Открытый урок по литературе на тему Война, воспетая поэтом…

Министерство образования и науки Челябинской области
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»







Методическая разработка
открытого урока по литературе



















Челябинск, 2015

ОДОБРЕНА
Цикловой методической комиссией
блока общеобразовательных и ОГСЭ
дисциплин (МетК)
Протокол № ____
«___»____________ 20__ г.
Председатель ЦМК
____________ С.В. Осинцева













Составила: Лушникова О.Ю.- к.п.н., преподаватель «ЮУМК»





























Тема учебного занятия: «Война, воспетая поэтом»
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. А. Ахматова

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Вид учебного занятия: сообщение новых знаний.

Тип учебного занятия: литературно-музыкальная композиция.

Цели учебного занятия:
1) Сформировать представление учащихся о литературе периода войны, в частности, о поэзии, познакомить с творчеством писателей и поэтов-фронтовиков.
2) Развивать навыки  связной речи, умение слушать, делать записи.
3) Воспитывать патриотизм и чувство национальной гордости.

Оборудование: мультимедийный проектор, звуковые файлы: «Песни периода войны», презентации.

Ход учебного занятия:
1. Организация начала урока: 2 мин.

Цель этапа: подготовка студентов к работе

Компетенции
методы
формы
Используемые ресурсы

знания
умения




Организация внимания и внутренней готовности
Умение организоваться, быстро включиться в деловой ритм
словесный
фронтальный


Деятельность преподавателя
Деятельность студента

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, раскрытие общих целей урока
Подготовка к работе, включение в деловой ритм


2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению знаний: 10 мин.

Цель этапа: Напомнить основные события периода Великой Отечественной войны, ввести в атмосферу эпохи, создать эмоциональный настрой.
Компетенции
методы
формы
Используемые ресурсы

знания
умения




Основные исторические события изучаемого периода; содержание материала докладов конкретными студентами
Использовать ресурсы, правильно и лаконично излагать материал, выделять главное, сопоставлять, делать выводы
словесный, наглядный
групповая, индивидуальная
Презентация «Как это было» (из истории Великой Отечественной войны)


Деятельность преподавателя

Деятельность студента

65 лет прошло с тех пор, как прозвучали последние залпы Великой Отечественной, все дальше от нас время самой страшной для нашего народа войны. Но забывать о ней, о людях, отвоевавших право нашего народа на мирную счастливую жизнь мы не имеем права. И сегодня мы начинаем цикл уроков, посвященных литературе периода Великой Отечественной войны. Мы постараемся охарактеризовать поэзию военного времени и доказать, что это самый оперативный, популярный  жанр военного  периода. Слово предоставляется ведущему.































Ведущая: Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.
Памяти всех погибших посвящена наша литературно-музыкальная композиция.
Начало июня 1941 года. Мирное небо, счастливые лица, все ещё живы Слайд 2.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Мирная жизнь прервалась 22 июня, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. В 3 часа 30 минут части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы. Слайд 3.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
В ходе первых месяцев войны враг проник глубоко внутрь  нашей страны. С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны. Слайд 4. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


3. Изучение нового материала 31 мин.
Цель этапа: Формировать знания учащихся о развитии поэзии в годы войны.

Компетенции
методы
формы
Используемые ресурсы

знания
умения




Иметь представление о том, как развивалось в годы войны литература, в частности, поэзия; знать наизусть стихотворения
Уметь использовать информационные технологии при подготовке индивидуального задания, правильно и лаконично излагать материал, читать стихи наизусть
Словесный (рассказ), проблемный,
наглядный
групповая, индивидуальная
Презентация «Творчество советских поэтов в годы войны»






Деятельность преподавателя
Деятельность студента


Слушает, направляет работу студентов































Почему эта песня стала легендарной?


















































Учитель: Почему это стихотворение так волновало читателей? Какие чувства солдата передал автор? Как выразил он свое отношение к Родине?























































































































































Это стихотворение переписывали, знали наизусть.
В чем сила этого стихотворения?



















Одним из наиболее ярких поэтов этой поры действительно был К. Симонов.





























Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц Их стихи знали, ждали На фронт идет 17 летняя Юлия Друнина.


















































Почему поэзия оказалась необходима людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
В чем особенность лирики 1941-1945гг?
Какие темы поэзии стали центральными?

1 студент
24 июня 1941 года газеты “Известия” и “Красная звезда” опубликовали стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: “Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой” Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Их прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
- Будем разучивать новую песню – “Священная война”.
Один день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна.
С этого дня “Священная война” была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Слайд 5.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Ответы студентов:
(Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «Священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны).

Ведущая Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941г, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Слайд 6.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Чтец 1
А. Суркову
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» -
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Чтец 2
Ты знаешь, наверное, все-таки родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти поселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Чтец 1
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Чтец 2 Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Чтец 1 Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
Чтец 2 «Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» - говорили леса.

Чтец 1 Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
Ответы студентов (это стихотворение никого не может оставить равнодушным: в нем с огромной поэтической силой поэт передал горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать. Показана любовь автора за свою страну. И «усталые женщины», и «деревни с погостами», и «изба под Борисовом» - все это для него Родина, за которую не жалко отдать жизнь).

Ведущий В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, неприкрашенная война. Слайд 7.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Чтец 3
***
Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это - юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это - кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья. 1942г.

Песня о войне (автор: студент гр. М-09-1 А.Беляшов)

2 студент
При выполнении боевого задания в феврале 1942г. погиб 20-летний Всеволод Багрицкий, сын известного поэта. В его кармане нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем же осколком, который убил юношу Слайд 8,9.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

«Ожидание»
Мы двое суток лежали в снегу.
Никто не сказал: «Замерз, не могу».
Видели мы – и вскипала кровь-
Немцы сидели у жарких костров.
Но, побеждая, надо уметь
Ждать, негодуя, ждать и терпеть.

По черным деревьям всходил рассвет,
По черным деревьям спускалась мгла
Но тихо лежи, раз приказа нет,
Минута боя еще не пришла.
Слышали (таял снег в кулаке)
Чужие слова на чужом языке.
Я знаю, что в каждый в эти часы
Вспомнил все песни, которые знал,
Вспомнил о сыне, коль дома сын,
Звезды февральские пересчитал.
Ракета всплывает и сумрак ревет.
Теперь не жди, товарищ! Вперед!
Мы окружили их блиндажи,
Мы половину взяли живьем
А ты, ефрейтор, куда бежишь?!
Пуля догонит сердце твое.

Кончился бой. Теперь отдохнуть,
Ответить на письма И снова в путь! Слайд 10.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Ведущая
Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных были мысли фронтовиков.

3, 4 студенты зачитывают письма.

Исполнение песни «В землянке» (сл. Суркова) Слайд 11.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Ведущая
Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня». Слайд 12.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Чтец 4
***
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:- Повезло. –
Не понять неждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой. 1941г.
Ответы студентов: (стихотворение звучит как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов «жди меня», «жди»)

Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня». Индивидуальный анализ стихотворения.
(Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения – послание, лирический герой обращается к любимой: «жди, ты». Основная мысль заключена в первой  строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата,  эта строчка звучит как рефрен, призыв. Анафора «Жди» помогает  подчеркнуть надежду. Сочетание звуков (Ж, ЖД) – аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни (желтые дожди, жара)), усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог-послание.)
5 студент Слайд 13.
Творчество К.Симонова (индивидуальное задание)
(Симонов родился в 1915г. в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 году, а через два года поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, Симонов поступил учиться в аспирантуру, а в 1939г. уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин –Гол, уехал, прервав учебу в аспирантуре, куда больше не вернется. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом.
Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на все его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течении всей войны работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Все опубликованное в годы войны в газетах составило позже 4 книги: «От Черного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии». В годы войны им написаны пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», две книги стихов – «С тобой и без тебя», «Война». О войне писал всю жизнь. Он видел ее собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. В 50гг появилась его трилогия «Живые и мертвые», в которых он рассказывает о трагических военных событиях. Умер Симонов 28 августа 1979г. Перед смертью он попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, поэтому его прах был развеян на поле неподалеку от Бобруйска).

6 студент Слайд 14.
Творчества Ю. Друниной (индивидуальное задание)

Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней ее, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»:
Я из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и
«перемать»,
Потому что имя ближе, чем
«Россия»,
Не могла сыскать

Ведущая
Не всем было суждено вернуться с войны.

Исполнение песни

По данным энциклопедии «Великая Отечественная война», в действующей армии служило свыше тысячи писателей, из восьмисот членов Московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250.
471 писатель с войны не вернулся.
- Мусса Джалиль, будучи тяжело раненым, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Моабит, в 1944 году казнен. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
- Борис Котов погиб 29 сентября 1943 года при форсировании Днепра. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
- Штурман подводной лодки Алексей Лебедев погиб на Балтике при выполнении боевого задания 1941.
- Борис Костров был смертельно ранен в восточной Пруссии 1945.
- Владислав Занадворов погиб в боях под Сталинградом 1942.
- Георгий Суворов – участник боев за Ленинград. Погиб во время наступления войск 13 февраля 1944г. и т.д. Слайд 15-21.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Объявляется минута молчания.
Слайд 22. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Исполнение песни В.Высоцкого
Слайд 23

Ответы студентов:
(Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой).
(Душевная близость с народом является исключительной особенностью лирики 1941 -1945 гг. Поэзия, как и вся литература, стремилась передать настроения и переживания современников.
(Тема Родины, родной земли, нации, народа).



4. Итоги. Информация о домашнем задании: 2 мин.

Цель этапа: Подвести итоги урока, сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Компетенции
методы
формы
используемые ресурсы

знания
умения





Внимательно слушать, своевременно записывать
словесный (объяснение)
фронтальная


Деятельность преподавателя
Деятельность студента

Заключительное слово учителя
Война изображалась не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая. Поэзия уловила самую суть развернувшейся войны: «Бой идет святой и правый, // Смертный бой не ради славы, // Ради жизни на земле» (А.Твардовский). Слайд 24

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Домашнее задание:
- написать письмо – обращение участника Великой Отечественной войны нам, живущим в ХХI веке.
















Слушают, записывают домашнее задание.




Литература
Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет / Сост. В.М. Курганова. – М., Советская Россия, 2000. – 272 с.
Зиновьева Л.П. Литературная гостиная // Литература в школе. –2006. – №5. - С. – 44-47
Стихи и рассказы о войне / Сост. П.К. Федоренко. – М., 2004. – 203 с.
Была война... : Стихотворения / Сост. и авт. Послесл. В. Акаткин и др. - М., 1984. – 255 с.
«Я был убит в боях» : стихи молодых поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны. - Пермь, 1990. – 246 с.
Родина мужественных : Стихотворения и поэмы военных лет / Сост. Юрьев И.Я. - Ярославль, 1985. – 239 с.


















13PAGE 15


13PAGE 14315