Инновационные технологии в экологическом образовании младших школьников


Инновационные технологии в экологическом образовании младших школьников
О. И. Асоян, МБОУ «Лицей «МОК№ 2»
Задача школы дать обществу не только творческих людей, но и экологически грамотных, т. к. проблема ухудшения качества окружающей среды остается одной из самых серьезных проблем современности.
В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее, ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам. Поэтому сегодня экологическая грамотность должна стать нормой жизни и понимания важности проблемы сохранения и защиты природных ресурсов должно формироваться не один год.
Использование ИКТ в экологическом образовании и воспитании школьников позволяет вывести этот вид деятельности на новый, качественно более высокий уровень. Это способствует развитию новых направлений по сохранению природы.
Эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, как на уроке, так и во внеклассной работе. Инновационные образовательные технологии являются одним из основных способов обновления образовательного процесса. Активное участие детей в деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, эмоционально насыщенное общение, получение опыта организации работы коллектива, творческий перенос полученных знаний при решении конкретных проблем - эти и многие другие позитивные проявления развития и социализации личности являются результатами применения инновационных технологий в образовательном процессе школы.
Внедрение во все сферы человеческой деятельности информационно-коммуникационных технологий не может не сказаться на методах и приемах в исследованиях природы. Для изучения основных аспектов, фиксации, обработки и представления любого исследования за объектами окружающего мира нужно и должно применять современные достижения в области ИКТ.
Инновационная деятельность в работе ведется по следующим направлениям:
1. Развитие инноваций в учебно-воспитательном процессе.
2. Участие детей в проектно-исследовательской деятельности.
Девизом работы объединения стали строки из стихотворения
воронежского поэта Владимира Кораблинова: «Чтобы любить свой край родной, надо его хорошо знать».
Цель объединения:становлениеудетей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Формы деятельности:
- индивидуальная (подготовка разовых докладов, сообщений, изготовление наглядных пособий, поделок);
- групповая (работа над совместными проектами);
- массовая (проведение акций, походов, праздников).
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность, которая стала одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в нашей школе. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности осуществляется через урок, дополнительное образование, защиту проектов. Особенность организации исследовательской деятельности в том, что в ней принимают участие не только одаренные дети, но и отстающие.
Организация исследования включает в себя следующие этапы:
- Что я об этом знаю?
- Какие мысли я могу высказать?
- Посмотреть книги, справочное издание по теме.
- Записать важную информацию,
- Спросить у других людей.
- Использовать Интернет.
- Провести эксперимент.
- Сделать фотографии.
Одним из видов исследований является экскурсия. Здесь открываются широкие возможности для наблюдений и исследований. Во время экскурсий дети знакомятся с поверхностью края, собирают материал: для будущих работ, ведут наблюдения за жизнью животных.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности направлено не только на результат, но и на процесс. Главное - заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности большее число учащихся.
Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Самой освоенной доступной и привлекательной формой экологического образования является старый добрый проект. Проект не имеет определенных рамок. Применение метода проектной работы в экологическом образовании и воспитании позволяет решать самые разнооб разные задачи:
- дидактические -- формирование мотивации, умений и навыков исследовательской деятельности;
- образовательные - систематизация и расширение знаний учащихся;
- развивающие - способствование расширению кругозора, развитие умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять экологические знания;
- воспитательные - воспитание экологической культуры;- мотивационные - создание комфортной обстановки и микроклимата в коллективе на основе творческого сотрудничества;
- практические - привитие практических навыков исследовательской работы.Цель внедрения проектного метода - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развитие познавательных способностей. Работу над проектом проводим с учетом краеведческого принципа. Дети знакомятся с экологическими проблемами села, школы, района.
Проектная деятельность в рамках школы учит детей:
- распознавать проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности;
- ставить цель;
-оценивать собственные силы и время, добывать информацию из различных источников;
-оценивать ее результат, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
- выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Важен момент последствия проекта - защита или отчет. Результаты работы уже видны. Члены кружка стали активными читателями библиотек. Они сейчас могут самостоятельно найти информацию, осветить поставленный перед ними вопрос. Дети принимают участие в разных конкурсах, проектах, акциях, конференциях.
В течение трех лет принимаем участие в Открытой научно- практической конференции «Мир вокруг нас» при МОУ ДОД СЮН г. Воронеж.
Работы, выполненные учащимися, воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, кругу общения, учатся самостоятельно детально исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации. Они являются важным звеном в цепи мероприятий по формированию экологической культуры учащихся. Сейчас дети работают над своими проектами, готовясь к очередной конференции.
Выступление перед широкой аудиторией способствует развитию ораторских способностей, умения держаться ка аудитории, отвечать на проблемные вопросы, общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения.
На нравственное воспитание детей большое значение оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек, уборка мусора и др. Учащиеся кружка принимают участие в акциях «Чистый двор», «Дону - чистые берега», «Первоцветы», «Зеленый обелиск», в областных конкурсах детских творческих работ «Зеркало природы». Хочется отметить, что вся работа по экологическому воспитанию проходит с участием родителей.
Таким образом, использование инновационных технологий в экологическом образовании позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника.