Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ по предмету биология (6 класс)

Индивидуальный образовательный маршрут

Афанасьевой Ольги Сергеевны

обучающейся в 6 классе по программе 8 вида

Общие сведения о ребёнке и семье
дата рождения 13.04.2004

Состав семьи:
Отец: Афанасьев Сергей Петрович
Мать: Афанасьева Галина Александровна

Организация коррекционно-развивающей работы, проведенной ранее:
обучается в данной школе со второго полугодия 5 класса (второй год).

Особенности физического развития:
имеет статус «ребенок-инвалид»до июля 2020 года, состоит на «Д» учете у окулиста (сх.косоглазие), имеет подготовительную группу здоровья по физкультуре.

Особенности семейного воспитания: толерантное отношение к ребенку и создание положительного психологического микроклимата в семье

Особенности психического развития:

Познавательная сфера: не усваивает программный материал по математике и трудовому обучению. Геометрический материал не усваивает. Испытывает трудности при разучивании новых упражнений, плохо ориентируется в пространстве. Предметы гуманитарного цикла девочка усваивает лучше: читает правильно, осознанно, целыми словами. Хорошо заучивает наизусть стихи. Самоконтроль низкий. Работоспособность и утомляемость средняя.
Эмоционально-волевая сфера: не конфликтная, прислушивается к мнению учителя, не плаксива, может смеяться по минимальному поводу и без повода. Не может себя самостоятельно настроить на урок. Поручения и инструкции к действию от учителя выполняет.
Поведенческая сфера: Очень низкая социальная ориентировка. Девочка забывает, где и что из вещей у неё находится. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом, приводить в порядок прическу, соблюдать личную гигиену девушки. У девочки навязчивая привычка «из носа - в рот», и девочка этого не стесняется. Активно участвует в конкурсах

Рекомендации ПМПК

Учитель ФИО Меженина Татьяна Александровна

Специалисты сопровождения
Психолог: Бондаренко Анастасия Викторовна
Медицинский работник: Белашенко Надежда Викторовна
Психиатр: _____________
Педиатр:_______________
Соц. работник: Вальгер Татьяна Александровна

Цель: социальная адаптация ребёнка с ОВЗ  в обществе.
 
Задачи:

* Формирование УУД по предметам с учётом возможностей ребёнка;
* Коррекция ВПФ: развитие наглядно – образного мышления и речи, формирование зрительного и слухового восприятия, тренировка процессов памяти.
* Корректировка программы по ПТО – психологическая коррекция мотивации к труду.

Цели на период
За период обучения в школе (59 классы) учащиеся должны получить биологические знания: о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;
социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.






Создание «безбарьерной» среды

ликвидация пробелов знаний; повышение общего уровня развития; практическая подготовка к усвоению нового учебного материала; дополнительная помощь; дополнительное обучение приёмам выполнения отдельных учебных действий и способам работы;
развитие коммуникативной культуры; развитие произвольного внимания и памяти; формирование выразительности речи и культуры общения.

Сроки: 2016 -2017 учебный год.

Формы взаимодействия с родителями:

- Индивидуальные беседы и консультации: О необходимости обучения по индивидуальной программе по биологии; о необходимости формирования социально-бытовых навыков в семье и об особенностях воспитания ребенка- инвалида.
- Открытые занятия;
- Совместные занятия родителей и ребенка: Выполнение домашнего задания. Закрепление полученных знаний на уроках СБО в домашней обстановке.
- Лабораторная работа с родителями;
- Тематические родительские собрания: «Родителям о наказании детей»
- Тренинги (с психологом);

Оборудование рабочего места
Парта (№ 1, средний ряд), стул, компьютер (для слабовидящих), учебники, тетрадь.

Режим пребывания ребёнка в ОО
Обучающаяся посещает школу 5 дней в неделю по 3 урока в день.
1-й урок с 14.00 по 14.40.
2-й урок с 14.50 по 15.30.
3-й урок с 15:40 по 16:20

Другое _______________________________

Психолого-педагогическое сопровождение
Коррекционно-развивающее направление:
дать учащейся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут ей в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития с нарушением интеллекта и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащейся, обогащать ее математической терминологией; воспитывать у учащейся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, вырабатывать навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.


Контроль по предмету:

График проведения контрольных работ и распределение часов по учебным четвертям:
Первая четверть: 9 часов, из них контрольных работ- 1 час.
Вторая четверть: 7 часов, контрольных работ –1 час.
Третья четверть- 10 часов, из них контрольных работ –2 часа.
Четвёртая четверть- 8 часов, из них контрольных работ – 1 час.

Консультативное направление: консультации с родителями и учителями-предметниками
1 раз в четверть.


Содержание
Сроки /Результат

Учитель - логопед
Занятия по коррекции нарушений письма и чтения путём:
- развития фонематических процессов;
- развития навыков языкового анализа и синтеза;
- уточнения и расширения лексического словаря;
- развития грамматического строя речи;
-  развития связной речи, коммуникативных навыков общения;
- развития моторных функций.

2016-2017 учебный год

 
групповые
занятия 2 раза
в неделю:
среда, пятница.


Учитель- дефектолог
Индивидуально – коррекционные занятия по
развитию  ВПФ.
Коррекции  познавательной деятельности.

2016-2017 учебный год
Индивидуальная форма работы даст положительные результаты. Восполнение пробелов в ЗУН –  по биологии будет иметь положительный результат.

Педагог  дополнительного образования

Элементарные навыки работы на ПК.

Знание необходимых правил дорожного движения
«Дорожная азбука»

Развитие мелкой моторики рук («Творчество»)

2016-2017 учебный год
- Будет наблюдаться положительная динамика при пользовании ПК
-Результаты тестирования по ПДД.


-Положительная динамика


Социальный педагог
Формирование культуры поведения в социуме
Положительная динамика



Задачи:

формирование доступных биологических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие учащейся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
воспитание у обучающейся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Формы работы
личностно-ориентированное обучение;
дифференцированное обучение;
проблемное обучение;
исследовательская деятельность на уроках биологии как способ развития творческого потенциала личности;
дидактические игры
групповая работа.

График работы специалистов
Школьный психолог с 14.00 до 16.00 каждый понедельник.
Социальный педагог с 14:00 до 14:40 каждый день.
Медицинский работник с 14:00 до 16:00 каждый день.

Критерии достижений

В результате изучения темы «Строение и свойства живых организмов» обучающиеся должны знать/ понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);



В результате изучения темы «Жизнедеятельность организмов» обучающиеся должны знать/ понимать:

сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

В результате изучения темы «Организм и среда. Природные сообщества» обучающиеся должны знать/ понимать:

- роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Междисциплинарное взаимодействие

Связь с физикой

Достаточный багаж физических знаний, на которые может опереться учитель биологии, появляется у школьников в тому моменту, когда они начинают изучать анатомию, физиологию и гигиену человека.

Связь с химией

Понятие о неорганических и органических веществах вводится ещё в 6 классе. В последующие годы на уроках биологии разбирается биологическая роль воды в связи с её физическими и химическими свойствами. На уроках химии и биологии 9 и 10 классах большое внимание уделяется белкам, липидам, углеводам, нуклеиновым кислотам.
Связь с географией
При изучении надвидовых уровней биологических систем физические и химические подходы к объяснению биологических явлений дополняются географическим подходом. Раздел «Биосфера» присутствует в курсе биологии 6, 9 и 11 класса и в курсе географии 6, 7 и 11 классов. Учитель биологии имеет возможность, опираясь на знания, полученные на уроках географии, рассмотреть более подробно вопросы геоботаники, географии растений и зоогеографии, которые очень полезны при изучении эволюционного учения в 11 классе.
Связь с математикой

При изучении генетических законов, решении задач по генетике, биохимии и популяционной генетике математический аппарат необходим как при освоении теоретического материала, так и при решении конкретных задач.
Связь биологии с гуманитарными науками

Интегрированный подход создаёт условия, способствующие личностному росту. Естественнонаучное образование должно формировать у школьников понимание жизни как величественнейшей ценности. Вместе с тем, естествознание приближается по стратегии исследования к гуманитарным дисциплинам, происходит гуманизация биологии и биологизация других наук. Гуманизация науки предполагает взгляд на человека как на высшую ценность.. С позиции современной биологической культуры человек и жизнь на Земле становятся единой универсальной ценностью. Интерес к уникальным особенностям каждого природного объекта роднит биологию с гуманитарными науками.
Организация освоения образовательной программы

Рабочая программа по биологии МОАУ «ООШ № 26 г. Орска» составлена на основе Фундаментального ядра, примерной программы по биологии и авторской программы под редакцией Новиковой С.Н., Романовой Н.И. (Издательство «Русское слово»)
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с рабочими программами начального общего образования МОАУ «ООШ № 26 г. Орска».
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
В рабочей программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в рабочих программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание рабочей программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием; во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Авторская программа (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник Т.А. Исаева, Н.И. Романова. Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - линейная, авт.-сост. Н.И. Романова. М.: - ООО «Русское слово - учебник», 2012 предусматривает на изучение биологии в 6 классе 1 часа в неделю (35 ч.). Так как биология в данном случае преподаётся в условиях индивидуального обучения, то данная рабочая программа рассчитана на 18 часов (0,5 часа в неделю). Рабочая программа реализуется в течение 1 учебного года.
Учебно-методические материалы:
1. Учебник ИСАЕВА Т.А., РОМАНОВА Н.И. БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС
2. Рабочая тетрадь для учащихся ИСАЕВА Т.А., РОМАНОВА Н.И. БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС
3. Тетрадь для лабораторных работ АМАХИНА Ю.В. БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС
4. Методические рекомендации к проведению лабораторных работ АМАХИНА Ю.В. БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС
5. Методическое пособие для учителя МАРИНА А.В., РОМАНОВА Н.И. БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС

Задачи по предметным областям (по предмету математика)
Биология направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация биологических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания генетических и экологических задач, их анализе.

Формы организации учебной деятельности и контроля

Формы занятий:
вводный урок;
урок закрепления знаний, умений, навыков;
комбинированный урок;
повторительно-обобщающий урок;
урок с использованием ИКТ;
контрольный урок.

Формы работы на уроке: индивидуальные.

Методы обучения:
практический,
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
контроль.

Технологии:
дифференцированное обучение,
обучение с применением ИКТ.
Критического мышления

Формирование жизненной компетентности

Знание биологии очень важно для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития природы и общества. Сейчас наступило время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.
В 6 классе обучающиеся получают следующие жизненно важные практические УУД:
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
Кроме этого, биологические знания необходимы детям при усвоении других учебных дисциплин.


Формы деятельности
личностно – ориентированное обучение,
индивидуальная работа,
карточки для самостоятельной работы,
тесты,
работа с компьютером.

Показатели и формы оценки достижений:

Показатели достижений: Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:
- Принципы современной классификации растений, основные признаки и свойства каждой систематической единицы;
- Методы и приборы для изучения объектов живой природы;
- Правила сбора растений, создания коллекции и работы с гербарными материалами;
- Химический состав клеток растений, значение веществ, входящих в их состав;
- Существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки растений, бактерий и грибов;
- Типы тканей растений, особенности их строения и значение в растительном организме;
- Строение, значение и функционирование органов растительного организма;
- Как шло усложнение растительных организмов в процессе эволюции;
- Какое значение имеют растения, бактерии и грибы в природе и в хозяйственной деятельности человека;
- Редкие и исчезающие растения своей местности.
Учащиеся должны уметь:
- Работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации, создавать коллекции;
- Проводить наблюдения и описания природных объектов и явлений;
- Составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
- Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы растительных тканей;
- Различать на таблицах и моделях органы цветковых растений, называть их функции;
- Выделять существенные признаки представителей царства растения, царства Бактерии и царства Грибы;
- Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, классов и семейств;
- Различать на живых объектах и таблицах ядовитые и съедобные грибы;
- Сравнивать особенности полового и бесполого размножения растений, делать выводы на основе сравнения;
- Выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
- Объяснять характер взаимосвязей, возникающих в фитоценозах и причины смены растительных сообществ;
- Объяснять значение растений, грибов и бактерий в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.




Новые слова (изучаются при прохождении соответствующих тем):
клетка,
ткани;
царства,
классификация,
органы,
вид;
популяция,
ботаника,


Критерии оценки:

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам (в том числе – по биологии) обучающихся VIII вида оцениваются следующим образом:

Оценка
Критерии оценки

«5»
за работу, в которой выполнено свыше 65% заданий

«4»
за работу, в которой выполнено от 50 до 65% заданий

«3»
за работу, в которой выполнено от 35% до 50% заданий

«2»
за работу, в которой выполнено меньше 35% заданий


Формы и виды контроля

тест
индивидуальная работа у доски

самостоятельная работа на 10-15 минут
индивидуальная работа по карточкам

биологический диктант
самоконтроль

устный опрос
контрольная работа на весь урок












15