Урок ОРКСЭ в 4 классе. Тема: «Дружба».


Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе.
Тема: «Дружба».
Цель урока: формирование представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности, о качествах, которыми должен обладать настоящий друг.
Задачи урока:
показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: презентация к уроку «Дружба», учебник А. Я. Данилюк «Основы светской этики», Толковый словарь С. И. Ожегова, Толковый словарь В. И. Даля, фонограмма детской песни «Дружба» (группа «Барбарики»), выставка художественной литературы о дружбе.
Ход урока:
I. Организационный момент.- Я рада приветствовать вас на уроке, посвященном одной важной теме. Мы продолжим наш разговор о человеке и его личностных качествах. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь, посмотрите своему соседу в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…»
II. Формулирование темы и цели урока.
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение
« Что такое дружба?»
Спросила я у птицы.
- Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
« Что такое дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
- Сформулируйте тему урока.
III. Изучение нового материала.
1. Работа в группах.
- Итак, что же такое дружба?
- Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба». [слайд 3]
1 группа: используя толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., объясните значение этого слова;
2 группа: запиши отличительные черты дружбы;
3 группа: расскажи, как ты миришься со своим другом, выбери слова, подходящие для вашего примирения.
2.Работа по учебнику.
- А как в учебной статье даётся определение понятию «дружба» на стр. 32?
- Сделайте вывод: что такое дружба.
- Чем дружба отличается от других отношений?
- Найдем в учебной статье отличительные черты дружбы.
- Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. [слайд 4]
3. Чтение стихов детьми.
а) Дружба – это, если друг твой болен.
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
б) Дружба – в радости, и дружба – в горе.
Друг всегда последнее отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
в) Дружба иногда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных,
г) Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете:
Без сирот, без ужасов войны.
4. Чтение рассказа «Одинаковые» учителем.
Жили две неразлучные подружки-третьеклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…
Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я! [слайд 5]
- За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?
- А какими качествами должны обладать ваши друзья?
5.Работа с пословицами. [слайд 6]
- Люди сложили много пословиц и поговорок о дружбе, о друге. Я предлагаю вам несколько, но их надо продолжить.
Друг за друга держаться — ничего не бояться.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет.
IV.Физкультминутка
- А сейчас немножко отдохнём.
Раз, два, три, четыре...
Встаньте в круг, друзья, пошире.
Ножки вместе, ручки вбок,
И попрыгаем, дружок!
А теперь все ручки вверх,
Вот как вырос человек!
Раз, два, три, четыре, пять,
Встали все в кружок опять.
Громко скажем: «Здравствуй, друг,
Приходи в наш общий круг!»
Улыбнемся веселей,
Стали мы еще дружней!
6.Игра «Ссоримся и миримся».
- Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры».
- Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. (ответы детей.) «Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться» – эта поговорка помогала вам, когда вы были детсадовского возраста.
Очень часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное. И еще очень важно научиться признавать свои ошибки и извиняться.
- Давайте поиграем : разбейтесь на пары. Найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь.[слайд 7]7. Игра «Важные качества». [слайд 8]
Из перечисленных личностных качеств, выберите те, которые подходят, по вашему мнению, другу.
Добрый, злой, глупый, умный, неряшливый, аккуратный, правдивый, хитрый, грубый, вежливый, любознательный, любопытный, находчивый, плаксивый, веселый, жадный, щедрый, драчливый, уравновешенный, верный … - Все хотят дружить с хорошими ребятами. А для этого нужно и самому быть хорошим. Запомните «золотое» правило поведения: «Поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
8. Творческая работа «Дерево дружбы».
- Ребята, давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Ответы детей. ( Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву).
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
V. Итог занятия.- Вот и подошел к концу наш урок. Пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, уважением, бескорыстием.
- На память об уроке я вам оставляю законы дружбы.[слайд 9]
Помогать друг другу.
Делиться друг с другом.
Не помнить долго обиду.
Доверять друг другу.
Защищать друг друга.
Быть честным.
Быть терпимым.
Быть доброжелательным.
Быть сдержанным.
Уметь прощать.
Не завидовать.
(звучит песня «Дружба» - в исполнении группы «Барбарики»).
VI. Домашнее задание.
Напишите сочинение – миниатюру «Мой друг».