конспект урока математики 4 класс

Тема: Решение задач на движение.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели:
Закреплять умение решать задачи на все случаи одновременного движения, используя известные формулы.
Отрабатывать вычислительные навыки.
Развивать речь, логическое мышление, память, внимание.
Расширить знания о Мордовии.
Воспитывать патриотизм и любовь к родному краю.
Оборудование:
Карта Мордовии
Рисунок автобуса на магните и стрелки, показывающие направление движения на карте.
Карточки с формулами и названиями всех типов движения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор
Ход урока.
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Прозвенел дружок звонок,
Начинается урок,
Он пройдет, ребята, впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
- Сегодня у нас необычный урок - урок-путешествие. Чтобы узнать, куда мы отправимся, надо выполнить задания арифметического диктанта. Затем записать ответы в порядке возрастания, поставив около каждого ответа соответствующую букву, прочитать полученное слово.
2. Устный счет. Работа в тетрадях. (Слайд 2)
Найдите 1/4 от 200 д
Сколько будет 1% от 600 м
Узнай 1/5 от 1000 в
1/3 числа составляет 15, найдите число р
6 - это 1%, найдите число и
7 - это 1/10, найдите число о
3/8 числа равны 24, найдите число о
От произведения 50 и 30 найдите 3/5 я
6 9 45 50 70 200 600 900 (Слайд 3)
Мо р д ов и я
- Что означает это слово? (название республики, где мы живем)


- Назовите города Мордовии (Саранск, Ардатов, Краснослободск, Темников, Инсар) Итак, мы отправляемся в путешествие по Мордовии на автобусе из Саранска в Темников. Даже не в сам Темников, а в Мордовский государственный заповедник им. П.Г.Смидовича (Слайд 4). Он основан 5 мая 1936 года на территории Темниковского района в 12 километрах от г. Темникова с целью сохранения растительного и животного мира. Всякая охота на всех без исключения зверей и птиц на этом пространстве воспрещена. В заповеднике ведется научная работа по акклиматизации животных, завезенных из других географических и климатических районов страны: зубров, маралов, бобров. Здесь обитают очень многие виды животных, произрастает большое количество различных растений, из которых более 100 видов - лекарственные.

Актуализация знаний.

- Мы теперь знаем конечную цель нашего путешествия. Взяв с собой багаж знаний, мы отправляемся в дорогу. А для того, чтобы попасть в заповедник мы вспомним как решаются задачи на различные случаи одновременного движения, а так же формулы, которые помогут нам их решить.
А) 2 ученика у доски - индивидуальная работа по карточкам.
Б) Все остальные решают задачи на нахождение S,v, t устно (Слайд 5).
В Черном море плавают дельфины. Эти замечательные создания могут плавать со скоростью 75 км/ч. Какое расстояние они могут проплыть с этой скоростью за 3 часа?
S= V
· t? S=75
· 3=225(км) (Соотнесение решения со схемой)
Космический корабль пролетел 36000 км за 3 часа. С какой скоростью летит этот корабль? (Слайд 6)
V=S:t V=36000:3=12000(км/ч) (Соотнесение решения со схемой)
Лучшие конькобежцы дистанцию в 1500м пробегают со скоростью 750 м/мин. За какое время они проходят эту дистанцию? (Слайд 7)
t=S:v t=1500:750=2 (мин) (Соотнесение решения со схемой)
Сколько километров от села Баева, родины С.Д.Эрьзи, до города Ардатов, если пешеход, идя со скоростью 4 км/ч, преодолевает это расстояние за 3 часа?
Протяженность республики с запада на восток приблизительно 270 км, а с севера на юг - приблизительно 90 км. На сколько быстрее проедет автомобиль с севера на юг республики, чем с запада на восток, если его скорость равна 90 км/ч?

В) Проверка решения задач у учащихся, работающих у доски с карточками.
Определить типы движения и отметить их на доске.

1) Из двух сел одновременно навстречу друг другу по поселочной дороге вышли Иван и Назар. Они встретились через 3 часа. Расстояние между селами 27 км. Назар шел со скоростью 4 км/ч. С какой скоростью шел Иван?
27:3-4=5(км/ч)
2) Два зайчишки-трусишки выскочили из куста, испугались друг друга и понеслись в разные стороны. Скорость первого зайчишки 50 м/мин, а скорость второго - 520 м/мин. На каком расстоянии друг от друга они будут через 20 мин? Вырази результат в км.
(520+580)*20=22000(м)=22 км
4. Решение задач.
- Итак, мы с вами едем в заповедник в автобусе со скоростью 60 км/ч, а из Старого Шайгова в том же направлении, что и мы, вышли туристы и идут со скоростью 5 км/ч. Расстояние между нами в начале пути 110 км. Через какое время мы встретимся с этими туристами? На доске схема. Ученик решает задачу у доски, остальные записывают решение в тетради.
- Какой тип движения?
- Что нужно найти в задаче?
- Как найти время встречи при движении вдогонку?
tвстр=S: (v1-v2)
110: (60-5) =2 (ч)
(отметить тип движения на доске)
5. Физ. пауза
- Немного устали? Пора отдохнуть. (3-4 упражнения показывают дежурные ученики)
6. Продолжение решения задач.
A) - Едем дальше с той же скоростью (60км/ч), нам осталось проехать 120 км. Через какое время мы будем в назначенном пункте?
(устно)
- Мы едем на автобусе по шоссейной дороге, но в Мордовии есть еще и железные дороги. Нам преграждает путь железнодорожный переезд.
Б) - Сейчас, чтобы ускорить прохождение поезда и отправиться дальше, решим задачу, где речь идет о железной дороге.
(Работа с учебником. С.115, №.6. Ученик работает у доски, учениками ведется запись в тетрадях)
B) - Пока мы решали задачу, поезд уже прошел и путь свободен. Отправляемся дальше. Наконец показался заповедник.
- Каких животных можно встретить в лесах Мордовии? (Слайд 8)
7. Работа в парах. (Слайд 9)
- Решим задачу про лесного жителя. (Задача на карточках.)


Проверка.
- Какой тип движения? (С отставанием)
(Отметить тип движения на доске)
- Поставьте оценку своей паре за работу над задачей.
Все было хорошо в дороге. Молодцы. Едем обратно.
8. Итог урока.
- Подведем итог.
- Задачи какого вида решали на уроке?
- Какие типы движения мы повторили?
- Вспоминая пройденный путь, скажите, какое задание казалось наиболее трудным?
- Каких знаний не хватило?
- Что нужно дома еще повторить?
9. Домашнее задание.
Дома составьте задачу на любой тип движения и решите ее. Потренируйте свои вычислительные навыки. В этом вам поможет выполнение задания №12 на стр. 116.
Спасибо всем за урок. (Слайд 10)





Рисунок 115