План урока Дизайн одежды

УРОК ТЕХНОЛОГИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ,
МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ТЕМА УРОКА: «ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ»

ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с основами художественного оформления одежды.
Развивать умения по выбору модели с учетом зрительных иллюзий в одежде.
Воспитывать эстетический вкус, творческое воображение.
ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный (рассказ, беседа),
наглядные (компьютер, рисунки), практические (тестирование, работа в группах), компьютерная презентация.
ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ: компьютер, рисунки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: создание модели с учетом зрительных иллюзий
в одежде и особенностей фигуры.
Выполнение проекта «Создание праздничной модели».
ХОД УРОКА:
I. ВВОДНЫЙ НСТРУКТАЖ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Подготовка рабочих мест.
Подготовка учащихся к занятию.
Получение сведений об отсутствующих.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

(Учебные ситуации)
Тестирование: 1. Одежда для повседневной носки – это:
а) одежда для занятий спортом;
б) одежда, предназначенная для работы на производстве;
*в) одежда, которую человек носит дома и на работе.
2. По целевому назначению одежда делится на:
а) легкую; в) летнюю;
*б) бытовую; г) женскую.
3. В зависимости от сезона одежда делится на:
а) легкую; в) национальную;
*б) всесезонную; г) пляжную.
4. Вечернее платье относится к одежде:
а) верхней; * в) бытовой торжественной;
б) нательное белье; г) форменной. 5. Одежда шахтера относится к одежде:
*а) производственной; б) форменной.
Работа по карточкам (решение кроссвордов):
По горизонтали: 1. Одежда, состоящая из нескольких частей, сшитых из
одной ткани. (Костюм).
Юбка длиной до середины икры. (Миди).
Женская блузка из трикотажа. (Кофта).
По вертикали: 4. Поясная одежда, состоящая из двух частей-штанин. (Брюки).
5. Плечевая одежда, состоящая из лифа и юбки. (Платье).

4








5

1




М





3
О





2

Д







а









Ответы на вопросы:
1. Какие требования предъявляются к одежде? (Гигиенические, эстетические,
эксплуатационные, экономические).
Дать характеристику этим требованиям.
Расположите требования, начиная с самого важного,
для торжественной одежды (эстет., эконом., гигиен., эконом.), для одежды, предназначенной для повседневной носки (экспл.,
эстет., гигиен., эконом.),
для производственной одежды (экспл., гигиен., эконом.,
эстетич.).
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
- В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Встречая человека, мы можем знать его душу, мысли? (Нет).
Мы сначала обращаем внимание на его внешность, одежду.

Тема нашего урока «Дизайн одежды». Сегодня мы с вами поговорим об одежде, о ее функциях, об основах композиции одежды; поговорим о том, какие стили существуют и как правильно выбрать одежду, учитывая особенности фигуры.
(Беседа с учащимися об одежде и ее функциях).
- Что такое одежда?
(Совокупность покровов на теле человека).
- Для чего служит одежда?
(Функции одежды: утилитарная (практическая) - защита тела человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды; одежда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру;
эстетическая - украшает человека, становится частью личной культуры;
социальная - становится видом художественного творчества).

(Используя компьютер, подтвердить ответы учащихся на экране).


- Как мы уже сказали, что одежда становится видом художественного творчества. Каждый человек вкладывает в свой костюм изюминку, т.е. художественно оформляет ее.
(Используя компьютер, познакомить учащихся с понятиями: «художественное оформление одежды», «костюм»).
Художественное оформление одежды - это создание по определенным законам красоты отдельных предметов или сочетание предметов, составляющих костюм.
Костюм - совокупность предметов, формирующих облик человека: одежда, обувь, головной убор, украшения и т. д.
(Определения записать в тетрадь).
- Каждый из нас сейчас находится в костюме, который создан нами. Может ли костюм рассказать окружающим о человеке? (Может).



- Костюм формирует наш облик. Он тесно связан с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Костюм сообщает окружающим о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре.
О СТИЛЯХ.
(Беседа с учащимися о стилях).
Костюм существовал всегда. В каждую историческую эпоху костюм был свой. Историческое развитие костюма обусловлено стилем эпохи.
Что такое стиль?
Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.
(Выступления учащихся по стилям разных эпох).
- Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем.
СТИЛИ:
1. Древнегреческий - характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скреплённые в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела. Эти одеяния назывались: хитон, гиматий, тога, туника.
Готический - заключается в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платья средневековых женщин имело высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки с одной стороны. Юбка расширялась к низу и переходила в шлейф. Дополняли наряд конусообразный головной убор, который напоминал башни готического собора, и остроносая обувь.

Ренессанс - характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становилась широкой и удобной, обнажаются шея "и руки. Образцом для подражания становится испанский костюм. Мягкость силуэта исчезает. Женские платья туго натягивались на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Удобством эта одежда не отличалась.
Барокко - характеризовался сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.

Рококо - одежда не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали ещё более изящными.
Классицизм - характеризуется строгостью линий, чёткостью пропорций, простотой форм.
Ампир - освободил женское тело от корсета. Платье лёгкое, прозрачное, из воздушных батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчёркивая стройность фигуры.
Романтизм - вновь в платье появляется кринолин - бёдра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти не видно.
Модерн - характеризует стремительное изменение форм платья - от лёгкого, полуприлегающего к тяжёлому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса.
- Это стили исторических эпох. Существует современный стиль.
(Выступление учащихся о современном стиле).
Классический - строгий, деловой, элегантный. К этому стилю относят наиболее устойчивое, "отобранное" веками, почти не меняющееся, то, что "вне моды". Классикой считается: костюм-пара или тройка, плащ, платье с рукавами, костюм "шанель" с юбкой прямой и в складку, брюки прямые.
Спортивный (не обязательно для занятий спортом) - одежда, удобная для движения, для разнообразной работы, для активного отдыха.
3. Романтический - это область "фантазий", "воспоминаний", "поисков". Здесь используются элементы исторического, национального (фольклорного) костюма.
(Беседа с учащимися).
(Учебная ситуация)
- Есть ли в современном стиле черты костюмов различных эпох?
(Учащиеся называют элементы костюмов разных эпох, которые присутствуют в современном стиле).
- В каждое десятилетие характеризовалось своим стилем.
В 70-е годы XX века существовало множество стилей. Это давало возможность каждому человеку сделать свой выбор, проявить индивидуальность. Стиль панков (необычные прически, цепи), экологический (реакция на экологические проблемы. В моде натур, ткани). В 90-е годы в моде стиль «Тату» - имитация татуировок на футболках, на майках.
Как вы думаете: какой сейчас стиль является ведущим? (Джинсовый).
Но какие бы стили не были модными, ведущими остаются: классический романтический, спортивный.

«Мода проходит, стиль остается»
Коко Шанель.

Все названные стили могут в различной мере сочетаться в одежде одного человека. В связи с этим современный стиль называют «диффузным». Один стиль проникает в другой.
Вы прослушали информацию о стилях исторических эпох, о современном стиле.
Как вы думаете, какие черты будут характеризовать современный стиль?
(Современный стиль характеризуют простота и художественная выразительность, разнообразие форм и материалов).
(Учебная ситуация)
(Практическая работа: найти ошибки в стилях).

О КОМПОЗИЦИИ В ОДЕЖДЕ.
- Мы с вами познакомились с понятиями «костюм», «стиль».
Создавая костюм, художник-модельер работает над композицией костюма. Композиция - сочетание элементов одежды, объединенных в единое целое замыслом художника-модельера.
- Композиция костюма включает ряд понятий.

О СИЛУЭТЕ.

- Просматривая в журналах мод статьи, надписи к рисункам, мы, прежде всего, встречаемся с понятием "Силуэт".

Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, чётко
ограниченных контурам Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеч, длиной и шириной изделия внизу. Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с геометрическими фигурами.
Силуэт: 1. Прямой - универсальный, рекомендуется для всех возрастов и фигур, так же как и "трапеция".
2. Полуприлегающий и прилегающий - интересен тем, что есть контраст между тонкой талией и свободными формами верха и низа одежды.
3. В виде треугольника - лучше выглядит на фигурах высокого роста, худощавых.
4. Реальный - предлагается модой редко и долго не удерживается, т. к. он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым.
( Зарисовать в тетради виды силуэтов).
(Учебная ситуация) (Практическая работа: «Определить силуэт»).


О ЦВЕТЕ И ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЯХ В ОДЕЖДЕ.
- Сильное влияние на композицию одежды оказывают цвет и рисунок ткани. С помощью цвета можно зрительно увеличить или уменьшить рост и объём фигуры, скрыть недостатки телосложения, также изменить оттенок кожи, увеличить интенсивность цвета глаз, волос, лица. Цвет влияет на гигиенические свойства одежды и на работоспособность человека.
(Выступление учащихся о классификации цвета).

ЦВЕТА: тёплые (красный, желтый, оранжевый),
холодные (зеленый, голубой, синий),
хроматические (окрашенные),
ахроматические (неокрашенные),
промежуточные (желто-зеленый...).

- При создании модели необходимо учесть то, что светлые тона увеличивают фигуру, но делают ее легче, темные - уменьшают, но делают ее тяжелее.
При создании модели художник-модельер учитывает не только закономерности цветовых сочетаний, но и рисунок ткани, за счет которого могут создаваться зрительные иллюзии.
(Познакомить учащихся с понятием "Зрительные иллюзии").
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ - это искаженное восприятие глазом
действительности.
(Рассказать о законах зрительных иллюзий в одежде).
- Зная законы зрительных иллюзий, можно зрительно изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить,
расширить или сузить, скрыть какие-то недостатки.
Например, частые горизонтальные полосы зрительно расширяют фигуру и делают ее ниже;
редкие вертикальные полосы зрительно уменьшают ширину и увеличивают высоту фигуры.
Учитывая зрительные иллюзии, можно зрительно расширить плечи, увеличив вырез горловины. Расширение бедер можно создать за счёт применения острого угла кокетки юбки платья, а также за счёт складок. При небольшом росте и широких бёдрах не следует носить юбки клёш и применять складки, воланы.
(Беседа с учащимися).
- Какие понятия включает композиция костюма?

(Силуэт, зрительные иллюзии).

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИГУР ПО ТИПАМ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ.
- При создании модели художник-модельер учитывает не только стиль, силуэт, ткань, моду, но и тип телосложения человека, тип его осанки.

Брахиморфный тип - широкое длинное туловище и короткие конечности.

Мезоморфный тип - нормальное сложение.

Долихоморфный тип - узкое короткое туловище и длинные конечности.


ХАРАКТЕРИСТИКА ФИГУР ПО ОСАНКЕ.
Кифотический тип сутулая фигура.

Равновесный тип нормальная фигура.

Лордотический тип - перегибистая фигура.

(Записать в тетради типы осанок, типы телосложений ).

(Показать рисунки с различными типами фигур, рассказать, как можно при помощи зрительных иллюзий изменить фигуру).









4. Закрепление.
Ответы на вопросы:
- Что учитывает художник-модельер при создании модели?
(Стиль, силуэт, назначение одежды, возраст человека, ткань, направление моды).
- Как вы думаете, на каком месте в этом списке будет стоять мода?
(Не на первом).
Назначение модели;
Возраст и занятие человека;
Формы и пропорции одежды;
Структуру ткани, цвет, размеры рисунка;
Особенности фигуры;
Гигиенические, экономические, эстетические и эксплуатационные требования;
7. Направление моды.
'
·


II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

(Учебная ситуация)
Создать модель с учетом типа телосложения
(использование элементов метода проектов)
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Д/з: Выполнить проект «Создание праздничной модели».








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15