ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШАХМАТАМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШАХМАТАМ
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Возникает вопрос, зачем это нужно.  Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Особенно в обучении младших школьников шахматам могут помочь ИКТ. При подготовке занятия по шахматам с использованием ИКТ мы помним, что это урок, а значит составляем план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала нами соблюдаютя основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Нашим урокам свойственно следующее:
1. принцип адаптивности: приспособливаем компьютер к индивидуальным особенностям ребенка;
2.  управляемость: в любой момент мы корректируем процесс обучения;
3.  оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
4. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Мы можем использовать компьютер на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН
На первых занятиях по шахматам обычно много времени занимает теория. Происходит знакомство с шахматными фигурами, дети узнают, как они ходят. Знакомятся с простейшими понятиями (что такое шах и мат?). Чтобы дети меньше уставали на занятиях и чтобы увлечь их этой игрой дальше, нужен особый подход. И тут применение ИКТ окажет незаменимую помощь в обучении младших школьников шахматам.
Вполне достаточно приготовить по теме занятия слайд-шоу, в программе Microsoft Office Power Point.
Предлагаем вашему вниманию презентацию на тему «Шахматная фигура - Ладья». Таким образом, урок с использованием презентации обогатиться хорошей наглядностью, яркими и живыми примерами. Ученики смогут увидеть, как двигаются фигуры на доске, как можно разыграть партию.
Для того, чтобы использовать ИКТ на уроках шахмат в начальной школе существуют специальные программы:
программы для обучения шахматной тактике и стратегии, для изучения различных дебютов, творчества сильнейших шахматистов мира, шахматных окончаний и т.д. При работе с такими программами ученик может выбрать нужную тему урока, посмотреть несколько партий, почитать подробные объяснения к ним, а затем самостоятельно порешать позиции-тесты или разыграть с компьютером несколько позиций-упражнений. Обычно в таких программах в зависимости от успешности выполнения заданий ребенку начисляются очки, которые говорят о том, насколько хорошо он усвоил данную тему урока. Вот названия некоторых из таких программ: Chess Mentor, Chess Tutor TASK, ChesStra, Chess Kingdom:
Интеллектуальные тренажеры. Эта группа программ направлена на развитие способностей, необходимых не только для того, чтобы лучше играть в шахматы, но и для любых других занятий, где нужно уметь быстро и логически правильно мыслить, хорошо запоминать, быть внимательным, творчески подходить к решению проблем и задач и т.п.
Мы используем компьютерные тренажеры,  это - Chess Mazes и Chess Hunter. Тем, кто любит решать задачки на мат в один ход, наверняка понравится программа Last Move. Она сама придумывает бесчисленное количество таких задач, а также предлагает несколько необычных, но очень интересных заданий, в которых нужно:
1) самостоятельно сконструировать матовую ситуацию
2) доставить свои фигуры так, чтобы в придуманной программой позиции король противника оказался в матовой сетке 
3) доставить короля соперника так, чтобы он оказался в матовой позиции. 
Есть и такие тренажеры, которые развивают умение быстро и точно рассчитывать варианты, находить закономерности и запоминать маршруты перемещения фигур. Наиболее известные из них - Blindfold, DeepCalc и Chess Miner.
Таким образом, в условиях информатизации образования информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в подготовке и проведении занятий по шахматам, позволяют современному учителю модернизировать учебно-воспитательный процесс и способствуют его эффективности.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




9ђ Заголовок 29ђ Заголовок 315