Внеклассное мероприятие Люблю берёзку русскую.


Внеклассное мероприятие «Люблю березку русскую».
Цели:
способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе и родному краю;
формировать художественный вкус на примерах русской литературы;
расширить представление детей об экологических законах;
формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы; негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;
побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей;
Задачи:
Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.
Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;
Развивать элементы исследовательской деятельности, познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - берёза.
Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.
1.Организационный момент
Под звуки музыки «Во поле берёза стояла..» девочки в русских народных костюмах исполняют «хоровод». 
Ведущий: – Русская берёзка ... Её можно встретить везде. Она украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (Берёзовая роща)
– Мы с вами в гостях у наших русских берёзок.
Дети читают стихи:
Ах ты, белая берёзонька!Распустила свои косоньки,Косоньки свои кудрявые,Зелёные да шелковистые.Как краса твоя, берёзонька,Всем нам дорога.На тебя мы не насмотримся,На тебя не налюбуемся.
2. I блок «Береза – символ России»
Ведущий: – Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. Почему же берёзу называют символом России?Ребята провели исследовательскую работу и сделали свои выводы, послушаем:
«Берёза – символ России».
1 ученик: Берёзу не зря называют символом России. Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». От этой белоствольной красавицы словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе.2 ученик: Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила.3 ученик: Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили вёдра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.4 ученик: В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был берёзовый.5 ученик: В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду. (Выступление детей сопровождаются рисунками и иллюстрациями).
6 ученик: Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать!
Ведущий:
На поляне, на пригорке
 Под окном, среди полей
 Белокрылые берёзки – символ
 Родины моей.
 
Ты так мила мне
 До любой росинки,
 В твоих просторах
 Дремлет тишина,
 Берёзовая, русская Россия
 Ромашковая, добрая страна.
3. II блок «Познавательный»
Ведущий:
- А сейчас слово нашим Знайкам.
1 ученик: А вот, что мы узнали из энциклопедии о березе. Всего насчитывается более 140 видов берёз. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. Возраст берёзы достигает порой 120 лет.
2 ученик: В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берёз из-за неразумных вырубок исчезают. Занесены в красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе.
3 ученик: Растёт берёза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до сорока вёдер влаги.
4 ученик: А вот какими целебными свойствами обладает береза. В медицине используют березовые почки, березовый гриб – чагу – в онкологии, в банях используют березовые веники. Целебной силой обладает живительный березовый сок.
5 ученик: Берёзовый деготь используют для лечения кожных болезней, ожогов, ран. Берёзовый уголь применяют при пищевых отравлениях.
6 ученик: Всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.
7 ученик: Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.
8 ученик: Ещё берёзу называют деревом – пионером, а пионер значит «первый». Берёза первой «заселяет» заброшенные пашни, откосы у дорог, даже пожарища.
9 ученик: Уже в 10 веке люди писали на берестяной коре. Прочитав берестяные грамоты, учёные-историки смогли многое узнать о жизни предков.
4.III блок «Поэтический»
Ведущий:
Я приглашаю вас в литературную гостиную. ( Звучит   музыка).
1 ученик: Русь моя, люблю твои берёзы!С первых лет я с ними жил и рос,Потому и набегают слёзыНа глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов)
2 ученик: Ты до того, берёзонька, красиваИ в полдень жаркий, и в час росы,Что без тебя немыслима РоссияИ я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий)
3 ученик: На поляне, на пригорке,Под окном, среди полейБелокорая берёзка –Символ Родины моей. (М. Ероха)
4 ученик: Хороша ты любою порою.И недаром, всем сердцем любя,Богатырского леса красоюНазывали повсюду тебя.
5 ученик: Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы.Шелестят зелёные серёжки,И горят серебряные росы. (Сергей Есенин)
6 ученик: Чуть пригрело солнце откосыИ стало в лесу потеплей,Берёзка зелёные косы,Развесила с тонких ветвей.И столько задумчивых песенПоется в народе о ней.Наряд её легкий, чудесен,Нет дерева сердцу милей. (В. Рождественский)
Ведущий:
- А сейчас, ребята, вам предлагается задание от лица всех людей и всего лесного народа поблагодарить щедрую березку.
Поработаем в группах: игра «Укрась словом березку» - подбор прилагательных о березе.
   В течение 2-3 минут дети подбирают как можно больше прилагательных к слову «берёза» и после зачитывают, какая у них получилась берёза.
 
 5.IV блок «Экологический»
Ведущий:
- Мы с вами живем в удивительном месте. Удивительна природа, окружающая нас. Иногда мы не обращаем внимания на чудесное, удивительное только потому, что оно близко, рядом. Многие из вас были в лесу? Много загадок таит лес?!!
1) - Послушаем рассказ, если вы заметите ошибки – хлопните в ладоши.
С веселой музыкой люди шагали по лесу. По дороге им попадались грибы. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди устроили привал. Они быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах они нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали протыкать ими весь муравейник.
2) - Игра-конкурс «Собери картинку».
   Детям даётся разрезанная на мелкие части картинка с изображением берёзы. Тот, кто быстрее соберёт картинку – победитель.
3) - Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Кто природу обожает, весной деревца сажает? (Это я!).
- Кто любитель отдыхать и поляну засорять? ( Это не я!).
- Кто желает помогать, деревца весной сажать? ( Это я!).
- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать? ( Это не я!).
- Кто в любую непогоду любит матушку – природу? ( Это я!).
4) Работа в группах:
- Составление памяток «Береги берёзку!» детьми в группах.
Ведущий:
О белоствольной березе можно говорить еще долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия. И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Ученик:
Опять о них, кудрявых и белесых…А что тут делать, если на РусиУ всех дорог встречаются березы,Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
“Россия” - шепчут мне березки,“Россия” - шепчут камыши,“Россия” - ключ журчит в ложбинке,И я им тихо вторю: “Русь”.
Мне не трудны твои нагрузки:Я в поле рос, я чубом рус,И я люблю тебя по-русски,Моя березовая Русь!
6.В заключении:
Звучит в записи песня “Береза” в исполнении Николая Расторгуева и группы “Любэ”.