Краткосрочный план по физикена тему Агрегатное состояние вещества


Дата: Класс: 7 урок 12
Тема: Различные агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений..
Цель урока: Изучить понятия массы, плотности. Формировать умения определять данные характеристики тела.
Задачи:
1. Сформировать представления об агрегатных состояниях вещества.
2. Сравнить физические свойства тел в различных агрегатных состояниях.
3. Развивать в учащихся логическое мышление, наблюдательность, самостоятельность
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяНаглядности
3 мин. I. Организационный момент. Психологический настрой. Для развития коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности среди учеников проводит игру «Мне в тебе нравится». Ученики называют хорошие качества своих одноклассников. Стикеры10 мин. II. Проверка пройденного материала. Проверяет домашнюю работу по приему «Эврика». Объясняет цель и задачу урока, форму его проведения.
Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный – имеют одинаковые объёмы. Какой из них имеет а) наибольшую массу? б) наименьшую массу?
У двух цилиндров - из латуни и из пластмассы – одинаковые массы. Какой из них имеет больший объём?
Ученик этого уровня знаний должен уметь а) доказывать свои действия, б) отвечать на вопросы «Как ты рассуждал?», в) если ответ неверен, то найти причину ошибки.
Учитель Предлагает учащимся обратиться к эксперименту: демонстрирует цилиндры из сосны и пластмассы, имеющие одинаковые массы, и подтверждает равенство масс с помощью весов. Задаёт вопросы классу:· Что вы можете сказать об объемах тел?· Почему, по вашему мнению, объём соснового цилиндра больше пластмассового?Учащиеся: молекулы располагаются в сосновом бруске дальше друг от друга чем в пластмассовом, значит у этих цилиндров различное внутреннее строение.Учитель: Задание классу: определите массы и объёмы двух цилиндров, лежащих перед вами, и предположите в чем разница их внутреннего строения. Ученики заполняя перфокарту демонстрируют свои знания и умения. Перфокарты
15 мин. III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. С помощью метода «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала. Учитель объясняет новую тему.
Ученики в тетрадях делают записи, проявляют свои знания.
1) Возврат к кластеру.
2) Работа в группах.
-Ребята, отгадайте загадку: "Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм золота?"
А если взять пух и золото одинакового объёма?
Давайте наши предположения проверим экспериментальным путём.
Весь класс делится на 3 группы. (с помощью стикеров).
Задание для группы №1:
Перед вами два тела разного объёма изготовленные из одного и того же вещества. Убедитесь, что эти тела имеют разную массу, данные запишите в таблицу.
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.
Таблица
тело Масса тела в г
1 2 Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод эксперимента: тела разного объёма, сделанные из одного вещества
имеют ………………………………массу.
Запишите данные таблицы на доске.
Задание для 2 группы:
Перед вами два бруска одинакового объёма, но изготовленные из разных веществ.
Найдите массу каждой из них, данные запишите в таблицу.
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.
Таблица
тело Масса тела в г
1 2 Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод эксперимента: тела равного объёма, сделанные из разных веществ имеют ………………………………массу.
Запишите данные таблицы на доске.
Задание для группы №3:
Перед вами два тела равной массы. Что можно сказать об объёмах этих тел?
Найдите объём каждого тела с помощью мензурки, данные запишите в таблицу.
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками и телами.
Таблица
тело Объём тела в см3
1 2 Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод эксперимента: тела равной массы, сделанные из разных веществ имеют ……………объёмы.
Запишите данные таблицы на доске.
Какие результаты у вас получились?
Вывод: масса тела, его объём и род вещества взаимосвязаны между собой.
-Оцените свою экспериментальную работу и поставьте оценки в оценочные листы.
10 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Ромашка Блума» закрепляет новую тему.
Ученики самостоятельно работают над графическим тестом.
№1. Заполните таблицу для всех групп
Агрегатное состояние Основные свойства Расстояние между молекулами Подвижность молекул
№2. Тестирование.
1.Молекулы льда, воды и водяного пара:
А) отличаются друг от друга.
Б) не отличаются друг от друга.
2. Минимальны промежутки между молекулами в:
А) жидкостях,
Б) газах,
В) твердых телах.
3.Твердое, жидкое и газообразное агрегатное состояние:
А) могут иметь все вещества.
Б) имеет только вода.
В) имеют только некоторые вещества.
4.Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества:
А) Все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов;
Все частицы находятся в состоянии покоя;
Частицы взаимодействуют друг с другом.
Б)Все частицы состоят из мельчайших частичек – атомов и молекул;
Все частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся;
Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.
5. Какое вещество сохраняет постоянство формы:
А) жидкости,
Б) газы,
В) твердые тела.
6. Какое вещество легко меняет форму:
А) газы и жидкости,
Б) твердые тела и газы,
В) твердые тела и жидкости.
7. Какое вещество сохраняет постоянство объема:
А) жидкости,
Б) газы,
В) твердые тела.
8. Самые крупные молекулы можно наблюдать при помощи
А) телескопа;
Б) микроскопа;
В) электронного микроскопа.
9. Кто основатель учения о молекулярном строении вещества?
10. Укажи последовательность строения вещества:
Физическое тело ---
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№3. Мини-тест.
1. Плотность – это физическая величина, показывающая…
А. сколько в теле молекул
Б. чему равна масса тела из данного вещества
В. что массы разных тел неодинаковы
Г. какова масса 1 м3 вещества
2. Как определить плотность вещества?
А. измерить массу тела, сделанного из этого вещества
Б. определить массу тела и его размеры
В. найти массу тела из данного вещества, его объем и разделить массу на объем
Г. сравнить массы двух тел из данного вещества
3. Плотность ртути 13600 кг/м3. Что это значит?
А. что 1 м3 ртути имеет массу, равную 13600 кг
Б. что масса ртути должна быть выражена в кг, а объем в м3
В. что масса ртути равна 13600 кг при любом объеме
1 2 3
№4. Решение задачи для групп
Группа: Какова плотность горной породы, осколок которой объемом 0,03 м3, обладает массой 81 кг?
Группа: Найдите массу латунного бруска объемом 0,001 м3.
Группа: В баке вместимостью 0,2 м3 содержится нефть массой 160 кг. Какова плотность нефти?
Группа: Колба вмещает 272 г ртути. Определите объем колбы.
5 мин. V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию.
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
Оценивают свою работу.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Сигнальные карточки
стикеры
2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Записывают домашнюю работу в дневниках. Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________