РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.











РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Агзямова Нурсиня Васильевна
учитель химии высшей квалификационной категории
МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ»
Рыбно-Слободский муниципальный район РТ






Химия в современной школе невозможна без изучения экологических аспектов химических знаний и проведения соответствующих практикумов исследовательского характера.
Существующие практикумы дополняют интересным с химической точки зрения теоретическим материалом экологической направленности, например, о вредном воздействии загрязняющих веществ на биосферу, но отсутствуют практический контроль над показателями состояния окружающей среды, изучение протекающих в ней химических процессов и разработка практических рекомендаций по ее восстановлению.
Задачи, стоящие перед современной школой, направлены на развитие способности учащихся по поиску, анализу, систематизации и применению знаний. Важным элементом подобной системы является развитие проектно-исследовательской деятельности школьников.
Проектно-исследовательская деятельность предоставляет большие возможности для реализации исследовательского потенциала учащихся и применения инновационных методов и организации учебного процесса преподавателем.
Для успешного осуществления проектно-исследовательской деятельности школьникам и их преподавателям необходимо овладеть принципами данной деятельности: актуальность, объективность, системность, теоретическая и практическая значимость исследования.
Актуальность темы проектно-исследовательской деятельности предопределяет значимость и востребованность результатов. Исследуемая проблема должна быть реальной, а не надуманной. Преподавателю-руководителю следует с первого дня работы нацеливать школьников на выбор такой исследования, основные положения и выводы которой будут актуальны и востребованы. Подобный подход к выбору темы исследования увеличивает степень моральной удовлетворенности учащихся от проделанного ими исследовательской работы, если они видят ее необходимость, значимость и востребованность; что соответственно повышает мотивацию учащегося на дальнейшее занятие проектно-исследовательской деятельностью, в том числе и в рамках последующего высшего образования.
Объективность – предполагает соответствие содержания исследования и его выводов реальным условиям жизни общества. В обратном случае исследование не дает положительных практических результатов.
Системность – системный и структурированный способ изложения выводов учит школьников системности мышления, необходимости не только в проектной, но и в других сферах деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования предполагает возможность применения полученных знаний при преподавании предмета, при проведении внеклассных мероприятий и открытых уроков, а также быть использованы при дальнейших исследованиях учащихся в рамках той же темы или направления.
План проектно-исследовательской работы обязательно должен составляться в ходе его обсуждения между преподавателем и школьниками. Учащиеся должны активно высказываться по каждому пункту плана, вносить свои предложения, участвовать в определении оптимальных для них сроков.
В качестве примера можно привести одну из проектно-исследовательских работ учащихся нашей школы. Работа называется «Металлы и здоровье человека». Цель этой работы: изучить роль металлов как биогенов и как загрязнителей природной среды, их положительное и отрицательное воздействие на биологические системы и на организм человека.
Предметом исследования является:
Почва и растения у автотрассы М-7, на пришкольно-опытном участке, на парковой зоне, вода из родника «Басай» на наличие тяжелых металлов, влияние их на здоровье человека.
Медицинские карты населения, проживающего в районе обслуживания Кутлу-Букашской врачебной амбулатории ГУЗ Рыбно-Слободский ЦРБ.
Актуальность: Тема, рассматриваемая в данной работе, является актуальной в связи с глобальными экологическими проблемами, и влиянием экологии на здоровье человека.
Отбираем пробы на следующих территориях: на пришкольном участке; в районе сельхозтехники у бывшей мастерской по ремонту аккумуляторов; парковой зоне села Кутлу-Букаш, Рыбно-Слободского района РТ; у Федеральной автотрассы М-7 Москва-Уфа на 910-918км.
Для проведения химического анализа отбираем почву на глубине 10см. Затем почву высушиваем, измельчаем в ступке, затем просеиваем через сито.
Сухую, измельченную почву заливаем 1М раствором азотной кислоты (10г почвы на 50мл кислоты) и оставляем на сутки, потом смесь фильтруем и упариваем до необходимого объёма.
1) Определение железа (Fe3+)
В две пробирки вливаем по 3мл вытяжки. В первую пробирку приливаем несколько капель раствора желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6] во вторую несколько капель красной кровяной соли . Наблюдаем: в первой пробирке темно-синий осадок берлинской лазури, во второй зелёное окрашивание.
4Fe3++3[Fe(CN)6]4-=Fe4[Fe(CN)6]3
Вывод: В почве имеются соединения железа.
2) Определение меди (Cu2+)
В две пробирки наливаем по 5мл фильтрата. В первую пробирку добавляем раствор аммиака. Во вторую раствор желтой кровяной соли. В первой пробирке раствор окрашивается в интенсивно-синий цвет, во второй красно-бурый осадок.
2Cu2++Fe[(CN)6]4-=Cu2[Fe(CN)6]
Вывод: В фильтрате есть ионы меди.
3) Определение никеля (Ni2+)
В две пробирки, содержащие по 3 мл фильтрата, приливаем 1-раствор щелочи с бромной водой; 2-реактив Чугаева (диметилглиоксима).
Наблюдения: изменений нет.
Вывод: В почве нет соединений никеля.
4) Определение свинца (Pb2+)
Берем две пробы по 5 мл. В одну добавляем 3%ный раствор иодида калия KI, а во вторую – 10%ный раствор хромата калия (K2CrO4). Выпадает осадок желтого цвета.
Вывод: В пробе почвы из территории пришкольного участка и парковой зоны села Кутлу-Букаш соединения свинца не обнаружено. А в пробах почвы из района сельхозтехники около мастерской по ремонту аккумуляторов и из территории автотрассы М-7 обнаружены.
Изучение медицинских карт населения, относящихся к Кутлу-Букашской врачебной амбулатории, показывает, что количество больных с некоторыми заболеваниями к 2010 году уменьшается, а некоторые увеличиваются. Мы полагаем, что этому увеличению заболевания способствовало ухудшение экологической обстановки: загрязнение почвы соединениями свинца; повышенное содержание свинца в овощах и фруктах, выращенных вблизи автострад, а также в молоке коров, которые выкармливались загрязненной травой.
В процессе выполнения учащимися проектов экологической направленности у них развивается системное мышление, способность выявлять и формулировать проблемы, подлежащие изучению, находить рациональные пути решения. Таким образом, деятельность учащихся выходит далеко за рамки школы, делая образовательное пространство открытым.
Литература:
1. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. Волгоград: Учитель, 2006
2. Мирошниченко Г.А. Проектная деятельность. Волгоград: ИТД «Корифей», 2005
3. Журнал «Химия в школе» №1 2009, №4 2011, №2 2012

15