Сценарий школьного конкурса чтецов Живая классика-2017 ( 6-9 классы)


СЦЕНАРИЙ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
«Живая классика» - 2017
Автор сценария: Китаева О.П.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ д. Сарафаново
им. Героя России Ю.П.Яковлева
Школьный конкурс чтецов «Живая классика» проводится в рамках Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
Цель конкурса - повышение интереса к чтению детей и подростков, расширение их читательского кругозора.
Основные задачи конкурса:
-привлечение внимания обучающихся образовательных организаций к произведениям русской и зарубежной литературы;
-возрождение традиций семейного чтения;
-повышение уровня грамотности населения;
-поиск и поддержка талантливой молодёжи.
Участники смотра – конкурса:В конкурсе принимают участие учащиеся школы с 6 по 9 класс.
 Условия смотра-конкурса:
Участники читают отрывки из выбранных прозаических произведений русских писателей XVIII - XX века, произведений современных русских писателей, произведений зарубежных авторов (произведений, не входящих в школьную программу по литературе).
Регламент выступления:
Длительность выступления до 5 минут.
Оценивание выступления каждого участника осуществляется по 10-балльной шкале по следующим  критериям:
-выбор текста произведения;
-знание текста;
-грамотность речи;
-артистизм исполнения;
-глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру  текста.
 
Подведение итогов конкурса
 Победители и участники конкурса награждаются грамотами.
Ход конкурса:
1 Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости.
2 Ведущий: Мы рады приветствовать вас на школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».
1 Ведущий: Этот конкурс — соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей среди учащихся 6-9-х классов.
2 Ведущий: Наш конкурс хотелось бы начать со стихотворения Владимира Высоцкого «Книжкины дети», ведь цель его - повысить интерес детей к чтению книг не только современных авторов, но и бессмертных классиков.
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет —
Это — книга. Да здравствует книга!
Неустанных исканий залог,
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог —
Это — книга. Да здравствует книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок, —
Это — книга. Да здравствует книга!
1 Ведущий: Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим Максим Горький считал книгу.
2 Ведущий: Сегодня прочтут наизусть отрывки из литературных произведений 17 юных чтецов. Оценивать наших участников будет жюри в составе:
1)
2)
3)
Оценка выступления участника осуществляется по 10 – балльной шкале.
 1 Ведущий: Герои замечательной повести Аркадия Гайдара – неугомонные мальчишки Чук и Гек. Эта книжка о настоящей любви, дружбе и верности, о том, что «надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю»
2 Ведущий:  Отрывок из повести Аркадия Гайдара прочитает Павел Колесник.
2 Ведущий:  Виталий Бианки – автор замечательных рассказов, сказок и повестей о природе. Любовь ко всему живому мальчик перенял от отца, ученого-орнитолога. Жизнь Виталия Бианки – это восхищение лесом и его обитателями, умение делиться этим восторгом с маленькими читателями.
1 Ведущий: Сказку Виталия Бианки «Заяц на дереве» прочитает Елена Петриченко.
1 Ведущий: Завязка сюжета этой повести построена на необычайном сходстве мальчика-робота Электроника и ученика 7 класса Сережи Сыроежкина. Случайная встреча живого мальчика и мальчика - робота приводит к смешным и забавным приключениям героев.
2 Ведущий:  Отрывок из повести Евгения Велтистова «Электроник – мальчик из чемодана» прочитает Кристина Батюкова.
2 Ведущий:  «Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходящего Никиту». Так начинается одна из глав книги Алексея Толстого «Детство Никиты». В этой главе вы узнаете, как в доме Никиты появилась еще одна живая душа - птенец Желтухин.
1 Ведущий: Алексей Толстой «Желтухин». Читает Юлия Хадыкина.
1 Ведущий: Главными действующими лицами повести Гайдара "Тимур и его команда" являются группа мальчишек и 2 дочери советского военачальника, Женя и Ольга. Они переезжают в дачный поселок, где младшая Женя обнаруживает, что на их участке в заброшенном сарае находится место встречи мальчишек поселка, деятельность которых хорошо организована вожаком Тимуром Гараевым. Оказалось, что они помогают родственникам тех, кто был призван в Красную Армию.
2 Ведущий: Отрывок из повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» читает Владислава Морозова.
2 Ведущий: Владимир Арсеньев с детства увлекался географией. После службы в армии он приехал в город Владивосток и всю жизнь посвятил изучению природы Дальнего Востока. Владимир Арсеньев соединил в себе драгоценные качества исследователя, путешественника и писателя. Это счастливое сочетание разных сторон его дарования породили точность и выразительность его описаний Уссурийского края.
1 Ведущий: Владимир Арсеньев «Лесной лакомка». Читает Максим Роменских.
1 Ведущий: Евгений Пермяк родился на Урале. Во всех книгах писателя присутствуют люди «уральского характера»: трудолюбивые, на все руки мастера, гордящиеся своим умением. Сам Евгений Пермяк любил и умел работать топором, лопатой, умел мастерить всякие хитрые приспособления — самоделки, облегчающие хозяйство.
2 ведущий: Отрывок из рассказа Евгения Пермяка «Чужая калитка» прочитает Надежда Ломова.
2 ведущий: Во время Великой Отечественной войны Сергей Баруздин служил рядовым артиллерийской разведки. Оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином. Его произведения повествуют о хороших людях, проявляющих свои характеры и душевные качества в общении с миром животных, с природой.
1 ведущий: Рассказ Сергея Баруздина «Сложное поручение» читает Станислав Боровинский1 ведущий: Александр Раскин много раз рассказывал своей дочке о том, как он, её папа, был маленьким, как учился в школе, потом записал истории о своих товарищах, о первой учительнице. В этих забавных рассказах герои очень похожи на нынешних школьников. Среди них есть и примерные ученики, и хулиганы, и двоечники. Есть справедливые и строгие взрослые, есть нелепые и поучительные случаи, есть полезные наблюдения и верные советы.
2 Ведущий: Александр Раскин «Как папа отомстил немецкому языку». Читает Екатерина Будейкина.
2 Ведущий: Цакариас Топелиус вошел в историю финляндской и мировой литературы, как автор сказок для детей. История отважного мальчика Сампо давно известна российским читателям. Любознательный мальчуган Сампо-Лопарёнок, решив прокатиться на санках, оказался вдруг далеко от дома, во владениях свирепого горного короля. Олень с золотыми рогами помогает ему убежать и скрыться в доме учителя. Смелые и находчивые Сампо и учитель сумели справиться со злыми силами.
1 Ведущий: Цакариас Топелиус «Сампо-Ломпаренок». Читает Наталья Плаксина.
1 Ведущий: Первая книга рассказов Иосифа Дика для детей называлась «Золотая рыбка». А всего им написано более 60 книг. И все они без исключения веселые и добрые. Главной в творчестве писателя была школьная тема.

2 ведущий: Про школьника Вову Тарелкина читает Надежда Христюк.
-Чем закончилась эта фантастическая история, вы узнаете из сборника Иосифа Дика «В дебрях Кара-Бумбы»
1 Ведущий: Творчество Леонида Андреева невозможно понять, не проникнувшись атмосферой тех лет, не поняв жизненных исканий писателя и не прочувствовав весь трагизм его жизни. Андреев жил и писал в эпоху социальных потрясений и бурь, для которой характерна невиданная пестрота общественной мысли. Писатель по – своему откликался на события того времени, утверждая в творчестве свою жизненную позицию.
2 ведущий: Рассказ Леонида Андреева «Друг» читает Ольга Осокина.
2 ведущий: Евгений Линд и его поисковый отряд создали в 1968 году школьный музей «А музы не молчали», посвященный изучению самых скорбных страниц в истории Ленинграда, всеми силами стремясь поведать подрастающему поколению историю блокадного города через судьбы музыкантов, композиторов, артистов, художников
1 ведущий: Евгений Линд «Современники». Читает Любовь Казак.
1 ведущий: Ни для кого не секрет, что настоящее искусство способно творить чудеса. Именно эту мысль доказывает в своем рассказе «Старый повар» Константин Паустовский. Произведение переносит нас в конец XVIII века – во времена, когда жил и творил австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
2 ведущий: Отрывок из рассказа Константина Паустовского «Старый повар» прочитает Ксения Гребенщикова.
1 ведущий: Алина Колесникова прочитает рассказ «Мальчик, который любил весь мир»
2 ведущий: Рассказы Леонида Пантелеева – это удивительный и добрый мир, где герои по-настоящему заботятся о внутренней чистоте, а не о внешнем богатстве. Послушайте рассказ о мальчике-часовом на посту, который дал честное слово и поэтому «надо стоять, что бы ни случилось».
1 ведущий: Леонид Пантелеев «Честное слово». Читает Анна Волкова.
2 ведущий: Эта небольшая повесть Максима Горького составляет первую часть знаменитой трилогии "Детство", "В людях", "Мои университеты" и относится к жанру художественной автобиографии. Максим Горький рассказывает здесь о своих ранних годах, проведенных в доме деда в Нижнем Новгороде. По словам писателя, это была "густая, пестрая, невыразимо странная жизнь", где перемешались доброта и злоба, грязь и красота, жестокость и милосердие, любовь и ненависть.
1 ведущий: Отрывок из повести Максима Горького «В людях» читает Людмила Белоцерковец.
 1 Ведущий: Наша конкурсная программа подошла к завершению.
Но огонь звучащего Слова – не погас.
 2 Ведущий: Мы хотим, чтобы жюри оценило наш пыл и старания и сохранило в своих душах частичку огня наших сердец! Просим жюри подвести итоги.
1 Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы. Мы поиграем.
Литературная викторина
I. Биография
1.Родовое имение А. С.Пушкина.(Михайловское)
2.Кто воспитывал М. Ю.Лермонтова? (Бабушка Елизавета Алексеевна)
3.Где родился Н. В.Гоголь? (Село Васильевка, Украина)
4.Где служил Л. Н.Толстой? (На Кавказе)
5.Какую профессию приобрел А. П.Чехов? (Врач)
6.Какую премию получил И. А.Бунин? (Нобелевская премия)
7.Фамилия какого поэта – Шеншин? (Фет)
II. Творчество
1.Он брал сюжеты рассказов из своей практики врача. (Антон Павлович Чехов)
4.Его предок Ганнибал был воспитанником Петра I. (Александр Сергеевич Пушкин)
5.Большую часть жизни он провел за границей, но писал о России. (Иван Алексеевич Бунин)
6.Он написал знаменитое стихотворение о битве 1812 года(Михаил Юрьевич Лермонтов)
7.В произведениях этого поэта животные выступали в роли людей. (Иван Андреевич Крылов)
III. Герои (узнайте героя по описанию и назовите его)
1.«А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит-
Будто реченька журчит». (Царевна-Лебедь)
2.«За прилавкою сидит молодой купец,
Статный молодец, удалой боец…
Горят очи его соколиные…» (Купец Калашников)
3.«Был из числа коренных, старых полковников; имел исчерна-белые брови, подобные кустам; двадцатипудовое тело». (Тарас Бульба)
5.«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». (Владимир Дубровский)
IV. «Кто автор этих слов?»
2.«Терпи, казак, атаман будешь!» (Тарас Бульба)
3.«Я не слыхивал о медведе, но я всегда ношу при себе пистолеты». (Владимир Дубровский «Дубровский»)
4.«Наша работа против такого размера гораздо секретнее. Надо одну ножку под мелкоскоп подвести». (Левша)
5.«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?» (Олег Вещий «Песнь о вещем Олеге»)
6.«Больше пятисот рублей не дам. А убьете – ничего не возьмете». (Жилин «Кавказский пленник»)
7.«Ты думаешь, что белить забор – самая скучная вещь на свете? Нет. Это же так ответственно, так увлекательно. Не каждый с этим справится» (Том Сойер «Приключения Тома Сойера»)
2 Ведущий:
Встреча с книгой, что с другом,Для всех словно праздник,А для детской душиЭто нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,Былин и преданийВ мир жизни реальной,Мир науки и знаний.
Книги учат детейВсем премудростям жизни –Как быть Человеком,И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжиВсе должны отличать,Как бороться с врагомИ как зло побеждать.
Книги им помогаютКрасоту постигать,Как прекрасное видеть,Как его передать,
Как его передать,И как в малом увидетьБольшое значенье,И как в жизни найтиЗолотое сеченье.
Мудрость книжных страниц –Это жизни урокиО дне предстоящем,И о наших истоках.
Они их побуждаютМечтать о высоком,О будущем думать –О потомках далеких.
В книгах знания, свет,В книгах память веков,В книгах мудрость людей –Наших дедов, отцов.
Нам без книг, как без хлеба,Даже дня не прожить.Так давайте же будемИх беречь и любить.
1 Ведущий: Просим жюри огласить результаты конкурса