Интегрированный урок русского языка и информатики Способы образования слов в русском языке


Интегрированный урок русского языка и информатики в 5 классе на тему «Способы образования слов в русском языке»
Цели:
формирование представления об основных способах образования новых слов, умение определять способы образования слов на основе знаний морфемного состава слова, составление словообразовательной модели;
формирование представления о компьютерном тексте,
развитие умения работать с фрагментами текста.
Задачи.
Образовательные:
- изучение морфемных способов образования слов;
- развитие навыков редактирования и форматирования компьютерного текста.
Развивающие:
- развитие умения применять свои знания на практике;
- развитие культуры речи учащихся;
- развитие умения выделять главное, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитание любви к русскому языку;
- воспитание бережного отношения к труду людей.
Оборудование.
Урок проводится в компьютерном классе при наличии проектора и экрана.
Дидактический материал: памятки для учащихся.
Содержание урока.
Организационный момент.
(учитель русского языка)
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с тем, как образуются слова в русском языке, а поможет нам в этом – компьютер. Как вы узнали, что начинается урок?
(прозвенел звонок)
2. Изучение нового материала.
- А вы знаете, что означал колокольный звон на Руси? Прочитайте внимательно текст.
(выводиться на экран)
«Любила Русь колокольный звон. Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. 
Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон ». 
Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон пропадай мой сон, другой звон земной поклон, третий звон из дому вон. 
Трудное дело отливка колоколов. Колокол это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола свои переливы, у каждого звона свое назначение».
(Е. Осетров) 
- Определите основную мысль и тип речи. Как бы вы озаглавили его?
- Вот какими чудесными свойствами обладал колокольный звон с древних времен.
(вопросы учащимся)
- Что объединяет слова «звон» и «звонок»? Как мы их можем назвать? Одинаково ли лексическое значение этих слов? А при помощи чего слово «звон» превращается в слово «звонок»? что такое морфема?
- Давайте разберем по составу слова: звон, перезвон, звонок, звоночек.
(учащиеся выполняют разбор слова у себя в тетрадях, один из учащихся вызывается к доске)
- Что общего у этих слов?
(корень)
- А при помощи чего образовались другие слова?
(приставка, суффикс)
- Попробуйте прочитать скороговорку
«Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
Какие слова в ней образовались при помощи приставок? Разберите их по составу.
- Какой корень в слове «перелесок»? Попробуем получить новые слова при помощи корня -лес- и суффиксов ок-, очек-, ник-. Какие слова получились? Объясните значение этих слов.
- Найдите в стихотворение слова, которые образовались при помощи приставок.
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
- А при помощи чего образовалось слово «подснежник»? Разберите его по составу.
3. Практическая работа.
(учитель информатики)
- Ребята, смотрите какой сложный русский язык! Кто нам может прийти на помощь при его изучении? (компьютер)
- А представляете, как мучились писатели до разработки программ для работы с текстом! Замена слова, редактирование, уточнение – и опять переписывать! Современные программы позволяют нам проверять ошибки, вставлять и заменять фрагменты текста, оформлять текст, создавать издательские документы. Давайте попробуем!
(учащиеся рассаживаются за компьютеры)
Задание 1.
- Перед вами анаграммы. Давайте попробуем путем вырезания и вставки букв получить слово, имеющее смысл.
бриг
япнлао
оср
- Как мы будем выполнять задание? Какими способами мы можем вырезать букву?
Задание 2.
- Мы получили слова в первом задании. Составьте из них предложение путем копирования, вставки и редактирования. Какое предложение у вас получилось?
Задание 3.
- А теперь давайте добавим морфемы русского языка. Какие слова мы можем получить при помощи суффиксов -ок-, -к-, приставки -вы-? Давайте изменим текст. Какое предложение у вас получилось?
Задание 4.
- Давайте выделим суффиксы красным цветом, а приставки – зеленым. Как это сделать? Какой пункт меню мы используем?
Задание 5.
(используется заранее подготовленный шаблон)
- Перед вами текст.
Где берёзки да дубы Летом выросли  грибы. Тут -  волнушки и опята, Там -  лисички и маслята. Под сосной -  боровики, Так им рады грибники.
- Найдите в тексте слова образованные при помощи морфем и выделите их соответственным цветом
1) при помощи суффиксов - синим цветом;
2) при помощи приставок - зеленым цветом.
4. Подведение итогов, рефлексия.
- Сегодня на уроке мы познакомились с образованием слов при помощи морфем. Теперь вы знаете три способа образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.
(детям раздаются памятки)
- Их необходимо запомнить. А еще мы сравнили работу с текстом на компьютере с тестом на бумаге. С каким текстом работать проще почему?
- Все ли вам было понятно? Что вызвало затруднение?
Обозначьте при помощи смайликов свою работу на уроке.




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Объявляются оценки за урок и выдается домашнее задание.



Памятка для учащихся









13PAGE 15


13PAGE 14515



- мне все было понятно, я со всем справился


- некоторые вопросы вызвали у меня затруднение, но я во всем разобрался

- я ничего не понял






15