РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА


РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА
Среда осужденных учеников резко отличается от среды учащихся обычных школ. Это люди взрослые, имеющие разный опыт жизни и в большей части негативный, т.к. жизнь их привела в места лишения свободы, поэтому и подход к таким учащимся должен быть иной. Для становления классного коллектива осужденных и личности осужденной в целом, любой учитель, а особенно классный руководитель, должен быть прежде всего психологом, т.к. от его действий и подходов зависит становление личности непростого ученика, изменения его мировоззрения и жизненных ценностей. В этом суть обучения в условиях ИК, в этом и суть перевоспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы.
«Что посеешь, то и пожнешь»…. гласит народная мудрость, и от нас, работающих в условиях ИК, где осужденные находятся в изолированных условиях, зависит очень многое. Главное, чтобы влияние учителя на учащегося оказывало положительное воздействие: не подавить инициативу у учеников, проявляющих активность в учебе, любознательность , готовность к участию в олимпиадах и конкурсах.
 Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются с другими учащимися, имеющими разный срок, жизненный опыт, воспитание. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ученика, а различные отношения создают разные группы. Это могут быть сплоченные группы или несплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает ее от другой группы.
Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.). Но мало использовать только данный фактор. Для успешного взаимодействия личности и коллектива необходимы свои принципы, п р и н ц и п ы с о т р у д н и ч е с т в а:
безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон;
беспристрастность в оценке поступков учащихся;
терпение и терпимость в достижении результатов воздействия;
диалогичность в общении;
отсутствие страха признавать свою неправоту;
использование чувства юмора;
не бояться сделать ошибку и признать ее
знание закона
знание прав осужденной, как личности
знание основ психологии осужденных
Любой учитель и классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы осужденных просто так не получится. Для этого необходимо немногое:
открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),
обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),
сотворчество (сотрудничество в творчестве),
успешность (использовать инструмент оценки),
свобода выбора,
целевая направленность (конкретный результат дела),
привлекательная деятельность.
Изучение учащихся, всех вместе и каждого в отдельности. Должно осуществляться постоянно и непрерывно. Распознать их состояние, мотивы поступков преступлений, отношения, симпатии и антипатии для опытного учителя не так сложно, ведь большая часть осуждённых и умеют " прятать" себя, и открыто и экспрессивно проявляют свои эмоции, некоторые остаются «закрытыми» надолго.Наблюдения за коллективной деятельностью, взаимообщением на уроках и переменах, выполнением поручений, а также создание ситуаций выбора ( " Кто хочет? С кем хочет? Кому поручим?") помогают педагогу обнаружить систему складывающихся отношений, и тогда, только при их учете, можно планировать способы влияния на уч-ся. Не менее важно при этом знать и ту сферу общения, в которой находится учащийся в свободное время: какое у него окружение, что на работе; кто в числе близких друзей; каким видом деятельности занят ученик в свободное время , какое место в его жизни занимает эта дополнительная деятельность и эта сфера общения. Изучение учащихся - это анализ не только индивидуальности каждого, но и общей воспитанности всего коллектива, так сказать характеристика каждого "типичного ученика". Его нужно обязательно знать, чтобы целенаправленно планировать работу, спроектировать систему воздействий, отвечающих уровню развития именно этого ученика, учитывающих его возможности, способности. Особенности характера, положение в коллективе, содержание личностных отношений и потребностей. Ступени формирования коллектива: 1 .Выявление коллективистских навыков 2. Формирование коллективистских и лидерских навыков 3. Формирование коллектива 4. Развитие и становление коллектива 5. Формирование и социализация личности через коллектив. Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных отношений, рассматривается как позитивное явление, т.к. организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать со сплоченной группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать ее специфику ( например возраст), состав преступления, вредные привычки (наркотики), особенности ее сплочения, и , используя демократические принципы, гуманистические нормы отношений, создавать коллектив воспитанников. Для успешного взаимодействия личности и коллектива необходимы свои принципы - принципы сотрудничества: безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон; беспристрастность в оценке поступков уч-ся; терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива; диалогичность в общении; отсутствие страха признавать свою неправоту; использование чувства юмора; не бояться сделать ошибку и признать ее. Деятельность учителя ( классного руководителя) по воспитанию личности уч-ся не будет результативна, если не удастся выработать единую позицию всех педагогов, работающих в данной группе. Единая педагогическая позиция- это общность требований, предъявляемых учащимся, поддержка воспитательной линии классного руководителя другими педагогами, а значит, закрепление социально значимых норм поведения, развитие гражданских, нравственных качеств личности.