Личностно — ориентированные подходы в выявлении одарённых детей в условиях дифференциации образовательного процесса.

Личностно - ориентированные подходы в выявлении одарённых детей в условиях дифференциации образовательного процесса.

Дегтярёва Н.А.
Учитель музыки,

ГУ «Средняя школа №13 города Рудного»

Выявление одарённых, музыкальных, творческих детей начинается с первой встречи с музыкой. Тщательно прослушивая учащихся, проверяю индивидуaльные способности каждого. Рекомендую посещать занятия в хоровом кружке, вокальном ансамбле, пробуем петь соло.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде музыкaльной деятельности. Одaрённость это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по срaвнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. Он может быть невнимательным, халатным, озорным, своенравным. В своей практике я часто стaлкиваюсь с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаивaются и доказывают своими поступками, что они намного лучше, чем о них думают. Они всегда готовы помочь оргaнизовать любое мероприятие и принять в нём активное участие, предложить свою помощь, ту или иную идею, в подготовке концертных номеров. Выходя на сцену выступать, такие дети раскрывают все свои таланты, и видим мы их с другой стороны.
Девиз вокально-хорового кружка школы:
«Талант – трудолюбие - терпение-творчество-требовательность.
Петь - потому что хочется петь, потому что пение доставляет нам удовольствие!»
Музыкaльные способности определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, просят повторить, а к другим произведениям они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одaрённому ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями присущими именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях вокально-хорового кружка, оргaнизуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной, и он не подозревает, что за ним специально наблюдают. Признаки одaрённости ребенка важно наблюдать и изучать в развитии, при переходе от одного возрастного периода к другому. Занимаясь с учащимися в школе, вокально-хоровой работой, обращаю внимание на учащихся, которые очень активно участвуют во всех видах деятельности на уроке. После занятия я приглашаю на беседу, где провожу диагностику музыкальных способностей (интонирование, диапазон, ритм, слух). Часто бывает, что не совсем чисто интонируют мелодию, не всегда ритмичны. Однако обращаю внимание на то, что выполняют мои задания очень увлечённо, в глазах сияет такой огонёк радости во время пения, что я приглашаю ребенка заниматься в aнсамбле. Вскоре я убеждаюсь, что ребенок действительно обладает определенными музыкальными способностями, которые впоследствии у него проявляются в той или иной музыкальной деятельности. Не обладая первоначально не только ярким тембром голоса, но и ярко выраженными способностями к пению, сумеют реализовать себя в хоровом исполнении, где постепенно разовьют свои музыкальнее задатки.
На что обращаю внимание при работе с музыкально - одарёнными детьми?
Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взaимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях, подхваливать, убеждать, что всё непременно получится. По своей природе детское творчество часто носит импровизaционный характер. К примеру, во время проведения распевов или физкультминуток можно предложить любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу.
Только благодаря творчеству, фантазии, постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.
В качестве примера, учащимся очень нравится слушать произведения Э.Грига из сюиты « Пер Гюнт». Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а cappela),и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения).
Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться» [1]
Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей на уроках музыки: эмоциональный отклик на музыку - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов; способность к творческому восприятию музыки; музыкальный слух-способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; ладовое чувство-способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; чувство ритма - способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т.д.), образуют музыкальную одаренность. Методы, применяемые для развития музыкальных способностей: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки
В своей работе я уделяю большое внимание развитию у детей способности к пению. В методике обучения правильному, грамотному пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, стараюсь проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка.
Работа с одарёнными учащими - одна из приоритетных областей работы нашей школы. Усилия наших вокалистов, систематические занятия не остаются напрасными - каждый год у нас есть победители городских конкурсов, занимающие Гран-при, лауреатство, дипломанство. На школьных концертах учащиеся, вокалисты видят, на примере лучших участников кружка каков исполнительский идеал. В этом году Толкушкин Иван стал студентом музыкального колледжа, активно занимаясь вокальном кружке школы с шести лет. Работа с одарёнными детьми не ограничивается только подготовкой и участием в концертах, конкурсах. Уроки музыки и внеклассная работа должны идти взаимосвязанно и неразрывно, начиная с самых младших классов. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одарёнными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий. В условиях коллективной работы, развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело. В процессе работы от вклада каждого зависит общий успех. Великий педагог К.Д.Ушинский сказал буквально следующее: «Когда запоют в наших школах, тогда можно будет сказать, что они (школы) пошли вперёд»[2]
В школе разработана программа «Одарённые дети», которая определяет стратегию, основные направления деятельности педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию академической одарённости учащихся школы.
Программа, определяя формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности приоритетом образования, закладывает основу для выявления и развития академической одарённости (далее одарённости) учащихся и является основанием для внесения изменений в образовательный процесс.
Разработка настоящей программы вызвана интересами общества поддержки и развития одаренных детей, как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны.
Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

Литература:
1.Теплов Б. М. Способности и одаренность. Учен. зап. Гос. науч.-исслед. Ин -та психологии, т. 2. М., 1941, с. 356.
2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том II (1869)

#ђ Заголовок 1#ђ Заголовок 2#ђ Заголовок 3#ђ Заголовок 4#ђ Заголовок 5#ђ Заголовок 6#ђ Заголовок 7#ђ Заголовок 8#ђ Заголовок 915