Методическое руководство к открытому уроку по русскому языку в 4 классе «Нахождение главных и второстепенных членов предложений по вопросам, их графическое выделение в предложении»


Тема урока: Нахождение главных и второстепенных членов предложений по вопросам , их графическое выделение в предложении.
Цели :
Образовательные : обобщить знания о главных и второстепенных членах предложения, закрепить умения выделять словосочетания , разбирать предложения по членам , провести контроль.
Развивающие: создать условия для развития наблюдательности , логического мышления , умения рассуждать.
Воспитательные : способствовать развитию чувства взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование : интерактивная доска
Методы : самостоятельная работа , проблемные ситуации ,творческая работа ,межпредметная связь, внешняя мотивация и стимуляция внутренней мотивации , хороший психологический настрой.
Структура и ход урока
Оргмомент.
-Дорогие , ребята сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из разных школ. Я надеюсь , что вы сумеете показать , чему вы научились за это время. На уроке мы будем выполнять задания , давать полные ответы ,грамотно писать , слушать вопросы учителя .
-Сейчас мы проведем с вами цветодиагностику ,узнаем ваше эмоциональное настроение на начало урока. ( слайд)
2. Каллиграфическая минутка.
Г г гр гф графика графическое изображение
- Как вы понимаете графическое изображение?
-Какая синтаксическая единица перед вами ? ( словосочетание)
-Используя прилагательное графическое , составьте другие словосочетания .(устно) ( графический редактор , графический разбор , графическое подчеркивание , графическое выделение )
-Итак , графическое изображение – средство , оформление при помощи чертежей , линий или фигур.
- А в предложение можно использовать графику ? Что такое предложение ? Можно ли предложение изобразить графически ?( слайд) Графические элементы используются для выделения в предложении главных и второстепенных членов предложения.
3 .Актуализация знаний.
- Ребята , о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка ?
-Посмотрите на тему урока. Как вы считаете , чем нам предстоит заняться ? Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Итак , мы будем повторять изученное по теме «Главные и второстепенные члены предложения и их графическое выделение»
- Какие бывают члены предложения ? Назовите их . По наличию второстепенных членов предложения , какие они бывают предложения ? Виды предложений по цели высказывания ? По интонации ?4.Работа по теме урока.
4.1. – Теперь все , что мы знаем по теме составим интеллектуальную карту по теме «Предложение» ( слайд )
4.2. Физминутка. ( видео)
4.3. – Скажите , ребята , а какую тему мы проходим по познанию мира ? ( космос ) Какой величайший подвиг подарил человек апрелю ?
- Выход в космос первого в мире смельчака 12 апреля 1961 г. И смельчаком был простой парень Ю. А. Гагарин. О нем и о космосе мы будем говорить на уроке.
- Сейчас мы посмотрим фрагмент из документального фильма «Старт первого космонавта» ( видео)
- На доске записано предложение , которое произнес перед стартом
Ю. А. Гагарин
Могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной.
- Составьте к нему графическую схему. ( проверка)
-Ребята мы ведь живем в Казахстане . Каких вы знаете казахстанских космонавтов ? ( Тохтар Аубакиров , Талгат Мусабаев)
4.4. «Цифровой диктант»
- Укажите цифрой в тетради :
1. Предложения , в которых есть определения
2 Предложения , в которых есть обстоятельства
3 Предложения , в которых есть дополнения
( взаимопроверка )
Код 1. 1,2,3,4,5,6; 2. 3 ,4, 5 ; 3. 1,2, 6
Бесконечный космос манит к себе людей.
Солнце освещает и согревает нашу зеленую планету.
Космические корабли вышли на околоземную орбиту.
В космосе работает международная космическая станция
Солнечные батареи используются на космических кораблях.
Искусственные спутники Земли ведут наблюдения за звездами ,небесными телами.
4.5.Словарная работа.
- Запишите ответы , поставьте ударение , подчеркните орфограммы.
1.Пространство , в котором расположены все небесные тела ? Космос.
2.Ближайшая звезда к Земле ? Солнце.
3. Как называют человека , побывавшего в космосе ? Космонавт.
4.Гигантское скопление звезд , звездная система ? Галактика.
5. Ракетно – космический комплекс , где производится сборка и запуск ракеты- Носителя? Космодром.
Проверка. Составьте предложение с одним из этих слов, разберите по членам предложения.
4.6. Работа с учебником с.228 у. 580 по вариантам.
4.7. Тесты ( слайд)
4.8. Домашнее задание с.229 у. 582 по заданию.
5. Подведение итога урока.
-Что нового узнали на уроке ? Какое задание понравилось больше ? Почему ? Что не удалось выполнить сразу ? Почему ? С каким настроение заканчиваем урок ? Проведем цветодиагностику на конец урока и сравним с началом урока .( слайд )