конспект урока по геометрии на тему Прямоугольный треугольник

Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему:
"Прямоугольный треугольник".
1.Организационный момент.
Добрый день!
Сегодня я проведу У вас урок не простой, Он будет посвящён Интересной особе одной.

2. Сообщение темы урока, постановка цели
Что же это за особа, о которой пойдёт речь? (слайд 1)

Внимание, загадка: Это геометрическая фигура. Она имеет 3 стороны. А ещё у неё 1 угол  прямой (прямоугольный треугольник) (слайд 2)

И тема урока: “Прямоугольный треугольник ”. (слайд3) А теперь определим цели урока
1. Повторить свойства прямоугольных треугольников;
2. показать практическое   применение этих свойств. Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? 
Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся  добиться успеха. Но чтобы у нас всё получилось, вспомним, что же  вы узнали на прошлых уроках?

3. Актуализация изучения материала
а) фронтальный опрос учащихся (слайд 4)
Какой треугольник называется прямоугольным?
Как называются стороны прямоугольного треугольника? Какая сторона большая?
А знаете ли вы, что
Прямоугольный треугольник занимает почетное место в вавилонской геометрии, упоминание о нем часто встречается в папирусах Ахмеса.
Слово гипотенуза берет начало от образа древнегреческих арф, на которых струны натягивались на концах двух взаимно перпендикулярных подставок.
Термин катет происходит от греческого слова «катетос», которое означало отвес, перпендикуляр.

(слайд 4)
б)письменный опрос с последующей взаимооценкой.

4. Решение задач.Применение свойств прямоугольного треугольника
а)в знакомой учебной ситуации ( слайды5,6 )
По чертежу устно решить  задачи 1 и 2 (отвечает один ученик, остальные показывают катафотом своё  несогласие с ответом) – в рабочих тетрадях выписать  ответ.
(слайд7)


Физминутка. Гимнастика для глаз
Учитель: А теперь давайте отдохнем.
Не поворачивая головы, смотрим влево – вправо, вверх – вниз, рисуем большой круг глазами в одну сторону, в другую сторону. А теперь, повторите два раза и закроем глазки. Представьте, что вы находитесь в кабинете треугольной формы. Медленно открываем глаза и продолжим.

б) Применение знаний в новой учебной ситуации.
Работа в парах. Самопроверка (слайд 11,12)

5.Работа в группах. (слайды 13-18). –решение задач в группах.

6.Применение прямоугольных треугольников.
I ученик: Египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5 активно применялся для построения прямых углов землемерами и архитекторами. Для построения прямого угла использовался шнур или веревка, разделенная отметками (узлами) на 12 (3+4+5) частей: треугольник, построенный натяжением такого шнура, с весьма высокой точностью оказывался прямоугольным и сами шнуры-катеты являлись направляющими для кладки прямого угла сооружения.
В архитектуре средних веков египетский треугольник применялся для построения схем пропорциональности.
2 ученик.- расскзывает о лоскутном шитье- ПЭЧВОРК .(слайд 19)

3.Беседа с учащимися о заднем отражателе велосипеда . В результате этой беседы выясняется, что катафота имеет ребристое строение. Почему? Только ли для красоты? Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что выемки имеют форму прямоугольных треугольников. Значит, здесь применяется какое-то свойство прямоугольных треугольников, с которыми вы познакомились на прошлом уроке.
(Слайды 20,21)

7.Контрольный тест
Индивидуальная работа
1. Прямоугольным называется треугольник, у которого
а) все углы прямые;
б) два угла прямые;
в) один прямой угол.
2. В прямоугольном треугольнике всегда
а) два угла острых и один прямой;
б) один острый угол, один прямой и один тупой угол;
в) все углы прямые.
3. Стороны прямоугольного треугольника, образующие
прямой угол, называются
а) сторонами треугольника;
б) катетами треугольника;
в) гипотенузами треугольника.
4. Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу, называется
а) стороной треугольника;
б) катетом треугольника;
в) гипотенузой треугольника.
5. Сумма острых углов прямоугольного треугольника
Равна
а) 180°; б) 100°; в) 90°.
8.Подведение итогов. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению
Творческое задание: (слайд 22)
придумать и решить задачу на применение свойств прямоугольного треугольника.