Методическая разработка Дневник фенологических наблюдений для 5 класса. Сентябрь.



ДНЕВНИК
ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ
НАБЛЮДЕНИЙ
учени____ 5 класса
МБОУ Верхнедонского района
Средне-Лопатинской основной общеобразовательной школы
Фамилия, имя
х. Казанская Лопатина
2016/2017 учебный год
Задания для любознательных учеников
1. Разреши спор мальчиков.
Сережа и Петя гуляли на улице. Мимо них проехал большой автомобиль, доверху нагруженный бревнами.
- Вот,- сказал Серёжа.- повезли… Сколько добра сгубили… Ведь с первого класса ещё говорят, что деревья ломать нельзя, они же кислород вырабатывают.
- А я думаю,- ответил ему Петя…
Что, по вашему мнению, мог сказать Петя?
2. Найдите и подготовьте сообщения о лекарственных растениях, произрастающих на территории нашего района и сельского поселения.
3. Составьте синквейн с ключевым словом РАСТЕНИЕ. Как это делать вам расскажет учитель.
4. Чем являются удобрения для растения благом или вредом? Выскажи свою точку зрения по этому вопросу.
5. Подготовься к обсуждению на тему: «Автомобиль друг или враг человека? Экологические проблемы Ростовской области».
12

Дорогой пятиклассник!
За плечами начальная школа и перед тобой лежит удивительный мир открытий в области естественнонаучных знаний. В этом годы ты начинаешь изучать новый для тебя предмет – биологию. В начальных классах ты изучал предмет Окружающий мир. Биология будет касаться некоторых тем из курса Окружающего мира, но теперь ты, как взрослый исследователь, будущий ученый, сможешь вести наблюдения за живой природой, фиксировать изменения, которые в ней происходят. Свои наблюдения за живой природой ты будешь регистрировать в Дневнике, который держишь в руках. Это Дневник фенологических наблюдений. Фенология – наука, которая изучает сезонные периодические изменения в жизни растений и животных. Слово это греческое. «Файно» по-гречески – являю, «логос» - наука.
Ежедневно делай записи в своем Дневнике в соответствии с размещенными рекомендациями.
Удачи тебе,
юный исследователь природы!
1
1. Какое время года за окном?
____________________________________________
2. Как ты смог это определить? Запиши свои соображения по этому поводу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Тебе нравится время года, которое сейчас идет? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Придумай и запиши слова о времени года, которые возникают в твоем сознании, когда ты смотришь за окно.
___________________________________________________________________________________________________
2
1270-63500А теперь подведем общий итог нашей работы в сентябре.
Мы живем в _______________________ области. Она находится на _________________ России. Наша
(севере, юге, западе, востоке)
область расположена в___________________________ природной зоне, поэтому у нас лето ______________________, а зима _______________________ . Мы живем в ____________________
(сельской, городской)
местности.
В нашей местности растут растения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Растениям в нашей местности жить _____________________________ , потому что __________________________________________________
____________________________________________________________ .
Мы ___________________ оказывать помощь растениям в нашей местности. Для этого __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11
12. Попробуй написать стихотворение об осени и прочти его товарищам в классе.
13. Во время экскурсии в природу сделай рисунок осеннего пейзажа. Придумай название своей картины.
____________________________________________
0785120
5. Придумай сказку или рассказ-приключение твоего любимого героя в настоящее время года.
6. Внимательно рассмотри задание на следующей странице. Перед тобой таблица. Работать с ней легко. На верхней строке ты видишь названия столбцов. Это параметры природы, за которыми ты будешь наблюдать каждый день. В конце месяца мы подведем итог и исследуем, какие изменения произошли в природе и что этому способствовало.
При работе с таблицей для удобства используй условные знаки. Познакомься с ними.
Облачность
9461513676 - ясно. Светит солнце и на небе нет облаков.
2254015845309461547625 - переменная облачность. Солнце светит и есть облака, которые иногда закрывают солнце.
946155715 - облачно. Небо закрыто облаками или тучами. Солнца совсем не видно.
Температура воздуха
Температуру воздуха определяй по термометру, расположенному на улице. Температура воздуха записывается так:
-20320266065+15°С, -3°С, 0°С. Температуру измеряй в 13.00.
Буква С ([цэ], латинский язык) означает, что температуру воздуха мы измеряем при помощи шкалы, предложенной ученым физиком Цельсием. Есть и другие измерительные шкалы: по Фаренгейту, по Реомюру. С ними ты познакомишься при изучении физики в старших классах. Знаком [ °] в науке принято обозначать градус.
3

Осадки
. .
21453231124780217424020955002174240215900022523450. . – дождь - снег
Δ – град - снежная крупа
Атмосферные явления
- радуга - роса
- иней гололёд
940165285794016528571159124524 - гроза - изморозь
Изменения в жизни растений и животных
Эти графы заполняй кратко. Например: желтеют листья тополь, улетают утки, листопад клён и т.п.
Календарь природы
Название месяца: ___________________________
Числа месяца Облач-ностьТемпе-
ратура
воздуха Осадки Атмо-
сферные явления Изменения в жизни растений Изменения в жизни животных
01.09 175142321000 02.09 1998922860 03.09 2447223826 04.09 1764820718 05.09 1714524130 06.09 1764821324 07.09 2413024765 4
14. Сделайте в классе гербарий из листьев тех растений, которые растут у вас в саду. Соедините свои работы в альбом.
356425538925500Для этого собери от каждого растения по одному листу, вложи их между листами книги и оставь на 5-6 дней. За это время листья распрямятся и подсохнут. Напиши описание по плану:
Название растения.
Дикорастущее оно или культурное.
Бывают ли на нем плоды, какие они.
Сделай рисунок этого растения и его плодов, если они есть.
Листья в гербарии пришиваются белыми нитками в трех местах.
Схема размещения информации на гербарном листе
12865102540000
Название растения
2129041130700179039478073170933865537
2352849156881961433551582224569110807
2040374151620204037456952 Лист растения
189893830157
170816435117
1975880-1294
нарисуй
растение
_________________________
_________________________
Напиши о нем.
Красными черточками указано, где пришивать лист.
9
в дневник. Тебе в этом помогут предварительные записи.
Раньше всех растений листопад начался у ______________________________________________________________________________________ . Быстрее всего листопад закончился у ______________________________________________________________________________________ .
Самый длинный срок листопада наблюдался у ______________________________________________________________________________________ .11. Совместно с товарищами по классу сделайте анализ температуры сентября. Результат своей работы оформите в виде лепестковой диаграммы.

8
08.09 2447228755 10.09 2413032385 11.09 2413029210 12.09 2413034925 13.09 234956350 14.09 2349521590 15.09 2349520955 16.09 2413027305 17.09 2349524130 18.09 1714534290 19.09 1651031115 20.09 1651019050 21.09 2349522225 22.09 175142321000 23.09 1998922860 24.09 2447223826 25.09 1764820718 26.09 1714524130 27.09 1764821324 28.09 2413024765 29.09 2447228755 30.09 2413032385 5
А теперь подведем итоги:
Солнечных дней в сентябре _______________________________
Дней с переменной облачностью __________________________
Пасмурных дней_________________________________________
Выпало дождей _________________________________________
Узнай в Интернете какова месячная норма осадков в сентябре для нашей местности.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Заполни круговую диаграмму «Состояние погоды в сентябре».
Инструкция по выполнению задания:
Секторы, соответствующие количеству солнечных дней закрась красным цветом. Секторы, соответствующие количеству дней с переменной облачностью закрась зеленым цветом.
Секторы, соответствующие количеству пасмурных дней закрась синим цветом.
Сделай вывод о том, каким был сентябрь: сухим, дождливым, умеренным.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6
8. Как, по твоему мнению, влияла погода на состояние жизни растений?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как, по твоему мнению, влияла погода на состояние жизни животных?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Понаблюдай, как долго длится листопад у разных растений. Свои наблюдения записывай в таблицу.
Название растения Начало листопада Конец листопада Количество дней листопада
Береза Тополь Яблоня Вишня Слива Абрикос Клён Сделай вывод относительно своих наблюдений и запиши его в7