СЕМИНАР «ОРГАНИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ»


СЕМИНАР
«ОРГАНИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ»
Цели семинара:
1.Формирование у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех»
2. Обмен опытом методической работы по совершенствованию педагогического мастерства педагогов и перспектив её развития.
План проведения семинара:1. Вступительное слово.
2. Сообщение по теме: «Научно-методические и психологические основы принципа обучения и воспитания успехом». 3. Работа в творческих группах по проектированию программ для создания ситуаций успеха. 4. Презентация творческих групп. 5. Подведение итогов.
1. Вступительное слово.
Семинары, как инструмент обучения и обмена опытом, востребованы в наше время в любой сфере деятельности и активно используются. Они позволяют повысить квалификацию, участвовать в обсуждении и решении проблем, презентовать свои способы разрешения и выполнения задач, т.е. облик семинаров может быть различен. Методический семинар подразумевает передачу разработанных методических приемов, готовых алгоритмов и путей решения той или иной задачи.
Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять ее требования. Почему преисполненный желания первоклассник, теряет интерес к учебе? Почему младший школьник, приходя в среднюю школу, резко теряет познавательный интерес и как следствие снижается успеваемость? Если лишить ребенка веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее.
2. Сообщение по теме: «Научно-методические и психологические основы.
1) Важнейшим открытием 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
В.А.Сухомлинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Методы, используемые на уроке должны вызвать интерес ребенка к познанию, а школа должна стать школой радости. Поэтому необходимо создание ситуации успеха учителем на уроке.
С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
Успешность или ожидание успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
2) Анкета «Незаконченное предложение».
Закончите предложение:
1.Начиная урок, я произношу слова: ______________________________
2.Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: ______________________
3.Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: _
4.По моему мнению, на эффективность урока влияет: ________________.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, т.к. с пребыванием в ней связаны более 70% времени его бодрствования.
На формирование здоровья учащихся оказывает непосредственное влияние – внутришкольная среда, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся. В настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следущее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, прибывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют".
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источники психологической комфортности:
положительное эмоциональное состояние, как ученика так и учителя;
доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель
Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Как добиться психологической комфортности на уроке?
используйте в своей работе просьбы, а не требования;
используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
не допускайте стрессобразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?
используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));
используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя. Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;
используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);
наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся;
справедливо оценивайте ответы учащихся ( используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.
Результаты опроса учащихся показывают, что испытывают дети в типичных ситуациях успеха или неуспеха:
1.Если я получаю хорошую оценку – это значит…
меня похвалят родители
я хорошо знаю материал
учительница будет рада
у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу
2.Если я получаю плохую оценку – это значит…
у меня испортится настроение
меня накажут
учительница будет недовольна
я расстроюсь
я буду считаться плохим учеником
у меня пропадет интерес к учебе
3.Я чувствую себя уверенно, когда в школе…
меня хвалят
ставят хорошие оценки
вызывают меня к доске
доброжелательны ко мне
меня понимают и поддерживают
Т.о. успешность деятельности учителя во многом определяется способностью педагога создать каждому ученику ситуацию успеха на уроке, способность предоставить возможность пережить радость достижения и победы.
3. Работа в творческих группах по проектированию программ для создания ситуаций успеха.
Задание для 1-й группы.
Проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют (не способствуют) созданию на уроке ситуации успеха. (При необходимости предложите свои варианты действий учителя). Действия педагога на уроке
1. Останавливаем внимание на негативном
2. Улыбка, добрый взгляд
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому
4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)
5. Сравнение одного ребёнка с другим
6. Отмечает персональную исключительность
7. Аргументирует надобность действий
8. Учит алгоритму действий
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали
10. Учитель много говорит за детей
11. Выражает недовольство учеником, группой учеников
12. Верит в способность ученика
13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований
Задание для 2-й группы.
Сформировать банк ситуаций успеха. Например: похвала, доверие, проведи урок (обмен ролями) и т.д.
Задание для 3-й группы.
Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка. Привести 20-25 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец!
Задание для 4-й группы
Проанализировать анкеты педагогов. Для эффективности вашей работы необходимо: 1) разрезать все анкеты на 4 части (по вопросам); 2) сформировать 4 микрогруппы для обработки каждого вопроса; 3) каждая микрогруппа делает вывод по большинству ответов; 4) вся группа выбирает одного представителя для представления общего результата по всей анкете (лучше цифровыми данными, можно вычислить процентное содержание типичных ответов). 4. Презентация творческих групп
5. Подведение итогов.
Создание ситуации успеха на уроке - это обязательное условие и она включает в себя:
1. Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
2. Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу.
3. Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.
4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения.
5. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
7. Оценивание – оценка не производится в целом, она ставит акцент на деталях выполненной работы, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив.
С точки зрения педагогической психологии очень важна самооценка детей. Дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей.
Успех школьнику может создать только учитель, который сам переживает радость успеха. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности.
Можно использовать в своей работе прием - «выделение персональной исключительности». Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала.
Алгоритм создания ситуации успеха
Снятие страха
мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться
люди учатся на своих ошибках и находят способы решения
Авансирование успешного результата
я даже не сомневаюсь в успешном результате
у вас обязательно получится
3.Скрытое инструктирование ребенка
возможно лучше всего начать с …
выполняя работу, не забудьте о …
4.Внесение мотива (обозначить практическую значимость).
Без твоей помощи…
Персональная исключительность (поддержка индивидуальности)
« только ты и мог бы …
« только тебе я могу доверить …
ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой …
Мобилизация активности (педагогическое внушение)
« так хочется поскорее увидеть …
Высокая оценка действия
тебе особенно удалось то объяснение …
больше всего мне в твоей работе понравилось …
Итог: Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности школьника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, школе, труду, то есть способствует эффективности обучения.