Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура для специальности Экономика и бухгалтерский учет.


Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский строительный колледж»
Принято педагогическим советом
БУ «Нижневартовский строительный колледж»
от _____________2014 года,
протокол №______
УТВЕРЖДАЮ
Директор БУ «Нижневартовский
строительный колледж»
________________А.А. Десятов
Приказ №____от «_____» 2014 г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОГСЕ.05 Физическая культура
_______________________________________________________________________
(Код, наименование дисциплины, МДК, ПМ)
Экономика и бухгалтерский учет
__________________________________________
(Профессия, специальность)
бухгалтер
___________________________________________
(Квалификация)
Очная
___________________________________________
(Форма обучения)
Нижневартовск, 2014
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. №144) по специальности среднего профессионального образования 080014 «Экономика и бухгалтерский учет».
Примерная программа по дисциплине составлена:
Жидких Т.М., к.п.н., заместитель проректора по учебно-методической работе - директор колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»;
Минеевым В.С., к.т.н., заместитель директора по науке и развитию колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»;
Составитель: В.В. Румынин, преподаватель первой квалификационной категории.
Рецензент: В.Д. Кинощук, преподаватель высшей квалификационной категории.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании МК физического воспитания и безопасности жизнедеятельности.
протокол № « » от __________ 2014 г.
Председатель МК ________ В.В. Румынин
Рабочая учебная программа утверждена на заседании Методического совета колледжа, протокол № от 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
25
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
31
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физическая культура
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Физическая культура», рекомендуемая для освоения студентами, отнесенными по результатам медицинского осмотра к основной медицинской и подготовительной медицинской группам, является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) в соответствии с ФГОС, в рамках реализации ОПОП СПО базовой и углубленной подготовки по направлениям подготовки и специальности СПО 080014 «Экономика и бухгалтерский учет».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- В ОПОП СПО учебная дисциплина «Физическая культура» входит в общеобразовательный и общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь и владеть следующими общими компетенциями (далее ОК):
- ОК 2: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
- ОК 3: Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
- ОК 4: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- ОК 5: Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
- ОК 6: Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
- ОК 7: Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека;
- основы здорового образа жизни.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» составляет:
Максимальной учебной нагрузки студента 154 часа, в том числе обязательной аудиторной нагрузки студента 118 часов, самостоятельной работы студента 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов Распределение по семестрам
Максимальная учебная нагрузка (всего) 154 3 4 5 6 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 118 56 22 20 20 в том числе: лабораторные работы практические занятия 118 56 22 20 20 контрольные работы 21 3 4 3 4 Самостоятельная работа студента (всего) 36 9 9 9 9 в том числе:
подготовка сообщений
подготовка рефератов
решение задач
работа с нормативной, экономической документацией 12
0
6
6 Промежуточная аттестация в форме зачета, итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета. зачет зачет зачет Диф.
зачет 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура».
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Семестр III 56 Раздел 1. Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков способом применения основных популярных технологий физкультурно-спортивной деятельности. Тема 1.1. Легкая атлетика. Содержание учебного материала 14 Обучение видам легкой атлетики: бегу, прыжкам, метаниям, как способу развития важных физических качеств: скорость, выносливость, координация, прыгучесть, а так же волевых качеств. 1-2
Практические занятия.
Инструктаж по технике безопасности и охране труда на занятиях легкой атлетикой.
Развитие выносливости. Равномерный бег по дистанции 2-3 км; Развитие скоростно-силовых качеств (прыжки в длину с места, тройной, пятикратный прыжок);
Обучение специальным легкоатлетическим упражнениям. Развитие выносливости;
Специальные л/атлетические упражнения. Техника бега на короткие дистанции. Прохождение полосы препятствий;
Прохождение полосы препятствий. Техника прыжков в длину. Эстафетный бег - техника передачи палочки;
Прыжки в длину. Эстафетный бег. Техника метания гранаты, тактика бега на 1000 метров;
Развитие выносливости. Бег от 2 до 4 км. Техника метания гранаты;
Развитие ловкости, координации, подвижные игры. Преодоления полосы препятствий;
Прыжок в высоту способом «ножницы», прыжок в высоту классическим способом;
Техника высокого старта, техника низкого старта, шведская эстафета;
Бег с барьерами на различные дистанции, развитие скоростно-силовых качеств, Метание гранаты;
Первенство группы по полиатлону; 12 2
Контрольная работа: Организация самостоятельного занятия по легкой атлетике. 2 Самостоятельная работа обучающихся
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 3 2
Тема 1.2. Основы физической подготовки. Содержание учебного материала 14 Общая физическая подготовка , имеющая прикладную направленность.
Теоретические основы построения индивидуальных программ тренировочного процесса, гигиенической гимнастики. Основы силовой подготовки. Практические занятия
1-2. Методика составления индивидуальных программ с оздоровительной направленностью. Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.
3-4. Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств.
5-6. Методика составления индивидуальных программ с тренировочной направленностью.
7-8. Разучивание выполнения упражнений, направленных на развитие профессионально значимых физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков. Методика закаливания для профилактики простуды и гриппа.
9-10. Методика составления распорядка дня с учетом рекомендуемой нормы недельного объема двигательной активности студента (не менее десяти часов). Разучивание и совершенствование выполнения упражнений для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (физкультурные минуты, физкультурные паузы, подвижные перемены и т.п.)
11-12. Разучивание и совершенствование специальных психорегулирующих комплексов физических упражнений. 12 2
Контрольная работа: Организация самостоятельного занятия по общей физической подготовке. 2 Самостоятельная работа обучающихся
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 3 2
Зачет: средняя арифметическая оценок за каждое занятие с учетом посещаемости, а также оценок за контрольные работы. Тема 1.3. Баскетбол.

Содержание учебного материала 13 Обучение игре в баскетбол, как способ привития жизненно важных физических качеств, умений, навыков; развитие способностей работать в команде, командного духа, быстрого принятия решений. Воспитание, путем строгого соблюдения дисциплины и сложных, специфических правил игры.
Изучение техники безопасности в игровых видах спорта. 1-2
Практические занятия:
Краткое теоретическое ознакомление с игрой, изучение правил;
Обучение перемещениям и остановкам без мяча;
Обучение ведению, передачам и броскам мяча в кольцо;
Изучение упражнений на развитие прыгучести и иных специальных упражнений;
Проведение учебных с игр с разбором ошибок;
Изучение игры «Стритбол».
ТБ на занятиях по баскетболу и требования от обучающихся, правила игры;
Перемещение, остановка без мяча, обучение ведению мяча, броски в корзину;
Развитие скоростно-силовых качеств, техника передачи мяча на месте, в движении;
Броски мяча в корзину одной и двумя руками, учебная игра;
Специальные упражнения в баскетболе, броски в движении, учебная игра;
Тактика игры в защите, подбор, выбор места, игра без мяча, учебная игра;
Броски мяча с места, в движении, передачи, броски с дальней дистанции, игровое занятие;
Совершенствование бросков с места, в движении. Учебная игра;
Игра в нападении, выбор места, броски, стритбол, штрафные броски;
Учебная игра;
Учебная игра. 11
2
Самостоятельная работа обучающихся
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 3 2
Контрольные работы: Самостоятельная организация занятия по баскетболу. 2 Тема 1.4. Лыжная подготовка
Содержание учебного материала 13 Обучение ходьбе и бегу на лыжах, как способ приобретения жизненно важных физических качеств, умений, навыков. Лыжи как популярное средство передвижения в районах крайнего севера. 1-2
Практические занятия:
ТБ на занятиях по лыжной подготовке, требования от обучающихся;
Обучение одновременному бесшажному ходу;
Прохождение дистанции одновременным бесшажным ходом;
Обучение одновременному двухшажному ходу;
Прохождение дистанции одновременным двухшажным ходом;
Обучение одновременному одношажному ходу, прохождение дистанции одновременным одношажным ходом;
Обучение попеременному двухшажному классическому ходу, Прохождение дистанции попеременным двухшажным классическим ходом;
Обучение попеременному четырехшажному классическому ходу, прохождение дистанции попеременным четырехшажным ходом;
Обучение коньковому ходу, прохождение дистанции коньковым ходом;
Игры на лыжах; Обучение спускам, обучение торможениям;
Первенство группы по лыжным гонкам; 11 Контрольная работа: Организация самостоятельного занятия по лыжной подготовке. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 0 2
Зачет: Организация занятия по одной из тем, с учетом текущих оценок и контрольных работ. Семестр IV. 22 Тема 1.5. Бодибилдинг. Содержание учебного материала 8 Изучение основ бодибилдинга, как способа развития силы, выносливости, красоты и эстетики внешнего вида тела. Обучение организации самостоятельных занятий, построение индивидуальных программ. Правильное и рациональное питание. Практические занятия.
ТБ на занятиях бодибилдингом, требования от обучающихся;
Тренировка больших мышечных групп, тренировка малых мышечных групп;
Тренировка грудных мышц, тренировка дельтовидных мышц;
Тренировка мышц спины;
Тренировка мышц ног, тренировка мышц рук;
Тренировка мышц брюшного пресса, тренировка мышц шеи, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. 6 2
Самостоятельная работа обучающихся
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 3 2
Контрольная работа: Организация самостоятельного занятия по бодибилдингу. 2 Тема 1.6. Футбол. Содержание учебного материала 7 Обучение игре в футбол, как способ развития скоростных и скоростно-силовых качеств, координации движения, выносливости, меткости. Обучение работе в коллективе и командному духу, спортивному этикету. 1-2
Практические занятия
ТБ на занятиях по футболу и требования от обучающихся;
Развитие выносливости и скоростных шагов;
Передачи по земле, навесные передачи, удары по мячу головой;
Обучение действиям в атаке без мяча, обучение действиям в атаке с мячом;
Отбор, тактика защитных действий, обучение действиям вратаря; 5 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 3 2
Контрольная работа: Организация самостоятельного занятия по футболу. 2 Тема 1.7. Волейбол Содержание учебного материала 7 Обучение игре в волейбол, как способ развития скоростных и скоростно- силовых качеств, ловкости, координации, меткости. Обучение коллективным взаимодействиям, командному духу, спортивному этикету. 1-2
Практические занятия.
ТБ на занятиях по волейболу и требования от обучающихся;
Основная стойка волейболиста, техника перемещений;
Обучение передаче сверху, обучение передаче снизу;
Обучение нападающему удару и блокированию;
Обучение защитным действиям, подача и прием мяча; 5 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 3 2
Контрольная работа: Организация самостоятельного занятия по волейболу. 2 Зачет: Организация занятия по одной из тем, с учетом текущих оценок и контрольных работ. 2 Семестр V 20 Раздел 2. Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков способом применения основных популярных технологий физкультурно-спортивной деятельности. Этап разучивания и совершенствования. Тема 2.1. Легкая атлетика. Содержание учебного материала 10 Обучение видам легкой атлетики: бегу, прыжкам, метаниям, как способу развития важных физических качеств: скорость, выносливость, координация, прыгучесть, а так же волевых качеств. 1-2
Практические занятия.
Инструктаж по технике безопасности и охране труда на занятиях легкой атлетикой. Развитие выносливости. Равномерный бег по дистанции 2-3 км; Развитие скоростно-силовых качеств (прыжки в длину с места, тройной, пятикратный прыжок);
Обучение специальным легкоатлетическим упражнениям. Развитие выносливости. Специальные л/атлетические упражнения. Техника бега на короткие дистанции. Прохождение полосы препятствий;
Прохождение полосы препятствий. Техника прыжков в длину. Эстафетный бег - техника передачи палочки.
Развитие выносливости. Бег от 2 до 4 км. Техника метания гранаты;
Эстафетный бег 4х100. Прыжок в высоту способом «ножницы», прыжок в высоту классическим способом;
Бег с барьерами на различные дистанции;
Первенство группы по полиатлону;
Первенство группы по полиатлону. 8 2
Контрольная работа: Организация самостоятельного занятия по легкой атлетике. 2 Самостоятельная работа обучающихся
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 6 2
Тема 2.2. Основы физической подготовки. Содержание учебного материала 10 Общая физическая подготовка , имеющая прикладную направленность.
Теоретические основы построения индивидуальных программ тренировочного процесса, гигиенической гимнастики. Основы силовой подготовки. Практические занятия
Методика составления индивидуальных программ с оздоровительной направленностью. Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.
3-4. Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств.
5-6. Методика составления индивидуальных программ с тренировочной направленностью.
7-8. Разучивание выполнения упражнений, направленных на развитие профессионально значимых физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков. Методика закаливания для профилактики простуды и гриппа. 8 2
Контрольная работа: Организация самостоятельного занятия по общей физической подготовке. 2 Самостоятельная работа обучающихся
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 6 2
Зачет: средняя арифметическая оценок за каждое занятие с учетом посещаемости, а также оценок за контрольные работы. 2 Семестр VI 20 Тема 2.3. Баскетбол.

Содержание учебного материала 7 Обучение игре в баскетбол, как способ привития жизненно важных физических качеств, умений, навыков; развитие способностей работать в команде, командного духа, быстрого принятия решений. Воспитание, путем строгого соблюдения дисциплины и сложных, специфических правил игры.
Изучение техники безопасности в игровых видах спорта. 1-2
Практические занятия:
Краткое теоретическое ознакомление с игрой, изучение правил;
Обучение перемещениям и остановкам без мяча;
Обучение ведению, передачам и броскам мяча в кольцо;
Изучение упражнений на развитие прыгучести и иных специальных упражнений;
Проведение учебных с игр с разбором ошибок;
Изучение игры «Стритбол».
ТБ на занятиях по баскетболу и требования от обучающихся, правила игры;
Перемещение, остановка без мяча, обучение ведению мяча, броски в корзину;
Броски мяча в корзину одной и двумя руками, учебная игра;
Тактика игры в защите, подбор, выбор места, игра без мяча, учебная игра;
Игра в нападении, выбор места, броски, стритбол, штрафные броски; 5
2
Самостоятельная работа обучающихся
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 5 2
Контрольные работы: Самостоятельная организация занятия по баскетболу. 2 Тема 2.5. Бодибилдинг. Содержание учебного материала 7 Изучение основ бодибилдинга, как способа развития силы, выносливости, красоты и эстетики внешнего вида тела. Обучение организации самостоятельных занятий, построение индивидуальных программ. Правильное и рациональное питание. Практические занятия.
ТБ на занятиях бодибилдингом, требования от обучающихся;
Тренировка больших мышечных групп, тренировка малых мышечных групп;
Тренировка грудных мышц, тренировка дельтовидных мышц, тренировка мышц спины;
Тренировка мышц ног, тренировка мышц рук;
Тренировка мышц брюшного пресса, тренировка мышц шеи, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. 5 2
Самостоятельная работа обучающихся
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 5 2
Контрольная работа: Организация самостоятельного занятия по бодибилдингу. 2 Тема 2.6. Волейбол Содержание учебного материала 6 Обучение игре в волейбол, как способ развития скоростных и скоростно- силовых качеств, ловкости, координации, меткости. Обучение коллективным взаимодействиям, командному духу, спортивному этикету. 1-2
Практические занятия.
ТБ на занятиях по волейболу и требования от обучающихся;
Обучение передаче сверху, обучение передаче снизу;
Обучение нападающему удару и блокированию;
Обучение защитным действиям, подача и прием мяча; 4 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. 4 2
Контрольная работа: Организация самостоятельного занятия по волейболу. 2 Дифференцированный зачет: Организация занятия по одной из тем, с учетом текущих оценок и контрольных работ. 2 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
В соответствии с требованиями ФГОС НПО по профессиям НПО в Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений образовательного учреждения включены следующие помещения, которые отвечают действующим санитарным и противопожарным нормам:
Спортивный комплекс:
Спортивный зал;
Открытые спортивные площадки: беговая дорожка и гимнастические снаряды открытой спортивной площадки Нижневартовского строительного колледжа.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Открытые спортивные площадки: беговая дорожка и гимнастические снаряды открытой спортивной площадки Нижневартовского строительного колледжа.
Помещение для хранения спортивного инвентаря и др.
Все помещения, объекты физической культуры и спорта и места для занятий физической подготовкой, на которых реализуется учебная дисциплина «Физическая культура», оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта. Программа учебной дисциплины «Физическая культура» включает учебно-спортивное оборудование и инвентарь, необходимый для её реализации.
Перечень учебно-спортивного оборудования и инвентаря
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды (перекладина, брусья.), маты гимнастические, канат, канат для перетягивания, перекладина для прыжков в высоту, беговая дорожка, скакалки, палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели (разные), гири 16, 24,32 кг, секундомеры;
кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, защита для баскетбольного щита, сетки баскетбольные, мячи баскетбольные, сетка волейбольная, антенны волейбольные с карманами, волейбольные мячи, мячи для мини-футбола и др.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов сред. проф. заведений
2-е изд., перераб. – М: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.
2. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта:
учебник / И.С.Барчуков; под общ. ред. Г.В.Барчуковой. – М.:
КНОРУС, 2011. – 368 с. – (Среднее профессиональное образование).
3. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для нач. и сред.
проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
– 272 с.
4. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учебное
пособие для студентов средних профессиональных заведений – М.:
Академия, 2007. – 152 с.
5. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Палтиевич Р.Л., Погадаев Г.И.
Физическая культура: учебное пособие для студентов средних
профессиональных заведений – М.: Академия, 2010. – 176 с.
Дополнительные источники:
Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основ физической культуры и спорта: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физическая культура и спорт»/С.В.Алексеев; под ред. П.В.Крашенинникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 671 с.
Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов:Учеб.пособие.-М.: Изд-во РУДН, 2002. – 165 с.
Аппенянский А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме [Текст]: учеб. пособие / А.И. Аппенянский; Российская международная академия туризма. – М. : Советский спорт, 2006. – 196 с. : ил.- (Профессиональное туристское образование).
Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б.Мякинченко и М.П.Шестакова. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 304 с.
Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.С.Барчуков, А.А.Нестеров; под общ. ред. Н.Н.Маликова. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 528 с.
Баршай В.М. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н.Курысь, И.Б.Павлов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 314, (1) с.: ил.
Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник/ А.А.Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 381 с.: ил. – (Высшее образование).
Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А.Васильков. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 379 с. – (Высшее образование).
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. – М.: Издательство: Гардарики, 2007. - 224 с.
Виноградов Г.П. Атлетизм: Теория и методика тренировки [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Г.П.Виноградов. – М.: Советский спорт, 2009. – 328 с.: ил.
Гергель Ю.Г., Шубский А.О. Дзюдо от спорта до самообороны. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Ю.Г.Гергель, А.О.Шубский. – М.: - Советский спорт. 2006. – 133 с.: ил.
Гимнастика М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 448 с.
Глейберман А.Н. Упражнения с предметами (гимнастическая палка) – М.: Физкультура и спорт, 2006 – 256 с., ил. (Спорт в рисунках).
Глейберман А.Н. Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка) – М.: Физкультура и спорт, 2005 – 224 с., ил. (Спорт в рисунках).
Глейберман А.Н. Упражнения со скакалкой. – М.: Физкультура и Спорт, 2007 – 234 с., ил. (Спорт в рисунках).
Городнова М.Ю. Методические рекомендации к проведению урока профилактики наркологических заболеваний среди учащихся общеобразовательных учреждений. / Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2007. – 44 с.
Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / В.В. Григоревич. М.: Советский спорт, 2008. – 288с.
Грецов А.Г. Методика профилактики табакокурения в подростковых и молодежных группах. / Методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2008. – 28 с.
Грецов А.Г. Психологический тренинг в профилактике наркозависимости подростков и молодежи в спорте, образовании, клубной работе./Учебное пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2007. – 156 с.
Гришина Ю.И. Каждому свою программу. Более 300 упражнений для здоровья и фигуры. СПб.: ООО «Синтез Бук». 2008. 336 с.
Губа В.П., Родин А.В. Волейбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Текст]: учебн. пособие / Д.В.Губа, А.В.Родин М.: Советский спорт, 2009. – 164 с.
Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика [Текст]: учебник для вузов /Л.С. Дворкин; 1-я и 2-я главы – Л.С.Дворкин, А.П.Слободян. – М.: Советский спорт, 2005. – 600 с.
Добовчук С.В. Играйте в футбол: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2007. - 192 с.
Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров / С.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 90 с.
Евсеев С.П. Тренажеры в гимнастике / C.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 254 с.
Евсеев Ю.И. Физическое воспитание / Ю.И.Евсеев. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 380 с.: ил. – (Высшее образование).
Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
Жилкин А.И. Легкая атлетика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 464 с.
Жидких Т.М., Мельниченко И.И., Минеев В.С. Организация, подготовка и проведение Смотра-конкурса по физической подготовке учащихся допризывного возраста. – СПб.: Астерион, 2004. – 110 с.
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.
Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. – М.: «Высшая школа», 1991. – 224 с.
Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи [Текст]: науч.-метод. пособие / В.А.Кабачков, С.А.Полиевский, А.Э.Буров. – М.: Советский спорт, 2010. – 296 с.: ил.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие – М.: Советский спорт – 2003. – 224 с.
Лукьянов В.И. Россия и олимпийское движение: вчера-сегодня-завтра. – М.: Терра-Спорт, 2004. – 256 с.: ил.
Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: пособие для студ. высш. учеб. заведений / (Н.Ж.Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
Олимпийский учебник студента [Текст]: учебное пособие для олимпийского образования в высших учебных заведениях В.С.Родиченко и др.: Олимпийский комитет России – 8-е издание, переработано и дополнено – М.: Советский спорт, 2010., 128 с.: ил.
Основы современного танца / С.С.Поляков. – Изд. 2-е – Ростов н/д: Феникс, 2006. – 80 с.: ил.
Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 400 с., ил.
Полиевский С.А., Глейберман А.Н., Залетаев И.П. Общеразвивающие упражнения – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 120 с., ил.
Полунин А.И. Спортивно-оздоровительный бег. Рекомендации для тренирующихся самостоятельно. – М.: Советский спорт, 2004. – 112 с.
Пономарев Г.Н. Высшее профессиональное образование в области Физической культуры: состояние, предпосылки и направления обновления: Монография. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 262 с.
Примерная программа для учащихся Х-ХI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Под редакцией А.Т. Паршикова. – М.: Издательство «Просвещение», 2000. – 94 с.
Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 228 с.
Родин А.В., Губа Д.В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Текст]: учебн. пособие / А.В.Родин, Д.В.Губа. М.: Советский спорт, 2009. – 168 с.
Рудман Д.Л. Самбо: настольная книга будущих чемпионов /Давид Рудман; худож. А.Штыхин. – М.: Дет. Лит., 2007, - 173 с.: ил.
Руненко С.Д. Фитнес: мифы, иллюзии, реальность (Текст) / С.Д.Руненко. – 2-е изд., стереот. – М.: Советский спорт, 2007. – 64 с.
Сайганова Е.Г. Физическая культура. Самостоятельная работа : учебное пособие. Бакалавриат / Е.Г.Сайганова, В.А.Дудов. – М. : Изд-во РАГС, 2010. – 228 с.
Сайганова Е.Г. Физическая культура : учебное пособие. Бакалавриат / Е.Г.Сайганова, В.А.Дудов. – М. : Изд-во РАГС, 2010. – 270 с.
Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – 4-е изд., – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. Проф. С.П.Евсеева – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. -296.: ил.
Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Г.С.Туманян. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм [Текст]: учебник / Ю.Н.Федотов, И.Е.Востоков; под ред. В.А.Таймазова, Ю.Н.Федотова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 464 с.: ил.
Физическая культура: Печатная версия электронного учебника/ В.Ю.Волков, Л.М.Волкова: 2-ое изд. испр. и доп. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та. 2009. 322 с.
Физическая культура, обучение и здоровье: основы самостоятельной тренировки студентов вузов: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП. – 2008. -156 с.
Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.
Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / (И.С.Барчуков, Ю.Н.Назаров, С.С.Егоров и др.); под ред. В.Я.Кикотя, И.С.Барчукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 431 с.
Хомич М.М., Эммануэль Ю.В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С.В.Матвеева. – СПб.: Изд-во СПбМГУ им. акад. И.П.Павлова, 2010. – 152 с.
Шилин Ю.Н., Каневская А.В. Теория и методика тренировки в дартс: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2003 – 120 с.
Шипилина И.А., Самохин И.В. Фитнес-спорт. / Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с.
Интернет ресурсы:
Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной
политики Российской Федерации
Федеральный портал «Российское образование»:
Web: http://www.edu.ru.
Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» Web: http://www.infosport.ru/xml/t/default.xmlОфициальный сайт Олимпийского комитета России Web: www.olympic.ru
Сайт Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009) Web: http://goup32441.narod.ru.
3.4. Применяемые педагогические технологии:
Исходя из целей разделов рабочей программы основной педагогической технологией является технология здоровьесбережения, целью которой является  формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, развитие двигательных способностей, которые необходимы в жизни. Применяемые педагогические технологии обеспечивают формирование следующих компетенций:
- ОК 2: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
- ОК 3: Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
- ОК 4: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- ОК 5: Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
- ОК 6: Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
- ОК 7: Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3.5. Методы и формы работы.
Методы строго регламентированного упражнения и частичного регламентированного упражнения (игровой и соревновательный) являются ведущими для заявленной педагогической технологии и обеспечивают формирование компетенций.
3.6. Спецификация учебно-методического комплекса.
№ Наименования Количество Тип носителя
1 Комплект для промежуточной аттестации 15 Бумага, электронный
2 Комплект для итоговой аттестации 15 Бумага, электронный
3 Электронное учебное пособие 4 Диск
4 Список литературы 1 Бумага
5 Рекомендации по организации самостоятельной работы 1 Бумага
6 Обучающие программы 2 Бумага, диск
7 Учебная программа 1 Бумага, электронный
8 Видео учебно-информационные материалы 1 Электронный
9 Аудио-видео проигрыватель 1 10 Музыкальные композиции 300 диск
11 Комплект установочных лекций 1 электронный
12 Учебно-методический комплекс 20 Бумага, электронный
3.7. Требования к квалификации педагогических кадров.
Реализация программы учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Раздел/
тема Результаты обучения (освоенные компетенции, умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Тип и вид контроля № контрольной точки Способ оценки Инструментарий контроля
подход шкала Раздел 1. Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков способом применения основных популярных технологий физкультурно-спортивной деятельности. Тема 1.1. Легкая атлетика.
Организация самостоятельного занятия по легкой атлетике Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение.
Практическая работа Текущий педагогический контроль 1 критериальный балльная Беговая дорожка, измерительная рулетка, хронометр.
Тема 1.2. Основы физической подготовки. Организация самостоятельного занятия по общей физической подготовке. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение.
Практическая работа Текущий педагогический контроль 2 критериальный Балльная Гимнастические ковры, гимнастическая перекладина, гимнастические брусья.
Тема 1.3. Лыжная подготовка. Организация самостоятельного занятия по лыжной подготовке Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение, преодоление дистанции Практическая работа Текущий педагогический контроль 3 Критериальная Балльная Лыжи, лыжные ботинки, палки.
Тема 1.4. Баскетбол Организация самостоятельного занятия по баскетболу Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение, организация игры. Контрольная работа Текущий педагогический контроль 4 критериальный Балльная Баскетбольные мячи.
Тема 1.5. Бодибилдинг Организация самостоятельного занятия по бодибилдингу. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение. Составление индивидуальной программы занятий. Практическая работа Текущий педагогический контроль 5 критериальный рейтинговая Гири, гантели, тренажеры, скамьи, скакалки и т.д.
Тема 1.6. Футбол Организация самостоятельного занятия по футболу. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение. Контрольная работа Текущий педагогический контроль 6 критериальный Балльная Футбольные мячи, конусы, футбольные ворота
Тема 1.7. Волейбол Организация самостоятельного занятия по волейболу. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение, организация игровой деятельности Контрольная работа Текущий педагогический контроль 7 критериальная Балльная Волейбольные мячи, разметка площадки, волейбольная сетка.
Раздел 2. Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков способом применения основных популярных технологий физкультурно-спортивной деятельности.
Этап разучивания и совершествования. Тема 2.1. Легкая атлетика.
Организация самостоятельного занятия по легкой атлетике в соответствии с уровнем этапа изучения. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение.
Практическая работа Текущий педагогический контроль 8 критериальный балльная Беговая дорожка, измерительная рулетка, хронометр.
Тема 2.2. Основы физической подготовки. Организация самостоятельного занятия по общей физической подготовке в соответствии с уровнем этапа изучения. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение.
Практическая работа Текущий педагогический контроль 9 критериальный Балльная Гимнастические ковры, гимнастическая перекладина, гимнастические брусья.
Тема 2.3. Лыжная подготовка. Организация самостоятельного занятия по лыжной подготовке в соответствии с уровнем этапа изучения. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение, преодоление дистанции Практическая работа Текущий педагогический контроль 10 Критериальная Балльная Лыжи, лыжные ботинки, палки.
Тема 2.4. Баскетбол Организация самостоятельного занятия по баскетболу в соответствии с уровнем этапа изучения. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение, организация игры. Контрольная работа Текущий педагогический контроль 11 критериальный Балльная Баскетбольные мячи.
Тема 2.5. Бодибилдинг Организация самостоятельного занятия по бодибилдингу в соответствии с уровнем этапа изучения. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение. Составление индивидуальной программы занятий. Практическая работа Текущий педагогический контроль 12 критериальный рейтинговая Гири, гантели, тренажеры, скамьи, скакалки и т.д.
Тема 2.6. Футбол Организация самостоятельного занятия по футболу в соответствии с уровнем этапа изучения. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение. Контрольная работа Текущий педагогический контроль 13 критериальный Балльная Футбольные мячи, конусы, футбольные ворота
Тема 2.7. Волейбол Организация самостоятельного занятия по волейболу в соответствии с уровнем этапа изучения. Правильность построения занятия, подбор упражнений и их выполнение, организация игровой деятельности Контрольная работа Текущий педагогический контроль 14 критериальная Балльная Волейбольные мячи, разметка площадки, волейбольная сетка.
Контрольные нормативы по проверке овладения обучающимися жизненно важными умениями и навыками

п/п Наименование упражнений Девушки Юноши
Оценка в баллах
5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
1 Бег 100 м (сек) 15.7 16.0 17.0 17.9 18.9 13.2 13.8 14.0 14.3 14.6
2 Бег 1000 м (мин.сек) 4.02 4.16 4.31 4.47 5.02
3 Бег 2000 м (дев.)/3000 м (юн.) (сек) 10.15 10.50 11.15 11.50 12.15 12.00 12.35 13.10 13.50 14.00
4 Челночный бег 10×10 м (мин.сек) 29.0 30.0 31.0 32.0 33.0 25.0 27.0 28.5 30.0 31.5
5 Прыжок в длину с места (см) 190 180 170 160 150 250 240 230 220 210
6 Прыжки со скакалкой за 1 мин (кол. раз) 140 120 110 100 90 140 130 120 110 100
7 Подтягивания в висе (юн)/ приседания на одной ноге (дев) (кол. раз) 12 10 8 6 4 15 12 9 7 5
8 Поднимание ног до касания перекладины (в висе) (кол. раз) 10 7 5 3 2
9 Отжимания - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) 12 10 8 6 4 40 35 30 25 20
Требования к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту
Упражнения Минимальные требования для категорий военнослужащих
мужчины женщины
до 30 лет до 25 лет
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 45 12
Наклоны туловища вперед - 25
Подтягивание на перекладине 10 -
Бег на 60 м9,8 12,9
Бег на 100 м15,1 19,5
Челночный бег 10x10 м 28,5 38,0
Бег на 3 км14.30 -
Бег на 1 км4.20 5.20
Лыжная гонка на 5 км28.00 -