План-конспект урока литературного чтения Изучение признаков поэтических произведений


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА - НА - ДОНУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ПЛАН - КОНСПЕКТ У РОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Марина Игоревна МИРОШНИК, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР г. Ростов - на - Дону 2015 г. Мирошник М.И. План - конспект урока: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1 класс Класс: первый Предмет: литературное чтение Программа развивающего обучения Л.В. Занкова Учебник: Свиридова В.Ю. Литературное чтение. ‬ Самара: Корпорация «Федоров» ТЕМА: « Изучение признаков поэтически х произведени й » ЦЕЛЬ: создание условий, которые позволят учащимся совершенствовать мыслительные процессы за счет расшир ения представлени й о характерных признак ах поэтических текстов. ЗАДАЧИ ЛИЧНОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ :  погружение учащихся в атмосферу темы;  воспитание интереса к процессу чтения , самостоятельности суждений, ум ения работать в коллективе (в т.ч. умения принимать мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относиться к мнениям одноклассников);  расширение представлений о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении. ЗАДАЧИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ:  совершенствование умения правильного, осознанного, выразительного чтения;  развитие речи, коммуникативных умений: участие в диалоге по прочитанным текстам (на уровне пары, гру ппы), в фронтальном обсуждении (на уровне отдельных реплик);  развитие мыслительных операций (с особым акцентом на операции абстрагирования, основанной на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных) , памяти;  осущ ествление межпредметных связей с уроками музыки, изобразительного искусства, окружающего мира, математики, технологии; ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ:  актуализация уже имеющихся у первоклассников представлений о признаках стихотворений (рифма, ритм, авторск ие приемы ‬ сравнение, олицетворение);  обсуждение особенностей поэтических текстов на материале произвед ений Е. Серовой и А. Пушкина. Мирошник М.И. План - конспект урока: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1 класс ТИП УРОКА: комбинированный синтетический (с применением новых знаний и умений в нестандартной ситуации) . ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: т ехнология развивающего обучения Л.В. Занкова в сочетании с элементами технологии урока постановки учебной задачи . ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: карточки для доски с названиями характерных черт поэтических произведений, ноутбук, колонки, аудиозапи сь «Вальса цветов» П. Чайковского, репродукции картин с изображением цветов, текст отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки», элементы гербария (демонстрационные), песочные часы. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: карточки для индивидуальной работы, для работы в группах и парах, цифровые блокноты, учебники . УУД: большинство заданий, предлагаемых учащимся в рамках данного урока , создает условия для становления у детей таких универсальных уче бных действий , как принятие и сохранение учебной задачи , а также восприятие и анализ сообщений (текстов); но в комплексе на уроке ведется работа над развитием всех групп УУД, что можно отследить, опираясь на соответствующую графу таблицы и представленный ниже кодификатор. КОДИФИКАТОР УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 1. Личностные УУД: 1.1 Становление внутренней позиции школьника 1.2 Адекватная мотивация учебной деятельности 1.3 Ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации 2. Регулятивные УУД: 2.1 Принятие и сохранение учебной задачи 2.2 Планирование действий в соответствии с поставленными задачами, п рогнозирование результата 2.3 Реализация плана решения учебной задачи 2.4 Само - и взаимоконтроль и оценка выполненных действий 2.5 Корректировка своей деятельности, саморегуляция 3. Познавательные УУД: 3.1 Восприятие и анализ сообщений (текстов) 3.2 Использование знаково - символ ических средств, в том числе моделей и схем 3.3 Использование логических действий и операций, включая общие приемы решения задач 4. Коммуникативные УУД: 4.1 Умение учитывать позицию собеседника 4.2 Организация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками 4.3 Адекватное восприятие, передача информации, отображение предметного содержания и условий деятельности в речи ХОД У РОКА ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (в плане - конспекте приводятся примерные краткие формулировки ответов детей, содержащие суть, но не отражающие вариантов ее достижения, которых может быть множество) СТАНОВЛЕНИЕ УУД (по кодификатору) 1. Предположение границ темы занятия - Сегодня наше общение начнем с чтения известного вам текста Л. Друскина. Послушайте его и предположите, с произведениями какого вида мы будем работать на уроке. Учитель читает стихотворение : Беру я вещи в руки осторожно. Звенит в ушах, и боязно вздохнуть . Вот рядом стул ‬ его подвинуть можно, Но осторожно ‬ только б не толкнуть. Вот пепельница, вот твоя перчатка. Бери смелей ‬ не бойся чепухи! Но лучше осторожно… Как взрывчатка, Во всем, во всем заложены … Учитель прикрепляет к доске карточку «СТИХОТВОРЕНИЕ» . - А кто пишет стихи? Как по - другому можно назвать стихотворное творчество? Дети с лушают текст, припоминая слово в соответствии с заданием - установкой. - Стихи! Мы будем работать со стихотворениями: читать, обсуждать… - Стихи пишут поэты. - Стихотворное творчество еще называют поэзией. 1.1 2.1 2. Создание ситуации успеха - Умеете ли вы отличать стихотворные произведения от других текстов? - У каждого из вас есть на парте карточка с таблицей в три строки. Я прочитаю три небольших отрывка. Если вы считаете, что я озвучиваю поэтический текст, поставьте знак «+», если нет ‬ знак « ‬ ». - Умеем! Это просто!.. 1.2 Мирошник М.И. План - конспект урока: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1 класс 1. Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты. И не будет доброты. Если только я и ты ‬ Если мы сорвем цветы… 2. Мама и дочка Полили цветочки, А после гуляли И отдыхали. 3. Роса на цветах шафрана! Прольется на землю она И станет простой водою... - Молодцы! Справились вы, действительно, быстро. Учащиеся с оотносят тексты с имеющимися представлениями и и ндивидуально заполняют форму: № отрывка Начало урока Окончание урока 1 2 3 2.1 3.1 3.2 3. Выявление противоречия, конкретизация темы занятия - Обменяйтесь карточкой с соседом по парте. Ваши мнения совпали? - Давайте разбираться вместе… Почему есть разные мнения? - На какой вопрос будем искать ответ? Обмениваются карточками. - Нет! Да! Не у всех пар совпали… - Я выбрал то, что звучало складно… где была рифма… надо посмотреть на тексты… - Что делает поэзию поэзией? На какие признаки нужно, в первую очередь, обращать внимание? 2.4 4.1 1.2 4 . Актуализация и систематизация имеющихся у детей знаний - Мы постараемся дополнить наши знания, читая произведения, объединенные общей темой. Предположите ее, посмотрев на репродукции картин и послушав музыкальное и несколько поэтических произведений. Мирошник М.И. План - конспект урока: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1 класс Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского. Учитель читает стихи Е. Серовой. 1. Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет ‬ нарядится В беленькое платьице. 2. Выглянул подснежник В полутьме лесной ‬ Маленький разведчик, Посланный весной. 3. На солнечной опушке Фиалка расцвела. Лиловенькие ушки Тихонько подняла. 4. На полянке у тропы Он стоит открыто. Крепкий стебель да шипы ‬ Вот его защита. - Вы абсолютно верно определили тему поэтических произведений, которые будете читать и обсуждать на уроке, ‬ цве ты. Надеюсь, что и дальнейшая работа будет не менее успешна. Ведь тема есть у каждого литературного произведения. Часто, но не всегда, именно она является основой для заголовка текста. У вас на партах есть карточки с теми стихотворениями, которые вы слушал и в моем исполнении, и варианты названий: «Фиалка», «Одуванчик», «Чертополох», «Подснежник». Соотнесите названия с произведениями, работая в группах в течение двух минут. Дети рассматривают прикрепленные к доске репродукции картин с изображением цветов, слушают стихотворные миниатюры, выделяя общую тему произведений в соответствии с заданием - установкой. - На репродукциях изображены цветы, звучал «Вальс цветов» П. Чайковского, в стихотворениях тоже говорилось о цветах. Учащиеся читают, обсуждают и выполняют соотнесение, работая в группах. Проверка результатов работы осуществляется с помощью числовых блокнотов: учитель читает название ‬ дети показывают порядковый номер стихотворения («Фиалка» ‬ 3, «Одуванчик» ‬ 1, «Чертополох» ‬ 4, «Подснежник» ‬ 2). Четверо учащихся читают стихотворения вслух по мере соотнесения. Представитель каждой группы комментирует, как удалось выполнить задание. 2.1 3.1 2. 1 2.2 2.3 2.4 2.5 4.2 Мирошник М.И. План - конспект урока: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1 класс Поощрительные комментарии учителя закрепляют ощущение успешности. Учитель прикрепляет к доске карточку « ТЕМА ». - А в каком литературном произведении был целый Цветочный город, в котором жили коротышки? - Послушайте отрывок, в котором говорится о том, как Незнайка, решив заняться каким - то делом , обратился за советом к Цветику. С каким вопросом обратился Незнайка и что ответил ему Цветик? Учитель читает отрывок из главы «Как Незнайка был поэтом». Границы: «После того, как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. - … - Неужели это так просто? - удивился Незнайка». - Смысл, то есть идея, присутствует в любом литературном произведении. Учитель прикрепляет к доске карточку «И ДЕЯ ». - А вот рифма ‬ это яркий признак поэтического текста. Многие из вас именно на него опирались, выполняя задание в начале урока. Учитель прикрепляет к доске карточку «РИФМА». Дальнейшее прикрепление карточек «РИТМ», « ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ », «ЧУВСТВО», «ПЕРЕЖИВАНИЕ» осуществляется по мере выдвижения детьми предположений, что не всегда совпадает с намеченной в данной разработке последовательностью. Для учителя важно своевременно перестроиться по ходу обсуждения, не ломая при этом общей логики урока, обратить особое внимание на признаки, обсуждение которых не было запланировано, но они были озвучены учащимися. - В сказке Н. Носова «Приключения Незнайки» были доктор Пилюлькин, мастера Винтик и Шпунтик, поэт Цветик… Дети с лушают текст, выбирая информацию в соответствии с заданием - установкой. - Незнайка попросил, чтобы ег о Цветик научил сочинять стихи. - Цветик сказал, что главное ‬ смысл и рифма. 2.1 3.1 Мирошник М.И. План - конспект урока: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1 класс - Что такое «рифма»? Приведите примеры из прочитанных текстов. - Какой еще яркий признак стихотворения вам известен? - Послушаем, почувствуем, как оно стучит. Учитель читает любое из четырех стихотворе ний, простукивая ритм вместе с детьми. После этого к доске прикрепляет карточку «РИТМ». - А что помогает сделать литературное произведение ярким, образным, поэтичным? На доске появля е тся карточк а « ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ ». На данный момент уже выстроена схема: СТИХОТВОРЕНИЕ ТЕМА ИДЕЯ РИФМА РИТМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ - Рифма ‬ созвучие в конце стихотворных строк. Например: одуванчик ‬ сарафанчик, лесной ‬ весной, тропы ‬ шипы… - Ритм ‬ «сердце» стихотворения. Слушают чт ение, простукивая ритм . - Художественные при емы ‬ сравнение, олицетворение. - Например: подснежник, словно разведчик; стихи за ложены во всем, как взрывчатка… - Примеры олицетворения: фиалка подняла ушки, одуванчик носит сарафанчик… 3.3 3.1 5 . Физкультурная минутка - Очень поэтично! Давайте представи м себя в окружении цветов. Мы ‬ бабочки… Звучит «Вальс цветов». Дети встают и выполняют упражнения физминутки «Бабочка». Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась… «Раз» ‬ росой она умылась, «Два» ‬ тихонько покружилась, «Три» ‬ нагнулась и присела, На «четыре» ‬ полетела И на место тихо села. 1.1 Мирошник М.И. План - конспект урока: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1 класс 6 . Разрешение проблемного вопроса - На уроках литературного чтения вы будете знакомиться с другими авторскими приемами. Но на оставшихся у меня трех карточках ‬ не их названия. Вы вспомнили то, что уже знали о стихотворениях. Это много, но не это ‬ самое главное. - Закройте глаза. Вы по - прежнему среди цветов. Они прекрасны: яркие, благоухающие… Сейчас я покажу вам еще один цветок. Откройте глаза! Что вы почувст вуете? Музыка перестает звучать. Учитель демонстрирует фрагмент гербария с каким - либо цветком. - Это засушенное растение ‬ часть гербария ‬ и не должно вызывать приятных чувств. Оно вообще не предназначено для воздействия на человеческую душу. Для чего создается гербарий? - Получается, что даже засушенный цветок может быть не только частью гербария, но и создавать красоту. А может ли он пробудить в поэте желание писать? - Засохший цветок, случайно найденный в книге, вдохновил поэта на создание следующе го произведения. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина и скажите, можно ли его озаглавить «Гербарий»? Учитель читает, предварительно выяснив с детьми значение слова «безуханный» (лишенный аромата). - А что еще важно в поэзии? - Жалость, недоумение, отсутствие приятных ощущений, разочарование… - Гербарий ‬ коллекция засушенных растений ‬ может пригодиться на уроках окружающего мира, когда мы из учаем строение растений - Для урока технологии мы тоже засушивали растения для аппликации. Но это же было красиво… - Мы говорили, что для поэта «во всем заложены стихи». Главное, чтобы было желание создать произведение ‬ вдохновение. 3.1 4.3 3.3 Мирошник М.И. План - конспект урока: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1 класс Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? Когда? Какой весною? И долго ль цвел? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? - Откройте учебники. Вы правы: у этого стихотворения другое название ‬ «Цветок». Действительно, в э том произведении самое главное ‬ изображение переживаний человека, его душевного состояния. А в других поэтических текстах? Припомните это произведение: О, кленовые листья! Крылья вы обжигаете Пролетающим птицам. Учитель добавляет к опорной схеме на доске карточки «ЧУВСТВО», «ПЕРЕЖИВАНИЕ» - А какие именно чувства вызывает это стихотворение у вас? Прочитайте теперь вы вслух это стихотворение и подумайте. - Посовещайтесь в парах: какие варианты названия вы можете предложить для этого стихотворения? Дети с лушают текст, формулируя ответ в соответствии с заданием - установкой. - К этому произведению не подойдет название «Гербарий», потому что цветок, о котором говорится, вызывает чувства, заставляет переживать, задумываться… - Это хокку. В нем нет ни рифмы, ни четкого ритма, но это ‬ поэзия! 2 ‬ 3 человека читают стихотворение вс лух друг за другом . - Грусть, удивление, желание мечтать, надеяться… Обсуждают варианты названий в парах, затем ‬ фронтально. Варианты названий, обсуждаемые с учащимися, позволяют им убедиться в том, что стихотворение под названием «Цветок» не столько о цветке, сколько о чувствах лирического героя. 2.1 3.1 3.3 1.3 4.1 4.2 4.3 Мирошник М.И. План - конспект урока: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1 класс 7 . Обсуждение результатов урока. Рефлексия На заключительном этапе урока на доске опорная схема выглядит следующим образом: СТИХОТВОРЕНИЕ ТЕМА ИДЕЯ РИФМА РИТМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ ЧУВСТВО ПЕРЕЖИВАНИЕ Учитель предлагает детям вернуться к карточке, с которой они работали в начале урока, и еще раз читает три фрагмента. - Какие важные вопросы мы обсуждали на уроке? - Что нового для с ебя вы узнали, научились делать? - Что вам особенно запомнилось, понравилось? - Благодарю вас за активную, вдумчивую, творческую работу. Пожелаем друг другу вдохновения во всем, что для нас ценно и важно! Индивидуально заполняют форму , которая у большинства учащихся на момент окончания урока выглядит следующим образом. № отрывка Начало урока Окончание урока 1 + + 2 + ‬ 3 ‬ + Учащиеся соотносят свои результаты в индивидуальной карточке на момент начала и окончания урока, аргументируют свой выбор, делятся впечатлениями. 2.4 2.5 4.3 1.3