 - Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?
(с каждым словом работает отдельный ребенок)
- Объясните свой выбор. 
- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко.  Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)
- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника. 
- Всегда ли в стечениях согласных в  корне слова  пишется непроизносимая согласная?
Чтение правила по учебнику на странице  28.
- Расскажите правило друг другу. (Работа в парах)
- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)
6. Первичное закрепление с проговариванием.
(Задание выполняется на доске)
- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:
Звёз…ное небо, ус…ный журнал, извес…ный писатель, ярос…ный крик.
(Дети записывают слова и выделяют орфограмму)
7. Физкультминутка.
- Отдохнём и подумаем. Не торопитесь, будьте внимательны!
(Я называю слова.  Дети подпрыгивают, если слово с непроизносимым согласным, или стоят на месте, если нет непроизносимого согласного).
Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный, вкусный.
9. Самостоятельная работа в тетрадях
- Ребята, Слайд № 8. 
Фронтальная работа с классом.
Орфограммы в корне слова.
А) Выдели слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки.
Солнце, осина, звёздный, трава, вестник, чувство, участь, красный, яростный, сердце, бесчувственный, опасность, тесный, праздник.
Б) Выдели в словах буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки.
Солнце, звёздный, вестник, чувство, яростный, сердце, бесчувственный, праздник.
Стадия рефлексии
5 – 7 мин V. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание (суммативное)
- - Какое из заданий вам понравилось больше всего?
- Какое вызвало затруднение?