«Разработка части В ЕГЭ по русскому языку на основе рассказов И.А. Бунина» Проектная деятельность


МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»
г. Усть-Илимска, Иркутской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СЛОВЕСНОСТИ В 10-11 классах
«Разработка части В ЕГЭ по русскому языку
на основе рассказов И.А. Бунина»
Проектная деятельность
Автор: Т.В. Гаммершмидт,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Усть-Илимск, 2013 год
Тема 3 погружения словесности:
«Автор – реалист. Композиция текста»
Цель: формирование целостного представления об особенностях художественного мира реалистического произведения; углубление знаний о композиции текста.
Задачи:
определить соотношение идеала и действительности в реалистических произведениях;
выявить композиционные особенности изучаемых произведений;
выявить своеобразие художественного мира реалистических произведений;
закрепить представление об обязательной трёхчастной композиции текста;
углубить понятия микротема, микротекст, абзац;
повторить сведения о составе русской лексики и изобразительно-выразительных возможностях;
совершенствовать навык правильного словоупотребления и работы со словарями;
повторить синтаксис: словосочетание, простое предложение, сложное предложение.
Произведения для чтения и анализа
И.А. Гончаров. «Обломов».
И.А. Бунин «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Тёмные аллеи».
А.И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет».
Второй день погружения разработан согласно авторской (Т.В. Коршунова, Т.В. Гаммершмидт, К.В. Билан, Ю.А. Зуева) программе «Словесность» для 6-11 классов, рецензия ИПКРО, 2009 год.
2 день погружения
1 урок: Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина: прозаика, поэта, публициста, почётного академика Петербургской академии наук, первого Нобелевского лауреата среди русских писателей.
2 урок: «Всё проходит, да не все забывается». Комплексный анализ рассказов И.А. Бунина (работа в группах).
3 урок: «Всё проходит, да не все забывается». Выступление групп (представление рассказов).
4 – 5 уроки: «Разработка части В ЕГЭ по русскому языку на основе рассказов И.А. Бунина». Проектная деятельность. Защита проектов. Решение задание КИМов части В (самостоятельная работа).
Открытый урок «Разработка части В ЕГЭ по русскому языку
на основе рассказов И.А. Бунина»
10-11классы, социально-гуманитарная группа
МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»
г. Усть-Илимска, Иркутской областиСистемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему  обучения  то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи.
Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный  вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
В рамках системно-деятельностного подхода проводятся уроки в 10-11классах.  Класс разделён на 4 группы, каждая впоследствии работает над своей частью задания В, выбраны консультанты.
Урок по русскому языку в 11 классе
Тема урока:  «Разработка части В ЕГЭ по русскому языку на основе рассказов
И.А. Бунина»  
Цели урока:
подготовить учащихся к выполнению части В3-В6;
совершенствовать навыки самостоятельной работы в группе;
формировать корректное отношение к чужому мнению;
развивать навыки работы с учебниками и другими материалами по заданию;
оформлять полученные знания в виде схем, таблиц и т.д.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, выполненная в PowerPoint; раздаточный материал: карточки с текстом, 4 ноутбука с выходом в Интернет; сайт Д.Гущина.
Ход урока. Включается презентация. Слайд 1
1.Постановка учебной задачи. (5 мин.).
Слайд 2. Учитель: Ребята, продолжаем работать. На предыдущих уроках мы анализировали рассказы И.А. Бунина: узнали о тематике, проблематике, идейной принадлежности рассказов автора; охарактеризовали основные художественные образы; дали речевую характеристику героев; отметили элементы сюжета и композиции; выяснили место произведения в творчестве писателя. Теперь тексты рассказов И. Бунина нам пригодятся для подготовки к сдаче части В ЕГЭ по русскому языку.
Слайд 3. Задания части В ЕГЭ по русскому языку связаны с анализом языковых явлений в тексте. Они требуют умения самостоятельно сформулировать ответ в виде слова, небольшого перечня слов, цифр. Неумение опознать определённые грамматические конструкции (например, причастный, деепричастный обороты)  затрудняет освоение текста.
Я всегда говорю своим ученикам: если вы умеете составлять задания для КИМов, то решение тестового задания не составит впоследствии труда. Прежде чем вы приступите к работе, хочу обратить ваше внимание на слова М. Монтеня (на презентации): «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью».
Поэтому попробуйте сами добыть эту «собственную мудрость».
Ваша задача сегодня составить задания В2- В5, используя текст И.А. Бунина.
2. Учащиеся получают задания, в группе работают 6 человек, выбран консультант
(15 мин.)
Задание
1 группа: составить тест для В2- Части речи.
2 группа: составить тест для В3- Подчинительная связь в словосочетании: согласование, управление.
3группа:составить тест для В4- Грамматическая основа предложения, двусоставные и односоставные предложения.
4 группа: составить тест для В5- Простое осложненное предложение.
Все оформить в виде компьютерной презентации, использовать Интернет-ресурсы, КИМы ЕГЭ по русскому языку, учебные пособия. Слайды расположить следующим образом:
Заголовок слайда, ФИО авторов презентации;
Теоретический материал (блок), необходимый для выполнения задания;
Текст И. Бунина;
Задание к тексту, сформулированное по шаблону ЕГЭ по русскому языку;
Ответ к заданию.
3. Учащиеся выполняют задания,  учитель  - у консультантов, консультанты -  у ребят.
(Каждая группа получает задание, причём ребята не знали до этого, какое задание им достанется. Консультанты распределяют роли в группе и помогают, если необходимо).Обучающиеся выполняют задания под музыку Л. Бетховина «Лунная соната», мелодия играет чуть слышно. По окончании работы учитель спрашивает: «Какая мелодия играла? Кто автор? Почему была выбрана для прослушивания именно «Лунная соната»?» (ответ в тексте рассказа «Чистый понедельник»)
4. Защита проектов (5 мин): группа выбирает выступающего, который возле доски представляет свой проект; обучающиеся решают самостоятельно тестовое задание, подготовленное каждой группой.
5. Рефлексия: на столах лежат сердечки разных цветов. Учитель просит поднять зеленое сердце-тема понятна, желтое – надо еще поработать самостоятельно, красное-требуется индивидуальная консультация.6. Практическая работа (самостоятельная работа). Обучающиеся, которые не разобрались в части В2-В5, получают индивидуальные консультации у учителя.
7. Домашнее задание:  составить презентацию для подготовки к решению части В2-В5, использовать тексты А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет» (по выбору).
Использованные источники:
1. Трофимова О.В., доцент кафедры теории и методики преподавания гуманитарных дисциплин ЯрОИПК, Реализация принципов развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках русского языка в средней школе.
2. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода (ресурсы Интернета).
Отрывок из рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунина
для составления заданий В2-В5 ЕГЭ по русскому языку.
1."Странная любовь!" - думал я и, пока закипала вода, стоял, смотрел в окна. 2.В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него... 3."Странный город! - говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. - Василий Блаженный - и Спас-на-Бору, итальянские соборы - и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах..." 4. Приезжая в сумерки, я иногда заставал ее на диване только в одном шелковом архалуке, отороченном соболем, - наследство моей астраханской бабушки, сказала она, - сидел возле нее в полутьме, не зажигая огня, и целовал ее руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело... 5. И она ничему не противилась, но все молча. 6. Я поминутно искал ее жаркие губы - она давала их, дыша уже порывисто, но все молча. 7. Когда же чувствовала, что я больше не в силах владеть собой, отстраняла меня, садилась и, не повышая голоса, просила зажечь свет, потом уходила в спальню. 8. Я зажигал, садился на вертящийся табуретик возле пианино и постепенно приходил в себя, остывал от горячего дурмана. 9. Через четверть часа она выходила из спальни одетая, готовая к выезду, спокойная и простая, точно ничего и не было перед этим.
Примерные готовые задания к данному отрывку (В2-В5).
В2. Части речи.
Из предложения 2 выпишите относительное местоимение (которого)
В3. Подчинительная связь в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ (предложение 1).-согласование
В4. Грамматическая основа предложения, двусоставные и односоставные предложения.
Среди предложений 1–3 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
Задания B5. Простое осложненное предложение.
Среди предложений 6—9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений (6, 7)