Технологическая карта урока русского языка на тему Понятие об удвоенных согласных буквах

конспект урока русского языка в 3 классе
(по ФГОС)
Автор: учитель начальных классов МАОУ «Лицей №3» г. Перми
Богомягкова Н.А.
Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок.
Результатом современного урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Тема: Понятие об удвоенных согласных буквах.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: Развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.
Планируемые результаты: Обучающиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне; правильно обозначать их на письме; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; оценивать себя и своих товарищей.  Задачи:
УУД:
предметные
личностные
регулятивные
коммуникативные
познавательные

формирование знаний о правописании удвоенных согласных в корне слова,
умений правильно переносить слова с данной орфограммой
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе
умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации
умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем
умение извлекать информацию из схематичной информации, правил; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на страницах учебника; находить ответы на вопросы.

Развивающие:
Развивать речь учащихся; развивать логическое, пространственное мышление, воображение, смекалку.
Развивать механическую, эмоциональную и зрительную память, развивать познавательную активность.
Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции.
Развивать навык самооценки.

Воспитательные:
Воспитание активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;
Воспитывать уважение к товарищам;
Воспитывать интерес к предмету.
Коррекционные:
Корректировать устную речь учащихся.
Здоровьесберегающие:
Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке; организовать двигательную активность;
Вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.
Методы обучения: Проблемный;
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый;
Словесно-логический. 
Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная;
Индивидуальная.
Оборудование: Для учителя: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер, учебник, запись на доске, карточки слов с безударными гласными в корне проверяемые ударением и непроверяемые ударением (словарные слова).
Для учащихся: рабочие тетради, карточки с заданиями, учебник русского языка, словари.
 Средства формирования УУД: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития мышления, технология оценивания образовательных достижений, наглядность, иллюстрации, учебник «Русского языка» для 3-го класса Р.Н. Бунеева, карточки с заданиями.




Этап
Содержание этапа
УУД
Действия учащихся
Действия учителя


I.Организационный.

-Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Мы хорошие ребята, Мы весёлый дружный класс, Всё получится у нас.
Личностные результаты
Самоопределение;
смыслообразование
Коммуникативные УУД
Планирование 
сотрудничества с 
учителем и
одноклассниками.

Самоконтроль – проверка готовности к уроку.
Создает благоприятную атмосферу.  


·I. Актуализация знаний.
Чистописание.

1.-Прочитайте буквосочетания:
ЖК, НН, ДК, КК, СК, ЛЛ, СС, ЗД, ЖЖ, ВС, ПП, ТР, РР
- Слоги ли это?
- Почему?
(Учитель показывает правильность написания букв и соединений на доске)
-Спишите эти буквосочетания.
(Учитель напоминает о правильной осанке во время письма.)
- Помните, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма.
2.Орфографическая минутка
На экране запись:
Весноймашагуляетпопрекраснойаллее.
- Можно ли назвать данную запись предложением? - Почему? Что нужно сделать?
- Что такое аллея? - Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении?
- А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).
-Выпишите это слово. (Аллея,
Познавательные УУД
Анализировать объекты, выбирать критерии для сравнения, и классификации объектов.
Регулятивные УУД
Самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы;
работа по образцу.

Оформляют работу в тетради.
Производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока
Комментирует и уточняет задание.

III.Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Вы любите отгадывать загадки? Сейчас мы отгадаем все загадки, а отгадки запишем в тетрадь после слова аллея и выделим орфограммы.
- По долинам, по дорогам,
Мчит широкая дорога.
И она, как знают, все
Называется. (шоссе)
- Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлялся, охрип.
У меня, наверно... (грипп)
Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас(антенна)
- Оцените свою работу и сравните с написание слов на слайде. Все ли правильно написали слова (нет, были ошибки).
- Посмотрите на эти слова, что их объединяет?
- Как вы думаете, по какой теме мы будем сегодня работать? (орфограмма удвоенные согласные)
- Напишите на листе фломастером те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.
Поднимите ваши листочки. Какие буквы написаны? (лл сс пп нн)
- Вернемся к чистописанию. Как выдумаете, какие из этих буквосочетаний являются удвоенными согласными.
– Что такое удвоенная буква согласного? (Это две буквы одного согласного, стоящие в слове рядом.)
Значит, вам понятно, что означает слово двойные? Подберем однокоренные слова. (два, двойка, удвоенные, удвоить).
- Как могут произноситься в словах двойные согласные? (Долго и как один звук).
- Какие слова с двойными согласными будут опасными? (Слова, в которых двойные согласные слышатся как один звук.)
-Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?
 ( Научиться находить слова с удвоенными
(двойными) согласными в корне слова, в тексте; научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;  выучить правило переноса данных слов).
Познавательные УУД
Выделять существенную информацию.
Выдвигать гипотезу
и обосновывать ее.
Осуществлять
актуализацию
личного жизненного
опыт.
Регулятивные УУД
Уметь слушать
в соответствии с целевой
установкой.
Принимать
и сохранять учебную
цель и задачу.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД
Слушать собеседника.
Строить понятные
для собеседника
высказывания
Ставят перед собой учебную цель, которую желают достичь за урок.
Организует обсуждение.
Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
Настраивает учеников на учебный процесс.

IV. Открытие новых знаний.

1.Проблемный вопрос: можно ли проверить написание удвоенных букв согласных в слове? (Дети высказывают предположения.)
Аппетит, вожжи, касса, грипп, дрожжи, ссора, можжевельник, перрон, сумма.
– Прочитайте слова. Попробуем подобрать проверочные слова к словам касса, сумма.
– Что можно сказать? (Проверочное слово, в котором будет ясно написание, подобрать невозможно.)
Сделайте вывод. (Написание слов с удвоенной буквой согласных надо запомнить.)
Знакомство с правилом на странице учебника.
Далее ученики списывают слова, подчёркивая удвоенную букву согласного.
Значение каких слов вам неизвестно?
Обратимся к словарю В.Даля.
(Вожжи - часть упряжи, состоящая из длинного ремня, служащая для того, чтобы править запряженной лошадью. Дрожжи группа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Можжевельник – кустарник. Эффект -[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] кого либо.)
2. Проблемный вопрос: в какой части слова находится удвоенная буква согласного?
– Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Подобрать однокоренные слова.)
– Возьмите слово класс. Какие однокоренные слова вы допишете? (Классный, одноклассники.)
–В какой части слова находится удвоенная буква сс? (В корне.)
Упр. 58. Ученики самостоятельно находят однокоренные слова.
Результаты поиска записываются с комментированием.
Образец записи:
Касса, кассир, кассовый (аппарат), кассирша.
-Сделайте вывод. (Удвоенная буква согласного пишется в корне всех однокоренных слов.)
3.Правило переноса слов с удвоенной буквой согласного.
- Прочитайте правило на с. 58.
– Что нового из него вы узнали? (Как нужно переносить слова с удвоенной буквой согласного.)
– Как же правильно перенести слова с удвоенной буквой согласного? (Одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.)
– Всегда ли можно так переносить слова? (Нет, только если удвоенная буква находится в середине слова.)
– Прочитайте вопрос после правила. Как бы вы ответили на него? (Почему нельзя слово ссора переносить).

Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.. 
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
Создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной сам
·оорганизации;
установление причинно-следственных связей
Коммуникативные:
Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации
Личностные результаты:
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.


Отвечают на вопросы, проводя коррекцию своих знаний.
Выполняют задания в соответствии с поставленной целью.
 Представляет теоретический материал, оказывает индивидуальную помощь учащимся и выполняет контроль за точность выполнения заданий.

V. Развитие умений – применение знания.
1.Диктант «Плюс – минус».
Слово ты перенеси,
"Плюс" поставить поспеши,
А не сможешь, так и знай,
"Минус" ставь и не зевай.
Группа, грамм, пассажир, кросс,
тонна, масса, балл, теннис.
Учителем заранее сделана запись:
+ - + -
+ + - +
Ученики сравнивают свою запись с записью на доске.
3. Используя слова данных строчек составьте предложения.
преград знает Не русский солдат
добра до Ссора не доводит
-Как называются такие предложения?
-К чему относятся пословицы? (к малым фольклорным жанрам русского народного творчества)
-Назови слова с двойными согласными?
-Как вы понимаете смыл пословиц? Спишите, запомните.
3. -Удвоенные согласные встречаются и в именах людей.
-Отгадайте ребусы и запишите слова в тетради
(Приложение 1)
4.На доске запись:
Я сегодня всем наврал - от стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.
- Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если, так уж получилось, ты наврал? ( Признаться и извиниться, больше так не делать)
- Есть ошибка здесь иль нет?
Дайте правильный ответ.
- Спишите предложения в тетрадь, обозначьте орфограммы.

Регулятивные УУД
Планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации.
Обнаруживать отклонения
от эталона.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
Развивать умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты
Развивать умения выказывать своё мнение.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий.
























Предлагает задания, в которых тренируется использование изученного материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

VI.Физкультминутка
Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.
Спросите, не повысив тона,
Что больше центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Кто получит низкий балл
Не придет на школьный бал.
Радиоволна идет сквозь стену,
Мы ее поймаем на антенну.
Если пьете в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под елкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
Личностные результаты
Формирование нравственно-эстетических ценностей.

Выполняют упражнение для релаксации
Организация психофизической тренировки


VI. Самостоятельная работа.
Предлагаю разноуровневые задания.
- Выберите из двух работ ту, которая вам по силам, по вашим возможностям. (Приложение 2)
Рефлексия выполненной работы: (1-2 ученика)
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
–Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
–Какие умения формировались при выполнении этого задания?
Познавательные УУД
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД
Планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, определяют способы действий, осуществляют их самопроверку.
Организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

VII. Итог урока.

Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Использование метода пяти пальцев:
- М(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил?
- Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
- С(средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
- У(указательный) – услуга, помощь, Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
- Б(большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?


Регулятивные УУД
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные УУД
Выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;
Личностные результаты
Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные УУД
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Сравнивают результаты своей деятельности с предполагаемым результатом.
Оценивают свои достижения одним предложением, предложенным учителем.
Предлагает подвести итоги в виде рефлексии. Анализирует и оценивает успешность достижения целей, определяет работу с теми, кто имеет затруднения.

VIII.Домашнее задание
Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной ("Весёлая грамматика"). (Читает подготовленный уч-ся.) (Приложение 3) -Напишите слова – названия городов, рек, имена сказочных героев, в которых есть орфограмма удвоенная согласная.

Регулятивные УУД
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные УУД
Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Самостоятельное формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Записывают задание на дом, задают вопросы.
Проводит разбор домашнего задания, дает конструктивные объяснения.









Приложение 1.
А А КИРИ
А А ГЕ АДИЙ
ИА
ЖАА



Приложение 2
Карточка №2 (базовый уровень)
Прочитай текст.
Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Подчеркни орфограммы. Запомни, как они пишутся.
В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Антон собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Катя играет в настольный теннис. Оля увлекается музыкой. Гаммы, аккорды, мелодии – это её мир. А Вова увлекается аппетитными булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!


Карточка №3 (повышенный уровень)
Прочитай. Какие слова ты вставишь вместо точек?
Спиши, подчеркни удвоенные согласные.
Выполняй задание в карточке.
1.Дети нашего - это дружный .
2. После взлёта самолёт медленно убирает ..  .
3. По широкому мчались машины.
4. Тенистая .. привела нас к домику с . .
5. Осенью вся наша семья болела   .
6. туристов из побывала на Красной площади.
7. .. стояли на перроне вокзала.
 
шасси
класс
шоссе
коллектив
аллея
Одесса
группа
терраса
грипп
пассажиры





Приложение 3
Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной ("Весёлая грамматика").
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.  Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку".  Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:  - Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.  И Алла разучилась писать своё имя... 
А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.  Почему ты плачешь? - спросила учительница.  - Я не знаю, как пишется моё имя. 
Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:  - Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!















Список литературы
1. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс]
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли : пособие для учителя. - 2-е изд. -М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
3. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс]
4. Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания
достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и
после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.
5. Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго
поколения [электронный ресурс] // http://www.profistart.ru/ps/blog/35203.html
6. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс]
// http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomuuroku-v-usloviyah
7. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс]
// http://sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf












13 PAGE 141515



Рисунок 1Рисунок 10Рисунок 2Рисунок 7Рисунок 1315