Урок математики в 3 классе Деление трехзначных чисел на однозначное


Урок математики в 3 классе по ОС «Школа 2100».
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»
г. Октябрьского Республики Башкортостан
Шакирова Галия Фаритовнаgaliya.shakirova.2016@mail.ru
Тема: Деление трехзначных чисел на однозначное.
(первый урок по теме)

Цель: сформировать умение делить трехзначные числа на однозначные через реализацию алгоритма деления для активного использования в практической деятельности третьеклассниками.
Задачи урока:
помочь обучающимся составить алгоритм деления трехзначного числа на однозначное;
повторить табличное умножение и деление, нумерацию многозначных чисел, распределительное свойство деления, решение уравнений и текстовых задач;
развивать логику, внимание, математическую речь;
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать навыки самооценивания на уроке.
Оборудование: мультимедийное оборудование; компьютерная презентация; 1 ноутбук для индивидуальной работы; оценочные листы на партах; учебник: Демидова Т.Е, Козлова С.А., Математика. 3 класс. Часть 3. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
Ход урока:
Ι. Оргмомент. (2 мин)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок математики проведу я – Шакирова Галия Фаритовна. У нас на уроке гости, повернитесь, пожалуйста к ним и поприветствуйте их кивком головы. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками математики. Будем продолжать исследовать ее тайны.
(Слайд 1, 2)
Оценивание работы на уроке будет по оценочным листам. Все виды заданий урока в нем есть, правильность выполнения задания оцениваем по пятибалльной шкале. Задание, выполненное без ошибок – «5», с 1-2 ошибками – «4», с 3-4 ошибками «3», с более 5 ошибками – «2». Очень желаю вам только «5» и «4». Каждый свой правильный ответ фиксируйте во втором столбике палочкой. В конце урока мы подведем итоги нашей работы.
Откройте тетради и запишите число и классная работа. Следите за посадкой.
ΙΙ. Актуализация знаний. (5 мин)
1. Математическая разминка.
- Начнем с математической разминки. (одна цепочка детей работает за ноутбуком, остальные фронтально).
А) Индивидуальные задания на ноутбуках.
- Часть ребят будут работать за компьютером. После выполнения заданий компьютер оценит вашу работу, не забудьте перенести эту отметку в оценочные листы.
(На ноутбуках установлен диск: Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Л.Г. Петерсон «Математика. 3 класс» издательства Экзамен. Дети по цепочке выполняют задания по преобразованию величин к темам «Единицы длины». В разделе «Контроль знаний» дети выбирают количество заданий – 5, по результатам выполнения компьютер сам оценивает детей.
Б) Фронтальная работа с классом.
Запишем числа в тетрадь и представим их в виде разрядных слагаемых:
673, 809, 240
(учитель диктует, ребята работают по цепочке у доски, остальные - в тетради, учитель оценивает)
Решим примеры. Под каждым числом в таблице поставим соответствующую букву и получим ключевое слово урока.
(дети решают по цепочке дружбы)
И 221*2+120*3 802
Л 390:130*332-700 296
Е 628-140:70*214 200
Н 570+50*4:100 572
Д 60*6:9-120:3 0
- Какое ключевое слово урока у нас получилось? (деление)
- Назовите компоненты деления.
(проверка работы детей за компьютером, анализ результатов)
ΙΙΙ. Постановка целей урока, через создание проблемной ситуации с затруднением.
- Что мы умеем делить? (однозначные числа, круглые, двузначные на однозначное, с остатком)
- Какие из предложенных примеров вы решили бы без затруднений?
28:4 (7), 360:9 (40), 56:4 (14), 63:2 (31 ост 1), 536:4
- Значит затруднение возникает в последнем примере.
- Что мы еще не умеем делать? (делит трехзначное число на однозначное).
- Чему мы должны научиться на этом уроке? (делить трехзначное на однозначное)
ΙV. Открытие нового знания.
1. Совместный поиск решения проблемы.
(Пример 963:3 записан на доске, учитель делает записи, опираясь на комментирование детей)
- Ребята, давайте попробуем вместе решить этот пример. Я думаю, у нас достаточно знаний. Какие будут предложения?
(надо попробовать разложить 963 на удобные слагаемые) Какие? (900+60+30)
(если их нет)
- Давайте обратимся к примеру 56:4, каким приемом пользовались? (разложили 56 на удобных слагаемые)
- Может возможно воспользоваться этим приемом и сейчас? Давайте поищем такие слагаемые.
- И все это нам надо поделить на 3.
- Как называется это свойство деления? (распределительное или деление суммы на число)
- Как разделить сумму на число? (надо каждое слагаемое разделить на это число)
- Теперь мы без труда сможем найти ответ. Завершим наши рассуждения. (один ребенок помогает учителю с места, а учитель фиксирует на доске)
- Как разделить трехзначное число на однозначное? (надо заменить его суммой удобных слагаемых и каждое разделить на необходимое число)
- Провели большую работу, давайте отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
(комплекс упражнений на усиление головного кровообращения)
2. Знакомство с приемом деления уголком.
- Мы научились делить трехзначное число на однозначное. Но запись очень громоздкая, занимающая много времени на оформление. Сегодня мы познакомимся с более компактной записью деления в столбик, т.е. уголком.
- Записывается это так (показ учителем на доске)
- Начинается деление с самых крупные единиц, здесь это сотни. Это деление нам даст первую цифру в частном. Потом мы разделим десятки – это даст еще одну цифру в частном, при делении единиц тоже получится одна цифра. Значит в ответе должно получиться трехзначное число, это обязательно фиксируется точками в частном.
- 9 сотен – это первое неполное делимое (повторим хором)
- Начинаем деление, 9 разделить на 3, получится 3. Записываем 3 в частное. Проверяем, какое число разделили. 3*3 = 9. Записываем деленное число под сотнями. 9 – 9= 0. Сотни разделили полностью. Деление закончилось? (нет) Поэтому 0 под сотнями не пишем.
- Сносим десятки и делим их. 6:3=2. Записываем 2 в частное. Проверяем, какое число разделили. 2*3=6. Записываем деленное число под десятками. 6 – 6= 0. Десятки разделили полностью. Деление закончилось? (нет) Поэтому 0 под десятками не пишем.
- Сносим единицы и делим их. 3:3=1. Записываем 1 в частное. Проверяем, какое число разделили. 1*3=3. Записываем деленное число под единицами. 3 – 3= 0. Единицы разделили полностью. Деление закончилось? (да). Вот теперь запишем 0 под единицами.
- Понравилось деление уголком?
3. Работа с алгоритмом деления.
- Чтобы научиться хорошо делить надо знать порядок выполнения деления, т.е. алгоритм.
- Давайте прочитаем алгоритм деления по слайду хором
1) Ищу первое неполное делимое
2) Определяю количество цифр в частном.
3) Нахожу цифры в каждом разряде частного.
V. Первичное закрепление.
Решение с подробным комментированием у доски по цепочке № 5(1,2,3)
- Давайте решать вместе. (ребята работают с комментированием у доски)
VΙ. Самостоятельная работа и самоконтроль.
Самостоятельное решение примеров № 5 (4,5)
(сопоставление решения с образцом, самооценивание)
- Попробуем по одному примеру решить самостоятельно.
1 в - № 5 (4), 2в - № 5 (5)
- Кто уверен в своих силах?
- Кому нужна помощь?
(самопроверка по слайду)
VΙΙ. Включение нового знания в решение жизненных задач.
1. Познавательно-воспитывающая беседа
- Сейчас я предлагаю вам отправимся в Башкирский заповедник и познакомиться с интересным представителем мира пернатых – ушастой совой. Именно о ней мы будем решать задачу.
- Совы очень полезные птицы, не позволяют популяции грызунов сильно размножится. И, конечно, как все животные нуждаются в защите человека и бережном обращении. Помогайте животным, не обижайте их. Сейчас у нас есть возможность посмотреть на то, как сова охотится
Просмотр видеофрагмента.
2. Решение задачи по слайду.
(За 2 месяца ушастая сова съедает 486 мышей. Сколько мышей сова съедает за 1 месяц?)
- Прочитайте текст самостоятельно.
- Что узнали про сову?
- Каким действием найдем ответ на вопрос? Как оформим деление? (уголком)
(Ребенок работает у доски с комментированием).
- Так как это задача, полученное наименование записываем в скобках рядом с ответом.

VΙΙΙ. Подведение итогов.
- Чему научились на уроке?
Анализ оценочных листов и оценивание.

ΙΧ. Домашнее задание.
С. 11, № 4, знать алгоритм.
Форма оценочного листа
Фамилия __________________________
Работа
на
ноутбуке Устные
ответы Работа
у доски Самостоятельная
работа Итоговая
отметка