Урок внеклассного чтения. Литературная гостиная. Жизнь и творчество А.И.Солженицына ( по рассказам Крохотки) 11 класс


Тема урока:
«Урок внеклассного чтения. Литературная гостиная. Жизнь и творчество А.И.Солженицына (по рассказам «Крохотки»)». 11 класс.
Эпиграфы к уроку:1. « Если бы мне сказали: придумай себе жизнь, я б не смог придумать лучше».
2. «Мы прежде всего обязаны Родине истиной». (А.И.Солженицын)
Цели урока:
1. Дать учащимся представление о личности писателя А.И.Солженицына;
2..Определить тематику рассказов - миниатюр , углубить представление учащихся о жанровых особенностях стихотворений в прозе, провести сопоставительный анализ рассказов; выявить авторскую позицию ;
3.Способствовать формированию индивидуального восприятия жизни и личности писателя через его творчество.
Задачи урока:
1.Повышение мотивации учащихся к изучению творчества А.И.Солженицына;
2.Формирование нравственных основ личности учащихся через рассказы «Крохотки»;
3.Создание условий , способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Оборудование к уроку:
1.Интерактивное оборудование;
2.Фотовыставка портретов А.И .Солженицына;
3.Тексты рассказов А.И .Солженицына «Крохотки» (аудиозапись в исполнении автора);
4. Фрагменты из мультимедийного фильма Александра Сакурова «А.И.Солженицын»;
5.Музыкальное оформление ( произведение «Одинокий пастух»)
Ход урока.
Слово учителя.Прикоснуться к судьбе писателя… Как часто мы произносим эти слова?Нам предстоит прикоснуться к судьбе нашего современника, который прожил долгую жизнь, связанную с противоречиями, драматическими страницами истории нашей страны.
Сегодня должно состояться наше знакомство с историей жизни писателя. Насколько успешным оно будет, насколько мы сможем приблизиться к пониманию личности нашего современника, будет зависеть от нас с вами.
Писатель, как любой человек, обнажает глубинные качества своей личности, состояния души в письмах, дневниковых записях, в общении с другими людьми. Судить об этом можно по воспоминаниям, отзывам. Они отражаются в чертах его лица.
Обратимся к портретам А.И.Солженицына. (Слайды-О чем, как о человеке, помогают узнать его лицо, его глаза?
Задание. Подберите и запишите в тетради слова, с вашей точки зрения, наиболее точно характеризуют этого человека.
(Проницательный взгляд, сосредоточенность, скорбная задумчивость, высокая мудрость, уверенность в себе,суровое лицо).
Обратимся к эпиграфу урока «Если бы мне сказали: придумай себе жизнь, я б не смог придумать лучше»
Просмотр фрагмента фильма Александра Сакурова «А.И.Солженицын».
Индивидуальное задание творческого характера. Какие понятия ассоциируются с образом Дороги?
Вывод учащихся. Дорога – это: 1. Движение , преодоление расстояния времени, приближение к цели.
2.Бесконечность, неизведанность, постоянные ожидания.
3.Одиночество, случайные встречи, добрые попутчики.
4.Открытость небесам, свету, или погруженность во мрак, в туман.
Слово учителя.
С давних пор существует метафорическое восприятие дороги как человеческой жизни. Вы определили, на основе каких признаков происходит сближение понятий: «дорога, путь», «жизнь, судьба».
Они могут быть использованы в рассуждении о судьбе человека, об особенности его внутреннего мира на определенных произведениях.
Каков нравственный путь писателя в рассказах «Крохотки»?
Проводится работа по изучению рассказов:
Звучит аудиозапись «Лиственница», Колокол Углича», «Дыхание» в исполнении автора (Слайды )Беседа .Какое впечатление произвело прослушивание рассказов? Определим темы, идеи данных текстов.
Каковы жанровые особенности рассказов «Крохотки»?
Индивидуальные сообщения учащихся по рассказам А.И.Солженицына «Крохотки» по группам: 1. «Крохотки» 1958-1960годов;
2.«Крохотки» 1996-1999годов;
Вывод: Рассказы «Крохотки» - это рассказы – миниатюры, стихотворения в прозе (отмечаются жанровые особенности)
«Крохотки» 1958-1960годов – годы тревоги за свою Родину. Родина несвободна, утратила свои корни, потеряла важные нравственные нормы, формировавшиеся веками.
Как М.Булгаков, А.И.Солженицын доказывает, что невежество – это зло, насилие, тупая ,разрушительная сила, поэтому так страдает Родина и вместе с ней – человек.
«Крохотки» 1996-1999годов – теперь не плач по России, яркий образный, ёмкий метафорический ответ на вопрос о том, что помогло русским людям не потерять свою бессмертную душу «на нашей горестной земле».
Задание классу: Просмотреть фрагмент фильма А.Сакурова «А.И.Солженицын» о литературе. Как этот фрагмент соотносится с идейным содержанием рассказов «Крохотки»?
Итогом работы по рассказам «Крохотки» является :
1. Заполнить таблицу
А.И.Солженицын «Крохотки»
Название
рассказа Ассоциация Тема, идея рассказа Персонажи Актуальность
2.Как слова А.И.Солженицына: «Мы прежде всего обязаны Родине истиной» раскрывают идейное содержание рассказов «Крохотки» ?Домашнее задание ( на выбор):1. Написать сочинение на тему «Нравственные уроки в рассказах А.И.Солженицына «Крохотки»;
2.Составить презентацию «Дорога жизни А.И.Солженицына»