Использование проектного метода в экологическом образовании младших школьников


Адылгареева Ю.Т.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа №24», г.НижневартовскИспользование проектного метода в экологическом образовании детей младшего школьного возраста
Об актуальности проблемы экологического образования школьников и научном поиске ее решения говорят многочисленные исследования в этой области и разработанные на основе их образовательно-воспитательные программы. Как начальное звено, экологическое образование детей младшего школьного возраста имеет важное социальное значение как в общей системе образования, так и для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы начального образования и родители детей, что, безусловно, играет роль во всеобщей экологизации сознания и мышления. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
Возможность полноценного формирования такого отношения ребенка к природе во многом зависит от используемых в процессе экологического образования младших школьников форм и методов работы.
Одним из наиболее интересных и перспективных методов экологического образования детей начальной школы выступает проектный метод. Проектный метод на начальном уровне образования – это метод, идущий от детских потребностей и интересов. В ходе работы школьники приобретают знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Дети начинают проявлять инициативу в решении экологических проблем.
Применение проектного метода экологическом образовании обладает определенной спецификой: педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.При помощи проектного метода дети получают практическую информацию, которая будет неотъемлемой частью их экологической культуры как результата экологического образования на протяжении дальнейшего развития.
Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук. – М., 2004.
«Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.