«Знаки дорожные — друзья надёжные».


Тема: «Знаки дорожные — друзья надёжные».
Дата проведения: 14.10.15г.
Цель: продолжить формирование дорожной грамотности у воспитанников.
Задачи:
познакомить с историей возникновения правил дорожного движения;
развивать умение работать в группах, логическое мышление, умение четко формулировать вопрос;
воспитывать культуру поведения на дороге;
Методы: метод групповой работы, игры.
Оборудование: плакаты по ПДД, телевизор, компьютер, ватманы, карандаши, справочник правил ДД, газета ПДД.
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Сегодня наш занятие будет посвящен правилам дорожного движения.
– А для чего нужно знать правила дорожного движения?
Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.
– Послушайте немного об истории правил дорожного движения.
(Презентация история ПДД).
(Дети делятся на 3команды).
С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.
Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.
Конкурс “Знаете ли вы?”
Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.
Вопросы:
1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов).
2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней).
4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди).
5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади).
6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством).
7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны).
8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах).
9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет).
10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет).
11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорт).
12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной).
13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет).
 14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).
 15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (Пешеходы, водители, пассажиры).
 16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (Нет).
 17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (Дети).
 18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (Левый, так как движение правостороннее).
19. Как называется "зебра" на дороге? (Пешеходный переход).
 20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).
 21. Какие сигналы подает светофор? (Красный, желтый, зеленый).
22. Какой перекресток называют регулируемым? (Тот, где есть светофор или регулировщик).
 23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор, и регулировщик? (Регулировщику).
 24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (Чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).
25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (Правой стороны).
 26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (Да, всегда).
 27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (Поднять руку вверх).
 28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (Нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
 29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (Нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (Рука поднята вверх).
2.Конкурс капитанов
Вопросы: 
1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения).
2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора).
3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство).
3.Конкурс “Угадай знаки”. (Приложение 1)
Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:
велосипедное движение запрещено;
дорожные работы;
телефон;
пешеходная дорожка;
движение запрещено;
опасный поворот;
обгон запрещен;
дети.
4. Конкурс “Дорожная ситуация”. (Приложение 2)
Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации.
Ситуации:
1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?
2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?
3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?
4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?
5. Загадки
Посмотри, силач какой:На ходу одной рукойОстанавливать привыкПятитонный грузовик.(Милиционер). Этот конь не ест овса,Вместо ног – два колеса.Сядь верхом и мчись на нем,Только лучше правь рулем.(Велосипед). Удивительный вагон!Посудите сами:Рельсы в воздухе, а онДержит их руками.(Троллейбус).
По обочине дорогиКак солдатики стоят,Все мы с вами выполняемТо, что нам они велят(Знаки). Не живая, а идетНеподвижна, а ведет.(Дорога). Где ведут ступеньки вниз,Ты спускайся, не ленись.Знать обязан пешеход:Тут …?(Подземный переход!)
Чтоб тебе помочьПуть пройти опасный,Горит и день, и ночь –Зеленый, желтый, красный(Светофор). Полосатые лошадкиПоперёк дорог легли-Все авто остановилисьЕсли здесь проходим мы.(Переход-зебра). Дом по улице идет, На работу нас везет, Не на курьих тонких ножках,А в резиновых сапожках.(Автобус).
6. Задачки
1. Представьте себе, что ты – водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей – поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса? (Столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос).
  2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (1 – мальчик).
3.На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км.
Сколько километров проехал велосипед? (5 км)
7. Творческое задание.
Командам предлагают нарисовать дорожные знаки, которые встречаются им по дороге в школу. (Дети выполняют задание)
8. Итоги занятие.
- Узнали сто то нового для себя?
-Для чего нужно знать и применять ПДД?
Победившая команда получают грамоты, сладкие угощения для всех.
Приложение 1.







Приложение 2.
Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

3.При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?
4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?