Роль педагога дополнительного образования в эстетическом воспитании студентов


ОГАПОУ " Алексеевский агротехнический техникум"
Доклад на тему:
"Роль педагога дополнительного образования в эстетическом воспитании студентов"
Выполнил:
педагог дополнительного образования
Нестеренко С.Н.
Алексеевка 2017г.
Любая профессия имеет свои особенности. Есть они и у педагога дополнительного образования. Стремление отдать себя детям, вера в то, что без увлеченности творчеством нельзя стать по-настоящему гармонично развитым человеком — этими чувствами должен обладать педагог — воспитатель.
Педагог дополнительного образования, в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей и подростков. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении этого слова.
Профессия педагога дополнительного образования требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей. В связи с развитием общества, его идеологии, социально-экономических сторон жизни, культуры меняются идеалы профессии. Но вместе с тем, основой профессии педагога — воспитателя всегда остается гуманистическая устремленность и неразрывная связь с художественно-творческой деятельностью, с различными видами искусства.
Современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области эстетического образования детей и подростков значительно опережает уровень подготовки будущих педагогов дополнительного образования. Поэтому для него так необходимо понимать значение всех видов искусства в развитии общества, их взаимосвязь. Всесторонняя художественно-творческая подготовка дает будущему педагогу, прежде всего, знания о своей будущей профессиональной деятельности. Накопленный художественно-творческий опыт в соче¬тании с знаниями основ общественных наук, предметов психолого-педагогического цикла создает предпосылки для овладения методи¬кой эстетического воспитания.
Как известно, педагогическая наука выделяет в деятельности учителя любой специальности ряд функций, которые развиваются на базе соответствующих способностей (конструктивных, организаторских, гностических, исследовательских, информационных, развивающих и др.).
Опираясь на современные исследования психологии педагогического труда, можно назвать следующие требования готовности педагога дополнительного образования к эстетическому воспитанию детей и подростков. В него включены следующие компоненты: информационно-ориентированный, коммуникативный, конструктивно-организационный, мобилизационный, специальный эстетический компонент. Исходя их этого, необходимо рассматривать эти компоненты как профессионально-ориентированную подготовку педагога дополнительного образования к эстетическому воспитанию подростков в отличие от его эстетической развитости, культуры, образованности и т.п. Это требует максимально соотносить эстетическую подготовленность педагога-воспитателя со спецификой его специальной профессиональной деятельности.
Таким образом, основными компонентами, необходимыми как для общего культурного развития будущего педагога-воспитателя, так и для его эстетико-педагогической деятельности являются:
Информационно-ориентированнный компонент — вооружает педагога знаниями и умениями по эстетическому воспитанию, расширяет ассоциативные связи с литературой, музыкой, изо-бразительным искусством, формирует эстетический идеал, связывает эти знания с жизненным опытом, воспитывает художественный вкус, понимание значимости художественно-творческой деятельности пе-дагога дополнительного образования для становления его профессио-нализма.
Знания:
основных положений философии и эстетики, связанных с вопросами эстетического воспитания;
роли эстетического воспитания в процессе формирования духовного развития личности;
принципов методики внеурочной деятельности;
цели и задачи эстетического воспитания в профессионально-ориентированной подготовке студентов к работе с детьми;
научно-педагогических средств эстетико-воспитательной информации;
основных категорий и эстетических понятий;
дополнительные знания о произведениях искусства.
установки на предстоящую творческую внеурочную, деятельность.
Умения:
формировать и закреплять знания, полученные в процессе творческой деятельности будущих педагогов (в творческих факультативах, во внеаудиторных формах работы, клубах по интересам);
формировать умения оценивать и отличать явления искусства и жизни в их позитивном и негативном проявлении;
вырабатывать активную позицию будущих педагогов-воспитателей в борьбе с отрицательными явлениями в жизни и искусстве;
научно и доступно объяснять детям и подросткам нравственно-образное содержание произведений искусства.
Коммуникативный компонент — направлен на осознание необходимости овладения профессиональной педагогической этики и общения.
Знания:
профессиональной этики, искусства общения;
особенностей индивидуального развития подростков разного возраста;
влияние специфических возможностей различных видов искусства на эмоциональный и интеллектуальный мир подростков;
Умения:
экспрессивно-эмоциональное общение с подростками, речевая деятельность;
исполнительская деятельность; пропагандирование искусства;
воспитание и формирование у подростков чувства кол-лективизма, радости общения, сопереживания, удовольствия от общения с искусством;
владеть аудиторией, увлеченно и образно рассказывать детям об искусстве.
Конструктивно-организационный — направлен на эстетико-художественную информированность, знания многообразных форм эстетического воспитания школьников и умений их эффективно осуществлять.
Знания:
целей и задач программы по эстетическому воспитанию и развитию подростков;
значимости и педагогической целесообразности отобранного художественного материала (музыкального, литературного, теат-рального, по изобразительному искусству);
организации и планирования различных форм работы в системе дополнительного образования;
технических средств обучения, применяемых в процессе работы.
Умения:
организовывать различные формы работы в системе дополнительного образования: вокально-хоровую, театральную, хореогра¬фического коллектива, фольклорного ансамбля, изостудии, народно-прикладного творчества, тематическую беседу об искусстве, праздники и т.д.;
составлять план проведения внеурочной и внешкольной работы (внеклассной, общешкольной, коллектива дома творчества и т.д.), с указанием подготовительного этапа, хода, анализа, ответственных;
проектировать структуру собственных педагогических действий и действий подростков, связанных с усвоением знаний и формированием умений и навыков;
создавать проблемные ситуации и разрабатывать вопросы для вовлечения детей в деятельность с целью выяснения полученных знаний;
применение пособий, технических средств.
Мобилизационный — направлен на овладение знаниями и умениями педагогов дополнительного образования по педагогике, психологии и методике эстетическому воспитанию студентов в повседневной творческой работе, на педагогической практике в учреждениях.
Знания:
основ общей педагогики;
основ общей и возрастной психологии;
основ возрастной физиологии и школьной гигиены;
особенностей развития художественно-творческих способностей детей;
методики организации самостоятельной эстетико-воспитательной деятельности.
Умения:
управлять эстетико-воспитательной деятельностью школьников разных возрастных категорий;
находить наиболее эффективные методы воспитания в конкретном детском и подростковом коллективе;
стимулировать внимание студентов на активное восприятие произведений искусства;
привлекать детей и подростков к исполнительской деятельности.
В подготовке педагога дополнительного образования к эстетическому воспитанию школьников особое значение приобретают специальные эстетико-воспитательные компоненты. Они направлены не только на формирование общей эстетической культуры, но и на знания целей, задач, содержания и методов эстетического воспитания детей и подростков и практическое их применение в профессиональной деятельности воспитателя.
Знания:
общих закономерностей развития мировой художественной культуры;
характеристик исторических этапов развития разных видов искусств во взаимосвязи с социальными, нравственными и эстетическими концепциями эпохи;
специфики русского народного творчества и его традиций;
детского художественного репертуара для внеучебной работы в школе, в учреждениях дополнительного образования;
закономерностей и особенностей постановки голоса (речевая, вокально-хоровая);
методики работы с детскими творческими коллективами различных возрастных групп (театральным, вокально-хоровым, клубом по интересам и т.д.);
целей, задач содержания и методов эстетического воспитания в учебно-воспитательной процессе школы, учреждения дополнительного образования.
Умения:
раскрывать этическую и эстетическую ценность произведений искусства прошлых эпох, их актуальность в современной культуре;
анализировать произведения массовых музыкальных жанров и давать им критическую оценку;
составлять литературно-музыкальные сценарии праздников для внеурочных мероприятий;
участвовать в театрализованных постановках;
проводить тематическую беседу о музыке, живописи с иллюстрациями произведений искусства;
организовывать детские творческие коллективы (на педагогиче¬ской практике) для внеклассной работы в школе, в учреждениях дополнительного образования, подбирать соответствующий репертуар, варьировать формы творческой работы школьников;
грамотно пользоваться постановкой голоса (дыхание, звукообразование, дикция, певческая опора и др.);
проводить воспитательную художественно-творческую работу с детьми на педагогической практике в школе в многообразных формах деятельности (театрально-игровая, вокально-хоровая, лектории, клубы иностранного языка и т.д.). Выше указанные знания и умения эстетических компонентов в профессиональной подготовке будущих педагогов дополнительного образования должны быть реализованы в системе учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, колледжа.
Во-первых, это теоретическая подготовка специалиста, включающая знания в области эстетики, искусства, теории и методики эстетического воспитания, педагогики и психологии, частных методик. Качественная общеобразовательная подготовка, призванная обеспечить кругозор, эрудированность, знания гуманитарных дисциплин.
Во-вторых, это художественно-практическая специальная подготовка учителей, направленная на развитие знаний, умений и навыков в разных видах художественно-творческой деятельности: музыкальной, театрально-игровой, художественно-речевой; владение методикой обучения детей, развития их творческих способностей, умение организовать творческую деятельность детей в многообраз¬ных формах внеурочной работы, досуговой деятельности.
Все это помогает определить содержание, цель профессионального обучения и воспитания, педагогическую систему необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых педагогу дополнительного образования.
Профессионально-педагогическая направленность эстетического воспитания во всем комплексе средств должна выработать у педагогов стойкую систему внутренних эстетических побуждений, мотивов, связанных с творчеством, интересов к искусству, потребностей в эстетическом характере педагогической деятельности и эстетических убеждений.
Cистематические занятия музыкой - одна из форм эстетического воспитания школьников в системе дополнительного образования.
Важным направлением содержания воспитания студентов профессионального учебного заведения, фактором гармоничного развития личности является эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание - составная часть воспитательного процесса, направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека.
Целью эстетического воспитания в высшем учебном заведении является формирование у будущего специалиста эстетической культуры - способности личности к полноценному восприятию, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь и деятельность по законам красоты.
Компонентами эстетической культуры являются:
а) эстетические чувства - эмоциональные состояния, обусловленные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;
б) эстетические потребности - потребности в эстетических переживаниях, общении с художественно-эстетическими ценностями;
в) эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
г) эстетические идеалы - социально и индивидуально психологически обусловленные представления о красоте в природе, обществе, человеке, искусстве;
г) художественные умения - способности в области искусства.
Все указанные составляющие понятия "эстетическая культура" определяют содержание и задачи эстетического воспитания студентов.
Эстетическое воспитание будущих специалистов предусматривает использование духовно-культурного потенциала всех учебных дисциплин, изучаемых в учебном заведении. Каждый семинар или лекция имеет эстетический потенциал. Этому служат и творческий подход к решению познавательной задачи, выразительность слова преподавателя и студентов, отбор и оформление наглядного и раздаточного материала и тому подобное.
Ведущее место в эстетическом воспитании студентов принадлежит дисциплинам социально-гуманитарного цикла, в частности эстетике - науке об общих закономерностях художественного осмысления действительности человеком, о сущности и формы отражения действительности и преобразования жизни по законам красоты, о роли искусства в развитии общества.
В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и эстетическая поведение. Эстетическое сознание - это форма общественного сознания, которая реализуется как художественно-эмоциональное освоения действительности через эстетические чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы и выражается в художественном творчестве и эстетических взглядах. ее компонентами являются эстетические чувства, эстетический вкус, эстетический идеал.
Эстетическое сознание обусловливает эстетическую поведение. Признаками такого поведения есть красивые поступки, действия, аккуратность в одежде, красивая осанка, манеры, умение держаться непринужденно (естественно), культурно и эстетически проявлять свои эмоции.
Эстетическое воздействие на студентов должно быть планомерным, целенаправленным и осуществляться ежедневно. Поскольку для студентов обучение является непосредственной трудовой деятельностью, необходимо раскрывать красоту труда, воспитывать эстетическое отношение к ней. Высшее учебное заведение не может пренебрегать необходимостью создания благоприятных эстетических условий для обучения: соответствующего эстетического оформления аудиторий, лабораторий, библиотек, читальных залов и т.
Формирование эстетических вкусов зависит и от условий проживания в общежитиях (большинство студентов проживают в них пять лет). Поэтому следует позаботиться об элементах эстетизации быта в них. Не случайно в учебно-воспитательных заведениях, которыми руководил Макаренко, всегда была идеальная чистота.
Незаурядные возможности эстетического воспитания студентов заложены в различных формах внеаудиторной воспитательной работы: беседах на эстетические темы, лекциях, концертах, дискуссионных клубах, театрализованных выступлениях, художественных конференциях, беседах "за круглым столом".
Мощным средством воздействия на умы и чувства человека есть искусство. Литература, пение, музыка способствуют развитию навыков творческого самовыражения студентов, способности к импровизации, умение соотносить собственные художественные предпочтения с жанровыми закономерностями, его стилевыми признаками. Поэтому в высших учебных заведениях важно развивать художественную самодеятельность, организовывать походы в музеи, театры, кино, встречи с художниками, писателями, актерами и тому подобное.
Формирования настоящих эстетико-духовных ценностей студенческой молодежи невозможно без глубокого осознания ими национальных основ культуры, в частности народной песни, творчества русских композиторов-классиков. Над конечно важно целостный подход к усвоению ими национальной культуры: изучение истории, овладение эстетическим богатством языка, внимание к красоте родного края. Одним из самых сильных факторов стихийного эстетического воздействия в системе эстетического воспитания является природа. Это влияние усиливается при условии, что он организован и управляем педагогом.
Эстетическое воспитание студентов осуществляется и путем межличностного влияния между студентами, студентами и преподавателями в учебном процессе и во внеурочное время. Эстетическое общение, включающее элементарные эстетические поведения, эстетику взаимоотношений людей в труде, быту, отдыха, по умелой организации имеет мощную воспитательную силу. Формирование эстетических отношений в учебном заведении происходит с участием преподавателей и кураторов.
Эффективность эстетического воспитания студентов в значительной степени зависит от умелого использования педагогами различных способов и средств: создание эстетических ситуаций, которые подразумевают оценку (ознакомление с произведениями искусства и их обсуждение) использования эстетического потенциала всех учебных дисциплин; внедрение эстетических элементов в структуру знаний и др.
Формирование эстетической культуры будущих специалистов в учебных заведениях зависит от многих факторов. Среди них технократизм (предпочтение техническим дисциплинам), который противопоставляет материальную культуру духовной. Это приводит к искажению самой духовной культуры, возникновение ее неполноценных форм. Поэтому в тех учебных заведениях, где наблюдается это явление, необходимо вносить в учебно-воспитательный процесс гуманистический смысл, гуманитаризуваты сознание студентов.
Опасным фактором является ограниченный взгляд на человека. При определении целей и задач подготовки специалиста в высшем учебном заведении следует принимать во внимание не только профессионализм (знания, умения и навыки в области будущей специальности), но и способность будущего специалиста к духовному развитию, духовной культуры. Эстетическое воспитание должно обеспечить взгляд на человека как на целостную, духовно богатую существо.
Несомненное влияние на студентов оказывает духовная атмосфера, морально-психологический климат в учебных заведениях. Эстетическое воспитание должно начинаться с духовности, что должно пронизывать всю систему межличностных отношений в высшем учебном заведении. Если же в среде преподавателей и администрации царят равнодушие, формализм, то никакие методы или формы эстетического воспитание не срабатывать.
Уровень культуры каждого студента во многом зависит от воспитания в семье. Очень часто молодые люди не только не получают в семье стимулов собственного культурного развития, но и приобретают опыт противодействия различным воздействиям культуры. Поэтому задачей высших учебных заведений является усиление внимания к семье, охват ее системой эстетического воспитания, позволяет стабилизировать педагогическое воздействие на студентов, расширить базу воспитательной работы, повысить ее эффективность.
Готовя студентов как будущую интеллигенцию в ее культурно-воспитательной функции в обществе, необходимо создать благоприятные условия формирования их высокой культуры. В учебном заведении должны работать специальные кабинеты, лаборатории эстетического воспитания, деятельность которых направлена на углубление знаний студентов в области эстетики, искусства, культуры, на формирование навыков эстетической деятельности, на методическое и научное обеспечение учебно-воспитательного процесса, а также на исследования уровня эстетической культуры студентов. Целесообразно развивать такие формы творчества, которые бы объединяли преподавателей и студентов и положительно влияли бы на уровень их отношений и эффективность обучения, а также наладить контакты со специалистами-дизайнерами, архитекторами, которые помогали оформлять помещения, общежития. Важную роль в эстетическом воспитании играет укрепление связей высших учебных заведений с культурной общественностью, привлечение ее к участию в жизни студенчества.
Итак, для высокой эффективности эстетического воспитания студентов необходимо создать в учебном заведении эстетически привлекательную обстановку, использовать в воспитательной работе со студентами потенциальные возможности народных традиций и обрядов, обеспечивать высокую эстетическую культуру преподавателей и студентов, а также воспитательных мероприятий, привлекая к их подготовке и проведению как можно больше студентов и известных людей из сферы культуры.
Список литературы:
1.Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения Орен¬бург, 1994.
2.Опыт моделирования воспитательного пространства лично¬сти в учреждении дополнительного образования. Киров, 1996.
3.Система воспитательной работы внешкольных учреждений / Сост. Л.В.Иванова. — М., 1979.
4.Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколе¬ния в США: традиции и современность. — Спб., 1991. Формы и методы эстетического воспитания за рубежом: Ме¬тодические рекомендации. — М., 1987.
5. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с. С. 22-26