Сценарий праздника Игровые народные посиделки

Сценарий праздника для детей
« Игровые народные посиделки».

Цель: сохранение и развитие традиции русской культуры.

Задачи:

-воспитание патриотизма, толерантности, формирование культуры общения через изучение традиций и обычаев русского народа;
-поддержка творческой активности обучающихся, оказание помощи в творческом росте;
-приобщение учащихся к ценностям русской культуры.

Оформление сцены:

-на заднем плане нарисованы печка, яркие фигурки дымковских игрушек- матрешек, солнце;
-посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда, баранки.

Оформление выставки «Народные промыслы»

/Ответственные: учителя 2-х и 5-х классов

Участники праздника:

- хозяин с хозяйкой (ученики 5 А класса в русских народных костюмах);
-«ватага» из деревни «Баранки» (ученики 2 А класса);
-«ватага» из деревни»Веснушки» ( ученики 2 Б класса);
-«ватага» из деревни «Пышково» ( ученики 2 В класса);

Гости праздника:
ученики параллели 3 –их классов МОУ «Гимназия №25».

План проведения праздника.


Вступление.

Встреча гостей ( учеников параллели 3 –их классов из МОУ «Гимназия №25») учащимися 5 А класса ( в костюмах хозяина и хозяйки) МОУ «Гимназия №32»
для знакомства с русским народным творчеством и участием в конкурсах загадок, пословиц, в играх.

Основная часть.

1) Встреча ватаги из деревни Баранки (ученики 2 Б класса).
Исполнение учениками 2 Б класса русской народной песни «Во поле березонька стояла»
2) Встреча ватаги из деревни Веснушки ( ученики 2 А класса).
Исполнение учениками 2 А класса русской народной песни «Как у бабушки козел».
Проведение учениками 5 А класса русской народной игры «Светит месяц».
Загадки для учащихся гимназии №25 (загадывают ученики 2 Б класса)
Исполнение потешки учениками 2 Б класса.
Инсценировка песни – игры «Кашу варить» учениками 2 Б класса.
Выступление школьного ансамбля «Забавушка» с русской народной песней.
Проведение игры «Веретена не точены» с учащимися гимназии №25 ( ученики 5 А класса).
Исполнение шутливых диалогов ( небылиц) учениками 2 А класса.
Исполнение частушек учениками 2 А и 2 Б классов.

3)Встреча ватаги из деревни Пышково ( ученики 2 В класса).
Исполнение русской хороводной песни «В хороводе были мы» учениками 2 В класса.
Инсценировка сказки «Золотое яичко» учениками 2 В класса.
Исполнение русской народной песни «Блины» учениками 2 В и 5 А классов.
Проведение конкурса «Закончи пословицу» учениками 5 А класса для учащихся гимназии №25.
Исполнение русской народной песни учениками 5 А класса с подыгрыванием на деревянных ложках.
Исполнение русского народного танца участниками танцевальной группы «Ибица»

Заключительная часть.

Угощение блинами гостей праздника и проведение русской народной игры «По солнышку».


Ход праздника.

Хозяин. Возрождаем мы традиции народные и покажем танцы, игры хороводные.
Хозяйка. Сами мы стихи сочиняли, песни, хороводы выбирали!
Вдвоем. Просим вас нам помогать: хлопать дружно, подпевать!
Хозяин. Добро пожаловать к нам, гости дорогие!
У нас здесь игры и забавы удалые.
В них свои силы можно испытать.
Хозяйка. И веселее, и дружнее стать.

( Под музыку выходит 2 Б класс с песней «Во поле березонька стояла».

Хозяин .Из какой деревни вы к нам пожаловали?
2 А хором. Баранки.
Хозяйка. А зачем?
2 А. Посиделки у вас справить и друг друга позабавить!
Хозяйка. Вот садитесь, отдохните, всех потом повеселите. (Дети садятся на скамейки).

(Под музыку выходит 2 А класс с песней «Как у бабушки козел».

Хозяин. Ой вы гости дорогие! Посиделки вам зачем?
Калачи и так я съем!
2 А. Игровые посиделки – это овсе не безделки!
Хороводы, игры, песни – с ними жить нам интересней!
В них обычаи родные предстают, словно живые!
В играх сможем их узнать, другим детям передать!
Хозяйка. Посиделки игровые, песни, игры удалые,
И работа, и веселье, словно в доме новоселье.
Хозяин. Слава нашей стороне, слава русской старине,
И труду, и играм слава! Будет добрая забава!
Испытать я вас желаю и игру вам предлагаю.

(Проводит игру »Светит месяц».)

Участники встают парами ( мальчик с девочкой), боком к центру, лицом друг к другу, берутся за руки, руки держат в стороны «лодочкой» так, что левая рука мальчика и правая рука девочки направлены к центру круга, ладони девочки на ладонях мальчика.
Под песню «Светит месяц» пары делают 2 приставных шага к центру круга, 2 приставных шага из центра круга. Затем делают размашистый хлопок в ладоши ( перед собой) и хлопок левой рукой по левой руке партнера. Еще хлопок в ладоши ( перед собой) и хлопок правой ладонью по правой ладони партнера. В последнем хлопке ладони соединяются и плавно разъединяются при переходе танцующего к следующему по кругу партнеру. Каждый участник переходит в ту сторону, в какую смотрит. Мальчики двигаются против часовой стрелки и ближе к центру круга. Танец продолжается, пока не пропоют всю песню.

Хозяйка. А теперь-ка, в добрый час!
Представляем первый сказ!
2 А. Из деревни мы Баранки.
Собрались к вам спозаранку.
Поплясать да поиграть.
И загадки загадать.
(Загадывают загадки для гостей из гимназии №25.( по количеству рядов в зале) , зрители их отгадывают)
Загадки.
1)Ждали, звали, а показался – все прочь побежали.(Дождик)
2)Не колода и не пень, а лежит целый день, не жнет, не косит, а обедать просит. (Лодырь)
3)Огонь да вода, посередке труба.(Самовар)

Ученики 2 Б класса исполняют потешку.
Потешка.
-Андрейка, детка, о чем плачешь?
-Об ворота ударился головой.
-Ну ка скажи, когда это случилось?
-Вчера вечером.
-Почему же ты плачешь сегодня?
-Так ведь вчера дома никого не было!

О хозяйстве вам расскажем.
Вам свою игру покажем.

(Инсценируют песню – игру »Кашу варить»)

Пары встают по кругу лицом к центру, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Выбранная по жребию пара под веселую плясовую музыку, пританцовывая , бежит через круг под «воротца» любой пары. Развернувшись, первая пара становится «воротцами», а пара, под чьими руками пробежали, сама, приплясывая, бежит через круг под любые воротца. Внезапно прерывается музыка. Пара, оказавшаяся в этот момент в кругу, выполняет задание, придуманное играющими. Начинается игра словами:
«По кругу парами встаем, партнера за руку берем
И руки поднимаем, «воротца» получаем.
Играть всех приглашаем!»

Исполнение русской народной песни школьным ансамблем «Забавушка»

Хозяйка и хозяин проводят игру со зрителями «Веретена не точены».

Ведущий делит присутствующих на 3 группы ( по количеству рядов в зале).
1-ый ряд поет на мотив «Барыни» слова:»Веретена не точены, веретена не точены!» (И при этом вращают перед грудью руками как бы наматывая шерсть. Вариант движения – щелкать пальцами).
2-ой ряд будет петь :»Лежат яблоки мочены». (И при этом показывать, приподняв руки и поворачивая кистями как будто в них по яблоку . Вариант движения – шлепать ладонями по коленкам.)
3-ий ряд будет петь :»Барыня, барыня!».(И при этом хлопать в ладоши, притоптывать ногами, а руки поставить на пояс.) Ведущий, после пробного исполнения с гостями каждого ряда в отдельности и со всеми по порядку начинает игру. Он , как дирижер, указывает то на одну, то на другую группу, меняя порядок куплетов и ускоряя темп пения.

2Б. Из деревни мы Веснушки.
Плясуны и хохотушки.
Солнце любит за веснушки.
Ну а мы любим ватрушки!
Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.

2 Б исполняют шутливые диалоги. (небылицы)

1)-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2)-Фома, что из леса не идешь?
-Да медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Да он не идет!
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
3)-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит – надо идти!
4)-Что наши девчата делают?
-Шьют да поют.
-А матушки?
- Порют да плачут.
5)-Фома, у тебя в избе тепло?
-Тепло. На печи в шубе согреться можно!

(Две девочки из 2 А класса читают частушки :

1)Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать иду, хоть и маленькая.
2)-Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке!

(Исполняют частушки ученики из 2 А и 2 Б классов, участники группы «Забавушка»)


( Под музыку выходит 2 В класс с хороводной песней :

В хороводе были мы.

В хороводе были мы, в хороводе были мы
Были мы, были мы, были мы, были мы.
Кого надо видели, видели, видели.
Сокола – молодчика, молодца, молодца.
Встань, молодчик, подбодрись, подбодрись, подбодрись.
Вправо, влево развернись, развернись, развернись.
Кому хочешь поклонись, поклонись, поклонись.

Хозяин. Из какой деревни вы к нам пожаловали?
2 В. Из деревни мы Пышково!
Что особого такого?
У нас хлеб и калачи сами лезут из печи.
Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

( Инсценировка сказки О.Высотской «Золотое яичко» учениками 2 В класса).

Девочка. Жили – были дед да баба,
Была у них курочка - ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое – золотое.
Баба. Эй, старик, проснись скорей!
Дед. Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба. Да смотри, что я нашла:
Наша курочка – пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед. Ну снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба. Да яйцо – то не простое,
А, гляди – ка, золотое.
Дед. Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба. Погляди, горит как жар.
Дед. Не случился бы пожар!
Баба. Ох , горит, слепит глаза!
Дед. Чудеса !
Ты в сундук запри его.

(Раздается стук в дверь.)

Баба. Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед. Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись). В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед. Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица.
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба. Наказанье с глупым мужем!
Что ты старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед. Пусть смеются, мне не жалко!
Баба. Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед. Я хозяин или нет?!
Баба. Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда – то подевалось!
Дед. Ну чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба. И шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед. Только то видать надежно,
Что дается нам с трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба. Эй, сосед!
Забывать друзей не след. .Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.
Дед и баба ( вместе) Заходите без стесненья!
Девочка. Счастья вам, хозяин с хозяйкой! Большого здоровья!
С новым вас урожаем! С вкусными блинами!

(На стол к самовару ставятся 3 тарелки с блинами.)

Ученики 5 А и 2 В классов встают полукругом, поют русскую народную песню «Блины» .

Блины.
Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели!
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Кадки ноы растворили, два часа блины ходили.
Растворили на дрожжах, не удержишь на вожжах.
Моя родная сестрица печь блины то мастерица.
Напекла она поесть. Сотен пять , наверно,есть.
На поднос блины кладет и сама к столу несет
Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы.
Хозяйка. А в наших деревнях ребята знают много пословиц и поговорок. Правда?
Дети хором. Правда!

Проводится конкурс для учащихся гимназии №25 «Закончи пословицу» ( по рядам)

1)Кто не работает, (тот и не ест)
2)Под лежачий камень ( вода не течет.)
3)Где труд, (там и счастье)..

Завершается конкурс пословицей про плохого мастера:
Сбил, сколотил – вот колесо.
Сел да поехал – «Ах, хорошо!»
Оглянулся назад – одни спицы лежат.

Хозяйка. Вы только не подумайте, что эта пословица про наших мастеров. В наших деревнях живут только хорошие работники. Правда, ребята?
Хозяин. Эх, широка душа русских людей!
Где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки и играли от души!
Ой, жги – говори, заиграли ложкари!

(Исполняется песня учениками 5 А класса с подыгрыванием на деревянных ложках)

Хозяин. Что –то пляска не видна!
Нет, неправда, вот она!
Плясуны не хороши?
Сам пойди да попляши!
Мы присядем – ногу вбок!
А мы ногу на носок!
Топотушками пойдем!
Сами мы Объявляется плясать начнем!

Исполняется русский народный танец участниками танцевальной группы «Ибица»

Хозяин. Эта пляска хороша.
Веселись и пой душа!
Хозяйка. А теперь все по местам.
Угощенье будет вам!
Хозяин. Вот, ребята, угощенье!
Прямо все на удивленье!
Хозяйка. Мы не сразу все съедим,
По деревням раздадим.
Хозяин. А при этом говорим, пока всех не угостим: «По солнышку, по солнышку!

(Гостей , учеников из гимназии №25,угощают блинами)

(Угощение в это время раздается и на сцене по часовой стрелке несколькими учениками .. Все встают в круг и говорят хором, то ускоряя, то замедляя скандирование «по солнышку, по солнышку», пока всем не раздадут блины.)
Хозяйка и хозяин. Хороши блиночки?
Все.Хороши!

Хозяйка и хозяин. Всем друзьям сегодня на прощанье говорим
( хором) : СПАСИБО! ДО СВИДАНЬЯ!




15