«Модель социального сотрудничества МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат» с учреждениями и общественными организациями с целью интеграции детей с ОВЗ в общество»


«Модель социального сотрудничества МКОУ
«Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат» с учреждениями и общественными организациями с целью интеграции детей с ОВЗ в общество»
Специальное образование детей с нарушениями развития является неотъемлемой частью единой системы образования России. Оно рассматривается не как абсолютно самостоятельная сфера учебно-воспитательной деятельности, а как зависящее от основных психолого-педагогических, социальных, нравственных и идеологических проблем.
Декларацией прав ребенка провозглашены 10 принципов предоставления ребенку прав и свобод. Один из этих принципов декларирует: «Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».
Система специального образования МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат» обеспечивает образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями.
В качестве конечной цели образования детей с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей нашей коррекционной школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Социализация — становление личности — процесс усвоения ребёнком с ОВЗ образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему социализироваться в современном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Накопление социального опыта происходит в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
В настоящее время «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат» обучает детей с умственной отсталостью. И с каждым годом детей с интеллектуальной недостаточностью, к сожалению, увеличивается.
В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них плохо говорят, не вступают в контакт , не играют со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и настойчиво обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социальное воспитание является единственно состоятельным научным путем воспитания ребёнка с ОВЗ.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психо-физического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
Учитывая особенности интеллектуального развития обучающихся коррекционной школы следует отметить, что именно формирование сознания умственно отсталого ребёнка наиболее затруднено и наименее поддаётся коррекции. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.
«Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения становятся для таких детей потребностью, привычкой».
Мы понимаем, что не все наши дети станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому основным направлением обучения детей в нашей школе является «социальная коммуникация».
Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их психическом и физическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов школы-интерната компетентных решений и действий.
Одной из основных задач образовательного учреждения по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество является их профессиональное самоопределение.
В целях развития социальной коммуникации и дальнейшей успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество, в общеобразовательном учреждении сложилась система внеурочной деятельности. Основой системы является модель социального сотрудничества.
Задачи реализации модели социального сотрудничества:
- развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;
-развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.
Модель социального сотрудничества с учреждениями
и общественными организациями
Субъекты образовательного сообщества, социальные партнёры
Учреждения дополнительного образования городского округа Кашира
(МБУДО «Детский экологический центр», МАУДО «Ожерельевский центр дополнительного образования»)Каширское Благочиние
Волонтёрское движение. (Мероприятия с участием представителей компаний: «Марс», «Кимберли-Кларк», «Фрито-Лей Мануфактуринг», «Форма-Футуро», «Новотранс»)Каширский краеведческий музей
Культурно-досуговый центр «Родина»
Каширский ССРЦН «Семья»
Профессиональный колледж МОСКОВИЯ"
ЗАО «Гофрон»
Корыстовский сельский клуб
Библиотеки и читальные залы городского округа Кашира
Общеобразовательные учреждения городского округа Кашира и Ступинского муниципального района
МАУ «Спортклуб Кашира им. Н.П.Елисеева»
Приложение № 1
Презентация с фото и видео материалами.