методическое руководство по подготовке к олимпиаде по истории


Одаренные дети достигают продвинутого уровня по одному или более учебному предмету.
Талантливые дети имеют продвинутые навыки в практической деятельности, школьных предметах, искусстве, музыке и спорте. Могут иметь дар или талант в одной области, но не иметь в других. Интеллектуальные возможности могут не совмещаться с эмоциональной зрелостью.
Цель работы с одарёнными детьми. Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей .
Основные задачи . 1.Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми. 2.Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности. 3.Давать современное образование, используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей. 4.Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях. 5. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей. 6.Организация разнообразной внеурочной деятельности. 7. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей. 
Ожидаемые конечные результаты. Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик; По окончании начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии Казахстана. Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая своё отношение к ним. Участвовать в различных конкурсах, (Областных , международных, городских, республиканских и районных) способствующее позиционированию ОУ. 
Принципы работы с одарёнными детьми • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся). • Принцип опережающего обучения. • Принцип комфортности в любой деятельности. • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. • Возрастание роли внеурочной деятельности. • Принцип развивающего обучения. 
Модель одаренного ребенка: - Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально; - личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда; - личность, способная осуществить самостоятельную деятельность; - личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;  - личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения; - личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей. Проблемы одаренных детей 1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами. Уязвимость одарённых детей 1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано. 2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, так как постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. 
Обучение одаренных детей Возникает много сложностей в обучении одарённых детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении. • Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку • Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой. • Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. • Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям • Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей. • Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.• Научить детей прослеживать межпредметные связи. 
Виды и формы работы с одарёнными детьми. Виды работы в урочной деятельности. • Работа в малых группах • Индивидуальные задания • Проектно-исследовательская деятельность • Разноуровневые задания • Нестандартные задания (творческого характера) • Проблемно-развивающее обучение. 
Внеурочная работа. • Подготовка и проведение олимпиад и конкурсов по предметам • Внеклассные мероприятия • Соревнования • Работа актива класса • Работа в малых группах. 
Формы работы с одаренными учащимися: • групповые занятия с одаренными учащимися; • факультативы; • предметные кружки; • кружки по интересам; • конкурсы; • участие в олимпиадах; • работа по индивидуальным планам; • интеллектуальные марафоны
Одной из самых распространенных форм работы с одаренными детьми является предметная олимпиада школьников.
Олимпиада охватывает три этапа, первоначально, проводится школьная олимпиада, в ней принимают участие все желающие школьники одной школы. Второй этап- городской, в нем принимают участие учащиеся различных школ, прошедшие олимпиаду на школьном уровне. Последний этап-республиканский, в нем принимают участие ученики, занявшие первые и вторые места на городской олимпиаде.История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, познание его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Всем известно выражение: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколений. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций.
Одной из значительных задач истории Казахстана является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из главных среди выдвинутых Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан - 2030». Патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым, поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня важными задачами образования учащихся.
Олимпиадные задания по   истории Казахстана поделены на 3 группы:
1 группа - 6-7 классы;  
2 группа - 8-9 классы;  
3 группа - 10-11 классы.
Все задания объединяет одна тема, например : «Героическая борьба   народов Казахстана за независимость».
Олимпиадные задания ориентированы на учащихся, интересующихся   историей Казахстана.  Участие в дистанционной олимпиаде  позволит им получить новые знания, развить интерес к  истории своей Родины, и в целом, поднять информационную культуру школьников. Самостоятельная подготовка ребят формирует познавательную активность,  поисковый азарт и логическое мышление.
Основой ля формирования олимпиадных заданий по предмету История Казахстана» является Государственный стандарт РК и образовательная программа по истории. Однако при этом учитывается и специфика олимпийского движения, требующая неординарных заданий, которые успешно могут решить наиболее подготовленные учащиеся, обладающие широким кругозором, аналитическиммышлением, многофакторным подходом при характеристике исторического процесса, владеющим источниковедческим, историографическим, фактологическим и теоретическим материалом (концепциями, понятиями, терминами и др.), способностью к конструктивной аргументации суждений и выводов и оригинальному решению исторических проблем.Среди общих критериев оценки уровня подготовленности участников олимпиады, которых придерживаются конкурсные комиссии в разных классах и на разных этапах олимпиады, следует отметить следующие:
помимо знания фактов, предусмотренных обязательным минимумом, школьники должны уметь излагать свои суждения о причинно-следственных связях отдельных событий, явлений отечественной истории;
владеть навыками выявления характерных, наиболее существенных признаков исторических явлений и процессов, классификации их по указанным признакам; объяснения мотивов, целей и результатов деятельности отдельных исторических личностей;
иметь общие представления об актуальным, приоритетным проблемам отечественной истории, о современных концептуальных подходах к ним, об авторах выдвинутых концепций, их аргументации в приверженности к той или иной концепции;
аргументировано определять и обосновывать свое отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям исторической эпохи;
аналитически подходить к изложению истории Республики Казахстан в контексте мировой истории, выявлять общее для всего человечества и особенное в истории собственной страны;
иметь навыки проведения сравнительного и сопоставительного анализа исторических процессов и явлений;
четко определять основные тенденции и закономерности исторического процесса в отечественной истории, их основные черты и характеристики;
уметь ясно и логически грамотно излагать (как письменно, так и устно) свои суждения, строить умозаключения и четкие выводы по излагаемой проблеме:
использовать исторический источник в качестве иллюстрации и историографические исследования в подтверждение или опровержение той или иной точки зрения на рассматриваемую проблему;
владеть навыками привлечения к анализу рассматриваемых проблем научную терминологию, стремясь к лексически и стилистически грамотному описанию явлений и процессов отечественной истории. При составлении конкурсных заданий олимпиад учитывается объем пройденного на уроках материала к моменту их проведения, а также остаточные знания материала предшествующего класса, данное условие не распространяется на задания областной и республиканской олимпиад, содержание которых может варьироваться и охватывать объем всего материала текущего либо предшествующего классов.
Важным принципом формирования олимпиадных заданий на всех уровнях является использование различных источников исторической информации не только школьных учебников, но и дополнительной научной литературы в качестве содержательной базы олимпиады. Помимо письменных заданий по конкретно названной исторической проблематике, в комплект заданий входят различные задачи, построенные с определением образования логического ряда событий, понятий, имен, названий с определений лишнего или пропуска в этом ряду: установления соответствий или синхронизации позиций (например, автор и его произведение, или выстраивание событий в хронологической последовательности); заполнения пропусков в тексте (дат, терминов, событий, имен), определения правильности либо ошибочности утверждений, восстановления фрагментов исторических источников, анализа иллюстративного ряда и т.д.
Следует отметить, что к письменным работам любого этапа предъявляются одни и те же требования, а именно:
1.Письменная работа предоставляется в форме исторического сочинения (эссе-размышления) на конкретно поставленную отдельную тему (с подвопросами, объединенными общей тематикой), либо в форме различных проблемных вопросов, на которые учащиеся должны дать ответы в виде мини-сочинения.
2. Каждый отдельный ответ на поставленный в теме вопрос оценивается в 10 баллов (вне зависимости от количества вопросов) по следующим критериям: шкале:
2.1 Знание конкретной проблемы и степень ее раскрытия - 5 баллов;
2.2 Использование и цитирование исторических источников со ссылкой на соответствующую литературу - 1 балл;
2.3 Логическое и аналитическое мышление, грамотность, стройность и стиль изложения - 2 балла.
2.4 Способность к конструктивным выводам и умозаключениям в концекаждого ответа - 2 балл.
Допустимо использование десятичной дроби, например, 0,5 балла при оценке неполного соответствия ответа указанному критерию.
Организация и проведение республиканской олимпиады школьников по предмету «История Казахстана»
Школьный (I) и районный (II ) этапы олимпиады проводятся в 2 тура в течение одного дня.
Первый тур предполагает выполнение индивидуальной письменной работы, состоящей из трех, разной степени сложности, вопросов, на каждый из которых должен быть дан развернутый ответ.
К прохождению второго тура допускаются только те участники, которые набрали по результатам первого тура не менее 25 баллов.
Второй тур школьной олимпиады включает 20 вопросов, требующих однозначного ответа. На районной олимпиаде второй тур состоит из двух заданий. Первое задание - тестовое (20 тестов различного уровня сложности) (максимальная оценка - 20 баллов), второе - историческая головоломка (максимальная оценка -10 баллов).Время проведения 2 тура школьного этапа - 30 минут, районного -соответственно 30 мин. и 10 мин. Перерыв между турами 15-20 мин.
В целом, по двум турам участник может набрать максимальный балл в 50 единиц на школьной и 60 - на районной олимпиаде. Проходной балл на областной этап составляет 50 баллов.
Задания областного (III) этапа оцениваются в соответствии с качественными критериями, изложенными в преамбуле настоящих методических рекомендаций. Письменная работа состоит из 5 вопросов, оцениваемых в 10 баллов каждый. Таким образом, максимальная оценка 1 тура составляет 50 баллов.
2 тур включает проведение тестирования по 30 вопросам, ответы на которые оцениваются в 1 (один) балл. Общая суммарная оценка областного этапа олимпиады составляет 80 баллов. По результатам проведения третьего этапа на отборочный этап направляются три признанные лучшими работы призеров по 9-му, 10-му, 11-му классам. Пороговый балл для прохождения на отборочный этап Республиканской олимпиады должен быть не менее 65 баллов.
Олимпиада проводится в течение 2 дней, время проведения второго тура - 45 минут.
Члены Комиссии отборочного (IV) этапа проводят по единым критериям плательную проверку присланных с областных олимпиад работ конкурсантов и определяют участников заключительного этапа.
На заключительном (V) этапе олимпиада по предмету «История Казахстана» проходит в два тура в течение четырех дней. В первый день учащимся предлагается написать историческое сочинение в форме эссе по существу поставленных в задании вопросов. На второй день участников олимпиады знакомят с результатами первого тура. На третий день проводится 2 тур, который включает тестовые и поощрительные логические задания. После 20 минутного перерыва члены жюри проводят устное собеседование. На четвертый день оглашаются результаты конкурса. Максимальный суммарный балл победителя Республиканской олимпиады может достичь 100 баллов (письменная работа - 50 баллов, устное собеседование 10 баллов, тестовое задание - 30 баллов, а с учетом поощрительных баллов за логические или иные задания (бонус) еще 10-15 баллов.В первом и втором турах участвуют все учащиеся, прошедшие отборочный тур.
II. Общие требования к оформлению работ учащихся всех классов
I. Все письменные работы по первому туру должны быть выполнены в ученическиx тетрадях (в линейку) с полями.
2. При проведении тестирования участникам выдаются листы с тестовыми заданиями и листы для ответа на них, выполненные по следующей форме:
№ теста 1вариант ответа 2 вариант ответа 3 вариант ответа
1-ый - +  
3. В соответствующей графе, где на взгляд участника олимпиады содержится правильный ответ, ставится символ «+», в других графах - прочерки. Графы, в которых имеются помарки и зачеркивания, воспринимаются жюри как неоднозначный ответ и не принимаются во внимание при подсчете правильных ответов.
NOTA BENE: Обязательное требование для членов областного жюри: в тетради конкурсанта (в конце выполненной учащимся письменной работы) проверяющими выставляются баллы в таблице:Критерии оценки Знание конкретной проблемы и степень ее раскрытия Использование и
цитирование
исторических
источников соссылкой насоответствующую
литературу Логическое и
аналитическое
мышление,
грамотность,
стройность и
стиль
изложения Способность к конструктивным выводам и умозаключениям в конце каждого ответа
1 ответ        
2 ответ        
3 ответ        
4 ответ        
5 ответ        
Итоговая суммарная оценка - баллов (подпись проверяющего)
На полях листов с выполненными тестовыми заданиями проверяющим напротив правильного ответа ставится знак «+», неверный ответ помечается знаком «-». В нижнем правом углу выставляется общая оценка и подтверждается подписью проверяющего. Общий результат победителей 3 этапа олимпиады необходимо кратко прокомментировать (на отдельном листе) с развернутым оценочным анализом по предъявляемым критериям, вышеозначенным в данном тексте. В конце комментария поставить подпись проверяющего.
Перечень олимпиадных заданий (городская и районная олимпиада) 2013-2014учебный год
8 класс
1 тур. Письменная работа.
(Максимально оценивается в 30 баллов, по 10 баллов за каждый ответ на конкретно поставленный в теме вопрос)
Тема: джунгаро-казахские войны в
XVII-начале XVIII веков
1. Характер военных действий во второй половине XVII в. и усиливающаяся экспансия Джунгарского ханства в первой трети XVIII в.
2. Первый курултай казахских общин, военные поражения казахов в 1716-1718 гг. «Актабан шубырынды».
3. Всеказахская борьба против джунгарской агрессии: организация политического и военного противоборства со стороны казахов, организаторы борьбы против джунгар.
Ответы дать по существу вопроса.
9 класс
1 тур. Письменная работа.
(Максимально оценивается в 30 баллов, по 10 баллов за каждый ответ на конкретно поставленный в теме вопрос)
Тема: РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО В 1867-1868 гг.
1. «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях Туркестанского генерал-губернаторства» (июль 1867 г.), его цель и содержание.
2. «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» (октябрь 1868 г.), его цель и содержание.
3. Результаты реализации реформ 1867-1868 гг.
Ответы дать по существу вопроса.
10 класс
1 тур. Письменная работа.
(Максимально оценивается в 30 баллов, по 10 баллов за каждый ответ на конкретно поставленный в теме вопрос)
ТЕМА: Массовые политические репрессии в Казахстане в 1930-х гг.
1. Организованные политические процессы над казахстанцами.
2. Депортация народов в Казахстан в конце 1930-х гг.
3. Расправа с идейной и политической оппозицией. Масштабы репрессий.
Ответы дать по существу вопроса.
11 класс
1 тур. Письменная работа.
(Максимально оценивается в 30 баллов, по 10 баллов за каждый ответ на конкретно поставленный в теме вопрос)
ТЕМА: КАЗАХСТАН НАКАНУНЕ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ (1985-1991 гг.)
1. Социально-экономическая ситуация в Казахстане во второй половине 1980-х гг. и нарастание социально-экономического кризиса в этот период.
2. Политические процессы в Казахстане в рассматриваемый период.
3. Динамика этнических процессов и национальная политика в рассматриваемые годы.
Ответы дать по существу вопроса.
Перечень олимпиадных заданий (городская и районная олимпиада) 2014-2015 учебный год
8 класс
1 тур. Письменная работа.
(Максимально оценивается в 50 баллов, по 10 баллов за каждый ответ на конкретно поставленный в теме вопрос)
ТЕМА: ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА в XV-XVII вв.
1. Единая духовная культура и тесное взаимодействие тюркской, монгольской и исламской культурных традиций. Обычаи, обряды и традиции (при хозяйственной деятельности, свадебные, погребально-поминальные и другие).
2. Устное народное поэтическое творчество – произведения лиро-героического эпоса «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Кыз Жибек» и другие. Письменные памятники.
3. Представители индивидуальной поэзии – жырау. Шалкииз Тленшиулы, Доспамбет жырау, Жиембет жырау, Маргаска.
Ответы дать по существу вопроса.
9 класс
1 тур. Письменная работа.
(Максимально оценивается в 50 баллов, по 10 баллов за каждый ответ на конкретно поставленный в теме вопрос)
ТЕМА: КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
1. Усиление колониальной политики царизма в Казахстане, изъятие казахских земель, переселенческая политика и демографическая ситуация.
2. Начало рабочего движения в Казахстане: забастовки, петиции.
3. Нарастание национально-демократического движения, казахская национальная интеллигенция – А. Букейханов, М. Дулатов, А. Байтурсынов и др.
Ответы дать по существу вопроса.
10 класс
1 тур. Письменная работа.
(Максимально оценивается в 50 баллов, по 10 баллов за каждый ответ на конкретно поставленный в теме вопрос)
ТЕМА: ЭПОХА БРОНЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
(II тысячелетие –I тысячелетие до н.э.)
1. Андроновская культура эпохи ранней и средней бронзы. Освоение технологии выплавки металла. Хозяйство андроновцев. Горное дело и металлургия. Керамика, гончарное дело, ювелирное искусство. Домашние промыслы и ремесла. Строительство поселений и жилищ. Аркаим и «Страна городов».
2. Общественные отношения. Искусство, верования и культы андроновцев. Особенности и отличительные черты андроновской культуры.
3. Изменение (аридизация) климата на территории Казахстана. Зарождение кочевого скотоводства. Бегазы-Дандыбайская культура поздней бронзы, ее особенности и отличительные черты. Расслоение общества поздней бронзы.
Ответы дать по существу вопроса.
11 класс
1 тур. Письменная работа.
(Максимально оценивается в 50 баллов, по 10 баллов за каждый ответ на конкретно поставленный в теме вопрос)
ТЕМА: БОРЬБА КАЗАХСКОГО НАРОДА ПРОТИВ КОЛОНИАЛИЗМА ПОД РУКОВОДСТВОМ КЕНЕСАРЫ КАСЫМОВА
1. Причины освободительного движения – создание приказов, земельные ограничения, налоговая политика, ликвидация ханской власти. Цель, характер и движущие силы движения – воссоздание независимого Казахского ханства, общенациональный характер движения, участие в движении всех социальных групп.
2. Этапы восстания, как наивысшего проявления движения. Основные события восстания, в том числе, отдельные сражения.
3. Личность Кенесары Касымова – батыра, полководца, политика, дипломата.
Ответы дать по существу вопроса.