Урок – путешествие «Давление в жидкостях и газах. Чёрное море.»

путешествие «Давление в жидкостях и газах. Чёрное море.»
(Слайд 1)
Цели урока: Усвоение и закрепление знаний о давлении в жидкости; освещение проблемы чёрного моря, проблемы охраны окружающей среды, расширение знаний в области биологии, географии, физики и химии.

ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные: 
формирование понятия «давление жидкости»;
формирование знаний о законе Паскаля;
знакомство с давлением на дне морей и океанов;
практическое применением знаний о давлении жидкости;
расширение знаний в области биологии, географии, физики,химии.
Развивающие: 
Развитие навыка расчета давление жидкости;
формировать навыки измерения с помощью водяного манометра;
формирование навыков работы учащихся с источниками информации;
развитие логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательные:
воспитание любви к родному краю;
воспитание бережного отношения к окружающему нас миру.
развитие интереса к предмету. (Слайд 2)

Оборудование к уроку:  Видеопроектор, компьютер, дидактический материал, водяной манометр, гидравлический пресс, сообщающиеся сосуды.

Межпредметные связи: биология, география, физика, химия.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент.

Эпиграф урока: «Самое прекрасное и глубокое из доступных нам
чувств – это ощущение тайны, ибо в нем
источник истинной науки». (Слайд 3)

II.Постановка учебных целей, повторение основных понятий предыдущих тем.
Давайте немного вспомним, о чем вы говорили на прошлых уроках! (Слайд 4)
Из чего состоят все вещества? (из молекул)
Какие три агрегатных состояния вещества вы знаете? (твердое, жидкое и газообразное)
Какие свойств жидкости вам известны? (Сохраняет объем, но не сохраняет форму)
Какие свойства газа вам известны? (Не сохраняет ни объема, ни формы)
Чем обусловлено давление в жидкостях и газах? (движением молекул)
Как передают давление жидкости и газы? Сформулировать закон Паскаля? (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.)
От чего зависит давление, которое жидкость оказывает на дно и стенки сосуда
и как рассчитать давление жидкости?
Объявляется тема урока!
III.Изучение нового материала.
1. Каждый слой жидкости своим весом давит на лежащие ниже слои. По закону Паскаля это давление передаётся по всем направлениям.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](Слайд 5)
2.От чего зависит давление, которое жидкость оказывает на дно и стенки сосуда?
При равной высоте столба в трубках
с разной жидкостью резиновая плёнка прогибается по разному
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](Слайд 6)
Давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости
3. Давление в жидкости на одном уровне одинаково по всем направлениям.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](Слайд 7)
4. Как рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда?
1. Объём жидкости V = S h
2. Масса жидкости m = 
· V = 
· S h
3. Вес жидкости P = mg = 
· S h g
4. Давление на дно p = [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] или p = S h g 
·
S
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](Слайд 8)
Давление жидкости на дно: p = 
· h g
IV.Теперь мы с вами экипаж подводного судна. Путешествие проводят физики и биологи. (Слайд 9 видео )
5.Демонстрация на экране отрывка фильма «Море».
ѕ часть земной поверхности покрыты водой, это океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северн. Ледовитый. Но говорить мы сегодня будем о нашем Чёрном море.

6.Выступление эксперта – географа. (Слайд 10)
Черное море представляет собой глубоководный бассейн с относительно крутыми склонами. Линия 100-метровых глубин проходит на расстоянии 200 километров от берега и только в отдельных районах (Гагра, Крым) - на расстоянии 1 километра. Ложе моря в основном ровное, но там имеются небольшие трещины и уступы, есть и возвышенности с очень пологими склонами. Наибольшая глубина Черного моря 2211 метров. Район максимальных глубин расположен в центральной части моря, немного ближе к турецким берегам.

Сможет ли человек жить в море? (Слайд 11)
7.Решение задачи: Определить давление воды Чёрного моря на глубине 2211м. (в тетрадях запись)
Дано: Решение
h = 2211 м р =
· g h;
g =9,8м/с2 р =2211м .1030 кг/м3 .9,8 Н/кг =22773300 Па=22773 кПа.
р - ? ( Па ) Ответ: р = 22773 кПа. (Слайд 12)

8. Кусок дерева на такой глубине будет спрессован в плотный кирпич, который будет тонуть в воде.
Выступление эксперта – гидролога. (Слайд 13)
Сероводород в Черном море - одно из самых известных свойств моря – и лишь одно из следствий того, что глубже 200 метров - в черноморской воде нет кислорода; ни животные, ни растения жить там не могут. На глубинах от 200 метров до самого дна Черного моря - живут только бактерии, выделяющие сероводород. Ни одного другого такого моря в мире нет.

В Черном море, из-за его опреснения реками, существует две массы, два слоя воды, которые слабо смешиваются друг с другом.
Поверхностный слой черноморской воды - до глубин ы 100 метров - речного происхождения. В глубины моря поступает более соленая ( более тяжелая) вода из Мраморного моря- нижнебосфорское течение- и опускается вглубь.
Температура от поверхности до глубины 50-100 метров моря всегда определяется температурой воздуха. А температура глубоких вод Черного моря - круглый год 8-9оС.
Сможет ли человек жить в таких условиях?

9. Выступление экспертов – физиков. (Слайд 14, 15, 16, 17, 18)
Человек стремится узнать, что же там на глубине. Опуститься на глубину мы можем не более 10 – 15 метров. Мировой рекорд был установлен в 1992 году итальянцем Умберто Пелидзари, он опустился на глубину 18 метров без дополнительного снаряжения.
Для погружения на большие глубины человечество ищет устройства, первые воспоминания о них в трудах итальянского учёного Леонардо да Винчи. Сохранились первые рисунки подобных устройств.
В 1943 году французский учёный Жак Ив Кусто изобрёл акваланг – аппарат, состоящий из баллона со сжатым воздухом и дыхательного приспособления.


Под водой у человека развивается азотное опьянение.
Азотный наркоз наркотическое действие азота на центральную нервную систему. Возникает при погружении на глубины более 40 метров с аппаратами со сжатым воздухом.
На глубине 6080 м наблюдаются возбуждение, беспричинная весёлость,
80100 м - расстройство координации движений, зрительные и слуховые галлюцинации,
более 100 м - «наркотический» сон.

(Слайд 19)
На дне Черного моря, в одной из самых глубоких его впадин, так называемой Ялтинской, на глубине свыше 2 километров уже побывал человек ещё в марте 1971 года. Опускание происходило на специальном глубоководном аппарате "Север-2". Длина его - 4 метра, водоизмещение - 15 тонн. Аппарат имел экипаж из 4 человек. Что видели акванавты по мере погружения? Только в поверхностном слое - до 100 метров - жизнь. Глубже в полной темноте под лучами прожектора светились только органические остатки, медленно опускавшиеся на дно и напоминавшие хлопья снега.

10. Запись в тетрадь (Слайд 20)
Батискаф опускается на глубину 10919 м,
батисфера до 1360 м,
в жёстком скафандре до 300 м,
с аквалангом до 40 м,
без акваланга до 30 м.

11. Выступление биологов. (Слайд 21)
В распоряжении животных и растений всего 13% объема воды. Несмотря на сравнительную бедность морской флоры и фауны, только водорослей в Черном море насчитывают более 250 видов. Есть водоросли, обитающие у берега - коралина, цистозира, морской салат, лауренсия, есть те, которым нужна глубина - филлофора, или морской виноград, а есть такие, которые просто плавают в воде, например периденея.
В Чёрном море обитает 2,5 тыс. видов животных (из них 500 видов одноклеточных, 160 видов позвоночных рыб и млекопитающих, 500 видов ракообразных, 200 видов моллюсков, остальное беспозвоночные)

На дне Чёрного моря обитают мидии, устрицы, гребешок, а также моллюск-хищник рапана. Среди камней живут многочисленные крабы, имеются креветки, встречаются различные виды медуз, актинии, губки.
Среди рыб Чёрного моря: различные виды бычков , азовская хамса, анчоус, акула-катран, камбала, кефаль, луфарь, хек, морской ёрш, пикша, скумбрия, ставрида, сельдь, тюлька, сарган, морской конёк, осетровые, лосось.
Из птиц распространены чайки, буревестники, утки-нырки, бакланы и ряд других видов. Млекопитающие представлены в Чёрном море двумя видами дельфинов (дельфином-белобочкой и афалиной), морской свиньёй, белобрюхим тюленем.

Зоолог. (Слайд 22)
Морской ерш (черноморская Скорпена). Это настоящее чудовище - большая голова, покрытая выростами, рожками, выпученные багровые глаза, огромный рот с толстыми губами. Лучи спинного плавника превращены в острые колючки, которые скорпена, если ее потревожить, растопыривает; в основании каждого луча - ядовитая железа. Раны от шипов Скорпены причиняют жгучую боль, место вокруг уколов краснеет и распухает, потом - общее недомогание, аллергическая реакция, повышение температуры.
Единственными таблетками, которые смогут помочь, являются противоаллергические (антигистаминные) препараты.
Физиолог. (Слайд 23)
Морской дракончик. Вытянутая, похожая на змею, с угловатой большой головой, донная рыба. Как и у других донных хищников, у дракона - выпученные глаза на верхней части головы и огромный, жадный рот. Морской дракончик предпочитает мягкие грунты - песок, ил, в которые он зарывается, подстерегая добычу - мелких рыб. Чувствуя опасность, дракончик расправляет черный веер спинного плавника, все пять лучей которого - отравленные колючки. Еще один ядовитый шип растет назад из жаберной крышки.
Последствия ядовитого укола дракончика - гораздо серьезнее, чем в случае скорпены, но лечение - такое же.

Генетик. (Слайд 24)
Скат-хвостокол (Морской кот). До 1 м в длину. Живет на дне где и находит пищу - моллюсков, крабов; поэтому рот у них смещен под плоскую голову, а глаза и жаберные щели - расположены сверху. Скаты плавают, размахивая широкими плоскостями тела, как крыльями, хвостовой плавник отсутствует, переродившись в длинный хвост, на котором расположен острый шип - до 20 сантиметров в длину. Края очень острые, зазубренные, вдоль лезвия, с нижней стороны - желобок, в котором находится ядовитая железа.

Эколог. (Слайд 25, 26, 27)
Экология Черного моря ухудшаются, и угрожает жизнеспособности моря. Основной причиной является большое количество рек, которые с собой приносят тяжелые металлы, азот, фосфор, вместе осадками смываются, поверхностный слой удобренных полей. По уровню загрязнения рек нефтепродуктами Черное море стоит на 1 - ом месте, около двадцати государств сбрасывают свои отходы в Черное море. Более 150 видов фауны Черного моря вымирает из-за большого содержания в морской воде нефтепродуктов.

V. Итог урока. Выставление оценок в дневники и журнал.

VI. Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение о принципе действия прибора для измерения кровяного давления человека.(индивидуальное задание)
2. Продемонстрируйте в классе пприменение этого прибора. (пригласить медицинскую сестру)
3. Изучить параграф 16
4. Решить задачу 16.3










13PAGE 15


13PAGE 14815