Организация внеурочной деятельности младших школьников в сетевом взаимодействии с учреждениями дополнительного образования и культуры


Половинко Т.В.
МБОУ г. Мурманска СОШ № 36, воспитатель ГПД.
Внеурочная деятельность МБОУ школы № 36 г. Мурманска в условиях реализации ФГОС НОО. В современных условиях экономической нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть, как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений.
В нашей школе на протяжении многих лет большое внимание отводилось организации внеурочной деятельности обучающихся. Работа осуществляется в нескольких направлениях:
Учебно-познавательная
Социально-воспитывающая, включающая:
- Спортивно-оздоровительное
- Общекультурное
- Духовно-нравственное
- Социальное направление
- Общеинтеллектуальное.
В рамках организации внеурочной деятельности осуществляются сетевые взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры.
Нужно сказать, что большинство родителей удовлетворены организацией внеурочной деятельности в школе.
Более 77 % опрошенных родителей считают, что внеурочная деятельность организована на высоком уровне. 23 % родителей оценивают организацию внеурочной деятельности как удовлетворительную.
Кратко остановлюсь на содержании данных направлений.
1. Спортивно-оздоровительное
Традиционно в нашей школе проводятся Дни здоровья, «Весёлые старты», спартакиада по лёгкой атлетике, спортивный праздник «Весенние забавы», игра «Зарничка».
Наши ребята выезжают на экскурсии в Лапландский заповедник, Саамскую деревню, Кировск, турбазы, базы отдыха, участвуют в городских и областных соревнованиях.
Анализируя участие родителей в спортивной жизни школы, мы наблюдаем ежегодную положительную динамику.

Анализируя участие детей в спортивной жизни школы, также можно увидеть возрастающий интерес.

Организация внеурочной деятельности в данном направлении способствует повышению интереса ребят к спорту, здоровому образу жизни.
Если в 2009 - 2010 учебном году 58 % обучающихся занимались в спортивных секциях, в 2012 -2013 уч. году 61 %, то в 2013 -2014 уч. году 63 %, а 2014 -2015 уч. году уже 64 %.
2. Общекультурное
В рамках данного направления реализуется программа «Разговор о правильном питании».
С введением данной программы отмечается снижение процентного числа обучающихся, употребляющих вредную пищу.
Количество учащихся, употребляющих вредную пищу.
2011 -2012 уч. год - 27 %
2012 -2013 уч. год – 21 %
2013 -2014 уч. год - 19 %
2014 -2015 уч. год – 18 %
В рамках данного направления школа тесно сотрудничает с ДТ им. Бредова.
3. Духовно-нравственное
В рамках данного направления в начальной школе реализуется многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».[3]
На протяжении более 10-ти лет мы тесно сотрудничаем с Областной детской юношеской библиотекой.
4. Социальное направление
Социальное направление – это новое направление в нашей работе.
Наиболее яркие мероприятия, которые проводятся в школе – это:
Акция «Добро другу-добро по кругу» - изготовление новогодних сувениров для проживающих в ГОАУСОН «Мурманский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Акция «Помоги спасти жизнь ребёнка» - проведение благотворительной ярмарки и благотворительного концерта, все средства от которых перечисляются в городской фонд «Помоги спасти жизнь ребёнка».
В рамках благотворительной акции за 2 года в городской фонд «Помоги спасти жизнь ребёнка» мы перечислили более 110 тысяч рублей.
Социальное направление внеурочной деятельности также реализуется в рамках содружества «Юные мурманчане».
5. Общеинтеллектуальное.
В рамках данного направления организуется участие обучающихся в олимпиадах, научно – практических конференциях, викторинах и т.д.
Все направления внеурочной деятельности перекликаются, взаимосвязаны. Нельзя рассматривать данные направления отдельно друг от друга.
При реализации программ внеурочной деятельности очень важно учитывать физические способности каждого ребёнка, чтобы не допустить перегрузки. Для этого классные руководители отслеживают занятость обучающихся, проводятся диагностические тесты по выявлению эмоционального состояния школьников.
Список литературы
1. Письмо МИНобрнауки России от 12.05.2011 № 03 -296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
2. Приказ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ № 2215 от 22.11.2011 «Об утверждении Методических рекомендаций по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Мурманской области».
3. Столяров Б.А., Соколова Н.Д. и др., Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея. 2009 год.