РОЛЬ ТАНЦА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА


РОЛЬ ТАНЦА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Актуальность исследования. Формирование гармоничной личности - непреходящая проблема педагогики. Актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах.
В настоящее время особо акцентируется роль эстетической культуры в сфере жизнедеятельности человека, так как именно она углубляет представления человека не только о процессах бытия, но и о собственном отношении и причастности к нему. Она координирует взаимоотношения людей, раскрывает синкретичность человека и природы, человека и общества, способствует раскрытию творческих потенций. Эстетическая культура в отличие от биологических свойств не передаётся по наследству, а приобретается в процессе воспитания, следовательно, она является необходимым условием формирования личности.Формирование эстетической культуры традиционно рассматривается как «процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности».Формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. И здесь большая роль отводится деятельности специальных учреждений культуры и дополнительного образования (театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). В ряду искусств, представляющих мощное средство формирования эстетической культуры личности, спортивные бальные танцы занимают особое место. Танцевальное искусство обладает возможностью порождения множества настроений, мыслей и чувств, побуждения к тем или иным поступкам, является средством духовного обогащения человека, способствуя его культурному становлениВ последние годы все больше детей, начиная с дошкольного возраста, вовлекаются в танцевальный спорт. Это увлечение приобретает массовый характер, особенно в России, что создает предпосылки для использования занятий спортивными бальными танцами в системе дополнительного образования в качестве средства формирования эстетической культуры личности ребенка.Степень научной разработанности проблемы. По мнению многих ученых (Г.С. Абрамова, Д.А. Белухин, О.Д. Калинина, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина) особую актуальность представляет формирование основ эстетической культуры на этапе младшего школьного возраста, так как этот период в силу гибкости и пластичности психических процессов наиболее благоприятен для развития чувственной сферы, для установления воздействия между чувственным познанием и рациональным. Это утверждение подкрепляется и тем фактом, что ведущие педагоги и психологи обусловливают успех формирования эстетической культуры человека его педагогическим обеспечением, которое необходимо начинать уже с младшего возраста.
Тем не менее, проблеме формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев не уделяется достаточно внимания в научной литературе.
Таким образом, изучение научных источников, а также практики образования средствами спортивных бальных танцев позволило выявить ряд противоречий:
между актуальностью формирования эстетической культуры как существенного элемента общей культуры личности и недостаточной разработанностью научно-педагогических оснований решения этой задачи средствами спортивных бальных танцев;
между возможностями формирования эстетической культуры в процессе развития физических качеств детей младшего школьного возраста и недостаточным обоснованием данного вопроса.
Необходимость преодоления названных противоречий предопределила актуальность и выбор темы исследования: «Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами танцев», проблема которого формулируется следующим образом: каковы условия эффективного формирования эстетической культуры в учебно-тренировочном процессе по спортивным бальным танцам с детьми младшего школьного возраста?
Цель исследования - выявление и обоснование педагогических условий формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс с детьми младшего школьного возраста в детско-юношеской спортивной школе.
Предмет исследования - эстетические качества, составляющие основу формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста является многомерным системным процессом, содержанием которого могут быть важнейшие стороны подготовки спортсмена-танцора - физическая и хореографическая, как значимая составляющая, а также воспитание и совершенствование эстетических качеств занимающихся.
Задачи исследования
Определить уровень физической и хореографической подготовленности, а также уровень сформированности эстетических качеств детей младшего школьного возраста, занимающихся в школе спортивных бальных танцев.
Выявить взаимосвязь физической и хореографической подготовленности, а также степень их влияния на формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами бальных танцев.
Разработать на основе проведенных исследований инновационную методологию и нетрадиционные подходы к организации учебно-тренировочного процесса, направленные на формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами бальных танцев и проверить их эффективность в педагогическом эксперименте.
5. Статистические методы обработки результатов экспериментов.Методологической основой исследования являются философские, культурологические и психолого-педагогические подходы к проблеме всестороннего и гармоничного развития личности; положения педагогики и психологии о развитии детей
младшего школьного возраста; о взаимодействии искусства и воспитания, о роли искусства во всестороннем развитии личности:
идеи о единстве нравственных и эстетических ценностей (А.И. Арнольдов, А.И. Буров, А.Ф. Ершеев, А.Я. Зись, М.С. Каган, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович и др.);
теории о роли искусства в развитии личности (B.C. Селиванов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др.);психологические теории о взаимодействии искусства и воспитания (К.А. Абуль-ханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.);
закономерности эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, А.Ж. Овчинникова, Г.С. Ригина, Н.Н. Ростовцев, Т.В. Челышева, В.Н. Шацкая и др.);
идеи о педагогической направленности процесса формирования нравственно-эстетических ценностей (Т.И. Бакланова, Е.С. Григорьева, А.Д. Жарков, Л.С. Зорило-ва, Е.В. Квятковский, Т.Г. Киселева, Н.И. Киященко, Ю.Д. Красильников, А.П. Марков, Л.П. Печко, B.C. Садовская, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков и др.);- концепции нравственного и эстетического воспитания младших школьников(О.С. Богданова, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.И. Петрова и др.);
- идеи о воспитательном влиянии физической культуры и спортивных бальныхтанцев на развитие личности младших школьников (О.Е. Дрень, И.Е. Ересько, Е.И.Левит, А.Н. Лехина, Е.В. Николаев, М.Р. Касымов, Е.Г. Салимгареева, Л.Г. Тимошенко, В.Ю. Зиамбетов и др.).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2010 гг. - в три основных этапа.
этап (2007-2008 гг.) - ориентировочно-поисковый, на котором осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, изучалась и анализировалась научная литература, диссертационные исследования по проблеме формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста, проводился сбор эмпирических данных по теме исследования. Формировались исходные методологические позиции, формулировалась рабочая гипотеза, конкретизировались цели и задачи исследовательской работы.
этап (2008-2009 гг.) теоретико-проектировочный. На данном этапе обосновывались основные положения диссертационного исследования, разрабатывались теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса, формирующего эстетическую культуру детей младшего школьного возраста, разрабатывались дидактические материалы для эксперимента и программы дополнительной подготовки педагогов, руководителей спортивно-танцевальных клубов и родителей.
Научная новизна работы состоит в том, что автором впервые выявлено:
- формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста представляет собой определенным образом организованную систему, содержание которойсоставляет физическую и хореографическую подготовку, а также целенаправленное
формирование и совершенствование эстетических качеств; при этом, в работе детально исследован и описан каждый элемент, его место и значение в системе;
уровень физической и хореографической подготовленности, а также уровень сформированности эстетических качеств детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными бальными танцами;
взаимосвязь всех компонентов формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста, показана многозначная связь хореографической подготовленности с уровнем сформированности эстетических качеств и, тем самым, ее ведущая роль в формировании эстетической культуры при занятиях спортивными бальными танцами;
- разработаны: теоретическая модель, инновационная методология и принципиально новый подход к организации и проведению учебно-тренировочных занятий, направленных на формирование эстетической культуры детей младшего школьноговозраста средствами спортивных бальных танцев, которые в специальном педагогическом эксперименте показали высокую эффективность, надежность и достоверность.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании педагогических условий эффективного использования средств спортивных бальных танцев в формировании эстетической культуры детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы для формирования эстетической культуры личности младших школьников в процессе их занятий спортивными бальными танцами в системе дополнительного образования.
Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, теоретическим анализом проблемы, организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, качественным и количественным их анализом, соответствием полученных результатов гипотезе исследования.
Танцы как средство формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста
Наше исследование посвящено изучению влияния учебно-тренировочных занятий по спортивным бальным танцам на формирование основ эстетической культуры у детей младшего школьного возраста.
Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков. Нередко наблюдаются недостатки в выправке и движениях детей: одни скованны, неподвижны, медлительны, другие — разболтанны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носками внутрь) и т. п. Необходимо выправить все эти недостатки и обогатить запас двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения. Участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение. Проведение занятий на основе высокохудожественной музыки позволяет достигать законченности исполнения, тем самым, приучает детей к требовательному отношению к своим достижениям, позволяет развить творческие способности ребенка. «Творчество детей — глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка» . Коллективное построение многих ритмических игр и упражнений, соревнование групп и отдельных учащихся при выполнении отдельных заданий воспитывают у учащихся чувства товарищества и дружбы.
Школа спортивных бальных танцев сравнительно недавно стала считаться эстетически направленной формой дополнительного образования. Но уже сейчас ее можно с уверенностью отнести к средству наиболее полного эстетического развития детей.
Танец с древних времен связывали с нравственным, эстетическим развитием личности. Танцевальные движения способствуют длительному творческому долголетию, поскольку обладают яркой компенсаторной функцией, снимают нервное напряжение, развивают двигательные умения и навыки, пластическую свободу.
Духовное содержание танцевального искусства оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональный мир современного человека, оно способно возбуждать и формировать эстетические чувства, вкусы, развивать творческий потенциал. Эстетическая культура человека, занимающегося танцами, основывается на наслаждении свободой и легкостью движений, на радости преодоления трудностей, на ощущении гармоничности тактических замыслов, на праздничности и художественной выразительности.
Выполнение танцевальных движений под музыку воспитывает в детях разнообразные эстетические качества: музыкальность, ритмичность, пластичность, красоту движений, мимики, выразительность и др. Кроме того, занятия в группе воспитывают необходимые нравственные качества личности, такие как: культура общения, ответственность, манера поведения, взаимопомощь, коллективизм и др.Спортивный бальный танец — гармоничное соединение спорта и искусства, исключительно органично сочетающий в себе высокую динамику исполнения, красоту и изящество линий и позиций в паре с очень богатой пластичностью движений танцоров — спортсменов. Спортивные танцы относятся к группе сложно координационных видов спорта. Базой для построения сложных танцевальных композиций и совершенствования ребёнка в спортивных танцах является музыкально — двигательная подготовка детей.
Хореографическая подготовка в спортивных бальных танцах основывается на классической основе, разработанной для балета. Тем не менее, она имеет ряд характерных особенностей, которые определяются различиями целей и задач, стоящих перед спортсменами-танцорами и танцорами классического балета. Ключевыми особенностями могут быть, например, различное положение опорной ноги у спортсменов-танцоров и танцоров балета. Непременным условием выполнения экзерсиса у станка и в центре зала у танцоров балета является выполнение элементов из первой, второй, четвертой и пятой хореографических позиций ног, третья позиция является вспомогательной. В спортивных бальных танцах такая выворотность ног является нецелесообразной и, даже, нежелательной. Это объясняется тем, что европейская программа спортивных бальных танцев обязывает партнеров исполнять танцевальные элементы строго в шестой хореографической позиции стоп. В латиноамериканской программе спортивных бальных танцев основной хореографической позицией стоп является третья, причем, как для опорной, так и для безопорной ноги. Хореографическая выворотность может присутствовать при исполнении отдельных элементов или серии элементов соревновательной программы спортсменов-танцоров .Согласно мнению И. Е. Семеновой, под хореографической подготовкой в спортивных танцах понимается система упражнений и методов, направленных на воспитание двигательной культуры танцоров, на расширение арсенала выразительных средств. Выразительность движений проявляется в хорошей осанке, в красивом повороте головы, в умении принять правильное положение тела, ног, рук, в точных устойчивых равновесиях, в умении стильно и мягко двигаться, выполнять движения в различных частях тела, изолированно от корпуса.
При помощи хореографической подготовки в спортивных бальных танцах решается проблема выразительности спортсменов-танцоров, особенно, младшего школьного возраста. Л. А. Пахомова так определяет выразительность - это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший «апломб» и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания.
Уровень подготовленности детей младшего школьного возраста, занимающихся танцами.
Прежде всего, нами осваивались методы тестирования и оформления протоколов, уточнялась направленность дидактических материалов для экспериментального обучения и программ работы с педагогами, руководителями танцевально-спортивных клубов и родителями, разрабатывались педагогические и контрольные испытания (тесты), определяющие уровень подготовленности занимающихся; изучалась научно-методическая литература по теме диссертации.
Наряду с этим было просмотрено 40 учебно-тренировочных занятий по спортивным бальным танцам и проведено анкетирование 25 педагогов по спортивным бальным танцам.
Для оценки значимости формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста и содержания их подготовки при решении указанной задачи нами был проведен опрос (анкетирование) 25 педагогов и 12 специалистов по спортивным бальным танцам.
Анализ степени участия родителей в общем процессе формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста на тренировочных занятиях и в семье осуществлялся с помощью анкетирования. В исследовании приняло участие 50 семей, воспитывающих детей 6-9 лет, занимающихся спортивными бальными танцами в коллективе спортивно-танцевального клуба «Best» г. Нижневартовска. На родительских собраниях мы разъяснили родителям цель анкетирования, подчеркнули анонимный характер анкеты, что позволило им свободно выражать свое мнение по всем вопросам. Анализ данных анкетного опроса проводился совместно с тренерами-преподавателями.
Для определения уровня текущей подготовленности детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными бальными танцами, был проведен набор и комплектование группы детей — школьников 1-3-х классов (6-9 лет) для занятий спортивными бальными танцами в СТК «BEST» (20 человек). Далее с ними проводилась начальная подготовка по общепринятой традиционной методике спортивных бальных танцев, в которую включалась физическая и хореографическая подготовка, а также формирование эстетической культуры занимающихся. Тренировочные занятия проходили 3 раза в неделю, продолжительность занятий составляла 45-60 мин, в занятия включались беседы эстетической направленности, игры, мини-конкурсы, соревнования и др. По окончании исследования проведено комплексное тестирование с целью определения уровня физической и хореографической подготовленности, а также уровня сформированности эстетической культуры юных танцоров.
Была разработана педагогическая модель формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста, инновационная методика, включающая методы формирования эстетических качеств и новые подходы к организации и проведению тренировочных занятий. Организация и проведение педагогического эксперимента с целью апробации и оценки эффективности применения целенаправленного педагогического воздействия на формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста в процессе учебно-тренировочных занятий по спортивным бальным танцам. В нем приняли участие школьники младшего возраста (6-9 лет) в количестве 30 человек, разделенные на 2 группы: экспериментальную (15 человек) - ранее занимавшиеся в СТК «BEST» 1 год (2-ой этап исследований) и контрольную (15 человек) — ранее занимавшиеся в танцевальном коллективе МОСШ № 2 г. Нижневартовска. Содержание методики и организация учебно-тренировочных занятий подробно изложены в 5-й главе диссертации. Апробация экспериментальной методики и полученных при исследовании результатов осуществлялась в спортивно-танцевальных клубах Федерации танцевального спорта Ханты-Мансийского автономного округа (СТК «BEST»), Федерации танцевального спорта Московской области (СТК «Априори»), МОСШ № 2 «Многопрофильная» г. Нижневартовска, МБОУ ДОД «ДЮСШ» г. Нижневартовска (акты внедрения представлены в приложении). Отличительной особенностью настоящего исследования является: - объективный анализ изучаемых вопросов, в котором использованы типичные для настоящего времени и подобных исследований методы и средства. - педагогическая направленность проводимых исследований, тесно связанная с реальной практической деятельностью.
Инновационная методика формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста
Формирование у детей младшего школьного возраста эстетической культуры мы рассматриваем в структуре спортивных бальных танцев как педагогически организованный процесс личностного развития эстетических качеств ребенка — субъекта эстетической деятельности в системе дополнительного образования. Важность разработки модели целостного учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование компонентов эстетической культуры личности, обусловливается, постоянно повышающимися требованиями современного общества, а также рядом противоречий между обучением в специализированных студиях (клубах) спортивных бальных танцев и студиях (кружках) спортивных бальных танцев при общеобразовательных школах. Противоречия обнаруживаются в форме подачи материала, в применяемом музыкальном сопровождении, в использовании средств ритмико-эстетического воздействия, в требованиях к внешнему виду занимающихся и т.д. Обучение детей младшего школьного возраста в студии (клубе, кружке) спортивного бального танца должно быть сориентировано на модель формирования эстетической культуры личности ввиду особой восприимчивости к развитию эстетических качеств личности занимающихся данного возраста (Д.И. Писарев, А.В. Бакушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский и др.).Исходя из анализа научной, психолого-педагогической, философской, научно-методической, научно-практической и специальной литературы, мы предлагаем следующую педагогическую модель формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования средствами спортивных бальных танцев.
Теоретико-методологическую базу построения модели составили концептуальные положения гуманистического подхода (А.А. Вербицкий, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и др.), личностно-ориентированного подхода (В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.), деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, К. Маркс и др.) в психологии; кинетического подхода в спортивном образовании (К.Д. Ушинский); культурологического подхода в педагогике (Н.Ф. Голованова); системного подхода в психологии (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.) и в педагогике (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.Я. Зорина, Т.А. Ильина и др.).
В основу разработанной нами педагогической модели формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев, мы положили базовые категории эстетики, подобранные с учетом специфики процесса обучения в школе спортивных бальных танцев, такие как: - эстетическое восприятие красоты окружающего мира — красота природы, строений, картин, музыкальных произведений и т.п.; - выразительность жестов, мимики — не только непосредственно в танцевальных движениях, а также в обыденной жизни. - эмоциональный отклик, как начало эстетического чувства — отзывчивость на яркие эмоциональные явления со стороны внешнего мира, общества, природы; - культуру общения со сверстниками и взрослыми, уважительную интонацию, терпеливость в ожидании ответов, понимание, что можно спросить, а что не стоит и т.п.; - культуру речи — вдумчивое построение предложений, избегание употребления сокращений и слов «паразитов»; - эстетический идеал - способность выбрать для себя в качестве кумира героя с положительными нравственными и эстетическими качествами; в совершаемых поступках, поведению быть приверженным своему идеалу; Данные категории также послужили нам в целях оценки степени развития эстетических качеств посредством танцевальных движений. Модель формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста содержит следующие компоненты: целевой, содержательный, деятельностный (процессуальный), аналитико результативный [49, 82 и др.]. Целевой компонент отражает планируемый результат обучения, представление об уровне сформированности эстетических качеств личности ребенка. В рамках данного исследования нами выделены следующие критерии, обеспечивающие, на наш взгляд, формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста в процессе обучения спортивным бальным танцам: эмоциональная развитость и отзывчивость, ценностные эстетические ориентации, устойчивость эстетических принципов, эстетическое восприятие, включенность детей в эстетический процесс. Изучение практики внедрения танцевального спорта в учебно-воспитательную работу общеобразовательных школ и систему дополнительного образования с одной стороны показало, что проблема использования спортивных бальных танцев в качестве средства эстетического воспитания детей младшего школьного возраста актуальна и в настоящее время недостаточно разработана, с другой позволило определить основные подходы, составляющие методологическую основу организации занятий, как-то: личностно-ориентированный, который позволяет поддерживать эмоциональное благополучие школьника, учитывать в процессе формирования эстетической культуры многофакторность влияния на растущего человека, условия его существования, внутренних психологических предпосылок его развития; - деятельностный подход, определяющий культуру как основу творческой активности человека, как способ бытия человека; такой подход предполагает обновление знаний ценностных ориентации, формирование нового опыта в процессе обучения и воспитания путем включения детей в активную познавательную деятельность; - культурологический подход объединяет в целостном непрерывном процессе специальные общекультурные и психолого-педагогические блоки знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности; - кинетический, который предусматривает обучение детей совершенному владению двигательными навыками.